Тема воспитания патриотических чувств у детей на современном этапе достаточно актуальна. В Федеральном государственном образовательном стандарте отмечается один из принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Для формирования данных представлений важно направить процесс восприятия событий окружающего мира. Когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями об истории своей страны, ее традициях, духовных ценностях, можно говорить о воспитании патриотических чувств. Прошло много времени со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, и у детей недостаточно знаний о ней: о подвигах солдат и рядовых граждан на фронтах и в тылу, о городах-героях, о наших земляках, героически сражавшихся за освобождение родного города, об участии членов семьи старшего поколения в этой войне. Задача взрослых сохранить память о Великой Отечественной войне и Дне Победы, иначе связь времен и поколений будет прервана. К сожалению, во многих семьях эта тема не считается важной, и дети не получают дома нужной информации. Встает непростой вопрос: как донести до детей знания о Великой Отечественной войне и смысл праздника Победы. Исходя из этого, мы решили организовать проект «Детям о войне и Дне Победы».
Цель проекта: Формирование у детей осознанного отношения к празднику Победы, как результату героического подвига народа в Великой Отечественной войне.
Для реализации поставленной цели были определены задачи проекта:
- расширение знаний детей об исторических фактах военных лет;
- углубление знаний о героях войны и героях нашего Брянского края, о том, как народ чтит их память;
- повышение интереса к истории своей семьи, получение информации о своих родных – участниках Великой Отечественной войны;
- формирование представлений о Великой Отечественной войне через образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»,
- развитие активного словаря детей, умения выражать свои мысли и суждения;
- вызвать у детей желание реализовывать полученные знания о военных событиях в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой и др.);
- познакомить детей со сложившимися традициями празднования Дня Победы в нашей стране;
- воспитание чувства гордости за свою Родину, уважительного отношения к ветеранам, памяти павших воинов;
- проводить работу с дошкольниками в данном направлении в тесном содружестве с родителями.
Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели группы, логопед, музыкальный руководитель, родители.
Срок реализации: долгосрочный (период: январь — май.)
Тип проекта:
По характеру: внутри дошкольного учреждения;
По количеству участников: коллективный
Предполагаемый результат. Мы надеемся, что в результате осуществления проекта «Детям о войне и Дне Победы» получим следующие результаты:
- у детей сформируется осознанное отношение к празднику Победы
- будут восстановлены утраченные связи между поколениями, дети будут гордиться своими предками
- дети с уважением и благодарностью будут относиться к ветеранам.
Этапы проекта.
Подготовительный этап.
- Определение цели и задач проекта.
- Выявление степени сформированности представлений у детей о «Великой Отечественной войне.
- Изучение методической, исторической литературы по теме, подбор художественной литературы для дошкольников о войне.
- Подбор материала о Великой Отечественной войне (наглядный материал, видеоматериал, видеоролики документальных фильмов, песни военных лет и др.)
- Проведение анкетирования среди родителей.
Основной этап.
Проведение образовательно-воспитательной работы:
Познавательное развитие:
«Как началась война», «Важнейшие битвы Великой Отечественной войны», «Великие подвиги», «Города-герои», «Герои Брянского края», «Кому и за что поставлены памятники», «Награды Родины», «Дети войны», «Защитники Отечества», «Праздник Победы»
- Рассматривание иллюстраций, плакатов и репродукций картин:
К. Юон «Парад на Красной площади», В. Таутиев «В минуты затишья», П.Кривоногов «Победа», П.Корин «Портрет маршала Советского Союза Г.К. Жукова, М. Самсонов «Парад Победы», В. Сибирский, Е.Данилевский «Штурм Берлина», Б. Окороков «Перехватчики», В. Дмитриевский «Везде пройдут».
- Просмотр отрывков из видеофильмов о Великой Отечественной войне ( «Битва за Сталинград», «Блокада Ленинграда»).
- Проведение беседы с использованием мультимедийных средств на тему «Дети-герои войны», при участии сотрудников детской библиотеки.
- Проведение викторин:
«Помнить и знать», «Наша армия».
- Подбор дидактических игр (в том числе авторских):
«Разведчики», «По памятным местам г. Брянска», «Что лишнее и почему?», «Собери картинки», «Назови рода войск», «Выложи военную технику из палочек», «Обведи по точкам», «Цепочка слов»
"Социально-коммуникативное развитие"
- Посещение музея П. Камозина (в школе № 11).
- Возложение цветов к памятнику
- «Война глазами очевидца» (встреча с участником Великой Отечественной войны)
- Организация сюжетно-ролевых игр: «Разведчики», «Госпиталь», «Мы военные», «Партизаны»
"Художественно-эстетическое развитие":
- Рисование: «Салют над городом в честь праздника Победы», «Солдат на посту», "Нам нужен мир" (коллективная работа)
- Аппликация: «Поздравительная открытка ветерану», «Военные корабли»
- Лепка: барельеф «Дедушкина медаль», «Танк»
- Прикладное творчество: «Солдатики» (тестопластика), «Военная техника» (бросовый материал)
- Конструктивно-модельная деятельность: "Самолет", "Наши защитники", "Корабль", "Парад победы" (коллективная работа).
- Самостоятельно организованная детьми продуктивная деятельность: впечатления после прослушанных рассказов о Великой Отечественной войне.
- Слушание музыкальных произведений:
муз. Покрасс «Три танкиста», муз. Блантера «В лесу прифронтовом», муз. Тухманова «День Победы», муз. В. Агапкина «Прощание славянки», муз. М, Скарокадомского «Марш Победы», В. Филиппенко «Вечный огонь», Г. Свиридов «Военный марш», муз. И. Кватун «И тобой, прадедушка я горжусь», М. Исаковский «Катюша».
Речевое развитие:
- Чтение художественной литературы:
А. Митяев «Шестой-неполный», «Подвиг солдата», «В холодном море», Л. Кассиль «Твои защитники», О. Алексеев «Горячие гильзы», «Идет война народная», «От Москвы до Берлина», «Они защищали Москву», «Последний штурм», К. Гриб «Митя-партизан», «Дети военной поры», Ю. Яковлев «Война», «Как Сережа на войну ходил», М. Шевченко «Метельная ночь», С. Баруздин. «Шел по улице солдат», Я. Макаренко «Знамя Победы», К. Паустовский «Стальное колечко», С. Георгиевская «Галина мама».
-Заучивание стихов:
Ю. Коринец «Неизвестный солдат», Е. Благинина «Шинель», М. Владимиров «Что такое день Победы», М. Плятсковский «Майский день», Н. Юркова «Победа», С. Маршак «Мальчик из села Поповки», Н. Томилина «День Победы 9 Мая», Л. Дерягина «Салют Победе».
- Чтение пословиц: о войне и о солдатах, разбор их смыслового содержания.
- Участие в конкурсе чтецов: групповом, общесадовском, районном.
- Разгадывание кроссвордов.
"Физическое развитие":
- Проведение подвижных игр, эстафет: «Панфиловцы», «Крепость», «Срочное донесение».
- Спортивный праздник, посвященный Дню защитника Отечества "Сильные и смелые."
Работа с родителями:
- Родительское собрание на тему: "Воспитываем детей патриотами"
- Консультации: «Знакомим детей с защитниками Отечества», «Знакомим с достопримечательностями города», «Воспитываем патриотические чувства с детства».
- Папка-передвижа «Что можно рассказать детям о войне и дне Победы.
- Беседы: «Как сохранить связь поколений», «Как знакомить детей с военными событиями»
- Участие родителей в сборе информации о своих родных-участниках Великой Отечественной войны;
- Помощь в подборе наглядного материала по теме;
- Выполнение домашних заданий с детьми (составить рассказ, нарисовать рисунок на военную тему, посмотреть парад и др.)
- Участие в конкурсе по изготовлению поделок из разнообразного материала.
Заключительный этап.
- Создание мини-музея «Никто не забыт, ничто не забыто».
- Выставка детско – родительских работ «Великой Победе посвящается»
- Создание коллективного панно «Нам нужен мир».
- Проведение открытого интегрированного занятия в группе на тему: «Книга памяти".
- Тематический музыкальный праздник "Священный праздник -День Победы".
Вывод:
Разработанный и реализованный проект «Детям о войне и дне Победы» показал свою эффективность:
- У детей повысился интерес и серьезное отношение к изучению темы о Великой Отечественной войне.
- У дошкольников появилось осознанное отношение к празднику Победы, дети поняли, какой ценой она была достигнута, насколько трудными были шаги к ней.
- Наблюдается положительная динамика в формировании представлений детей о Великой Отечественной войне и событиях с ней связанных.
- Созданы благоприятные условия для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности (пополнился уголок патриотического воспитания, игротека новыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм)
- Повысилась активность родителей по патриотическому воспитанию детей, восстанавливались связи поколений в семьях через память о войне.
- Родители благодарны дошкольному учреждению о проделанной работе.
|