Аннотация: В статье описываетсякакую роль логоритмические упражнения играют в коррекции речевого развития дошкольника. Ритмические движения, игры, пение активизируют деятельность мозга ребенка, поэтому рекомендуют заниматься логоритмикой в доступной для детей форме.
Ключевые слова: логоритмика, релаксация, игра, дошкольники.
Логопедическая ритмика — комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основа логоритмики — это движение, музыка и речь.
Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми.
- Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.
- Развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагают детям в сочетании с какой — либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.
На подготовительном этапе используются упражнения на развитие:
- Общих речевых навыков — дыхание, голоса. Это различные распевки.
- Упражнения на формирование чувства ритма, темпа и памяти (моторной, зрительной и слуховой) — это различные музыкально – ритмические упражнения и тренажи;
- Упражнения, способствующие формированию фонематического восприятия (по различению шумовых, а затем и музыкальных звуков);
- Подвижные игры с разнообразными дидактическими задачами (формирование двигательных навыков, эмоционально-волевых качеств, а так же расширение словарного запаса и закрепление в речи детей определенных грамматических конструкций)
Все эти виды заданий сочетаются с упражнениями на развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве, координации движений и регуляции мышечного тонуса.
Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка.
Задачи:
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- формирование правильного дыхания;
- развитие способности ориентироваться в пространстве;
- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
- развитие фонематического слуха, просодических компонентов;
- формирование навыка релаксации;
- развитие и коррекция музыкально-ритмических движений.
Музыкально — ритмические движения — одна из форм коррекции нарушений слоговой структуры.
Развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, речеслуховую память, помогают выработке правильного ритма дыхания
Например: чередование ходьбы на носочках, в полуприседе: “Кусты, кустарнички” (тема “Деревья”);
Дыхательные упражнения: помогают выработке диафрагмального дыхания, увеличивают объем легких, продолжительность и силу выдоха.
Например: Гусь (тема “Домашние птицы”)
Вдох через рот, выдох через рот. На выдохе произнесение звука “Ш-Ш-Ш”
Упражнения для развития мелкой моторики.
Ученые установили прямую зависимость, существующую между развитием речи ребенка и координацией движений пальцев рук. Развивая пальчики – развиваем речь!
Игры на развитие фонематического слуха.
Фонематический слух – это систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.
Мимические упражнения: способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения.
Например:
- Обезьянки — кривляки.
- Сердитый тигр.
- Испуганный тушканчик. (Е. А. Пожиленко)
Оркестр шумовых инструментов: включает в работу слуховой, зрительный анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук.
Для поддержания интереса к исполнению музыкальных произведений используются разнообразные оркестры детских инструментов:
Оркестр “Шуршалочки” (листочки из гофрированной бумаги, “салютики” из нарезанных полосок целлофана, коробочки от киндер — сюрпризов)
- “Ложкари” (ложки разных размеров)
- “Калинка-малинка” (инструменты изготовлены из пластмассовых стаканчиков из-под мороженого в форме ягод)
- “Бубенцы (используем колокольчики и бубенчики для рыболовных снастей)
- “Копытца” (деревянные чурочки с выемками в середине, большие скорлупки от грецких орехов).
Пение: тренирует периферические отделы речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного. Песни сопровождаются движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга. Для привлечения малоактивных и застенчивых детей вносим маски, элементы костюмов, атрибуты, игрушки и проводим инсценировки.
Чтобы добиться плавной и выразительной речи с детьми, имеющими речевую патологию, нужно много петь.
Если на I этапе разучивание песни происходит на 6-8 занятиях, то уже к концу II этапа дети быстрее запоминают слова, их пение становится выразительнее, дикция более четкой, многие дети удерживают дыхание до конца фразы. А к концу III этапа вокально-хоровые навыки, становятся, более совершенны и качественны.
Игры: развивают память, внимание, плавность, координации движений, ориентировку в пространстве, эмпатию, позитивное самоощущение.
Слушание – релаксация: активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом; возвращает детей в спокойное состояние.
Танцы: развивают чувство ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве, учат соотносить свои движения с темпом, ритмом музыки. Танцы исполняются детьми по показу взрослого, а впоследствии самостоятельно.
Такое построение коррекционной работы позволяет добиться устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия, повышает результативность в усвоении практического материала. При помощи точной дозировки таких слуховых раздражителей, как темп, ритм, динамика музыки и слова, логоритмика обеспечивает коррекционную направленность речевого и музыкального развития дошкольников.
Список использованной литературы.
- Басов М.Я. Движения под музыку. – В кн.: Избранные психологические произведения. -М., 1975. С.147-149.
- Богданова Е.В., Жихарева Н.Б. Основные направления дифференцированной работы с заикающимися подростками в условиях стационара. – В сб.: Расстройство речи и методы их устранения. – М., 19/5. С. 103-149.
- Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — М., 1985. — 191с.
- Волкова Г. А. Психолого-логопедическое исследование заикающихся детей дошкольного возраста. — Л., 1982. С.53-69.
- Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. — М., 1968. С. 142—188; 206—230.
- Хватцев М.Е. Логопедия. –М. 1959.
|