Авдеева Наталья Борисовна. Как научить ребенка не бояться сцены

Как научить ребенка не бояться сцены

Большинство людей мечтают о том, чтобы говорить ясно, ярко и убедительно. Современным детям уже с младшего возраста просто необходимо учиться, не бояться выступления на публике. Без этого умения нельзя рассчитывать на серьезные жизненные достижения. Если вашему ребенку предстоит участие в утреннике, конкурсе, другое выступление – как победить страх, как привлечь внимание зрителя и как его удерживать?

Причинами появления страха на сцене для детей являются следующие факторы:

  • негативное мнение сверстников,
  • неудачные попытки прошлых выступлений,
  • плохая оценка слушателями о проделанной работе,
  • излишняя застенчивость, запугивание.

Первопричиной большинства психологических проблем ребенка дошкольника являются необдуманные действия родителей. Начиная со старшего дошкольного возраста большое значение имеет утверждение среди сверстников. Каждый пытается в чем-то преобладать, показать свое «Я».

Значит, преодоление сценического волнения, в силу сложности данного явления и многочисленности его факторов, влияющих на психологическое состояние ребенка перед выступлением, является комплексным процессом, включающим как внутреннюю психологическую тренировку не только взрослого, но и дошкольника.

 

Все мы очень индивидуальны, у каждого своя ситуация, поэтому нет одного решения и волшебной таблетки для всех. Хочу предложить вам несколько рекомендаций, которые помогали другим детям. Возможно, что-то подойдет и вам.

Волнение перед выступлением всегда сопровождается выбросом адреналина, который бушует внутри и не дает нам сосредоточиться. Важно дать ему выход. Придумайте для ребенка удобную физическую активность, чтобы снизить страх. Потом нужно немножко отдохнуть — и можно выходить к зрителям.

Существует мнение, что присутствие родителя в зале — мощная поддержка для ребенка, который занимается танцами, пением или ходит в театральный кружок. Часто так оно и есть, но не всегда. Некоторые дети не хотят, чтобы родители присутствовали в зале и видели их выступление.

Не надо спорить, уговаривать и тем более вызывать чувство вины: «Как же я не пойду и не увижу?! Мы же столько готовились, и я останусь без твоего выступления?!», «Ты меня не увидишь, я постою далеко-далеко», «А кто же будет тебя снимать?! Нет, я буду перед сценой! Нам же еще бабушке видео надо отправить».

Ваша задача — помочь ребенку освоить навыки выступлений для него самого и его будущего, а не удовлетворить свои или бабушкины амбиции, то просто скажите: «Хорошо, я буду держать за тебя кулачки дома (на улице; за сценой). Если вдруг я понадоблюсь, дай мне знать».

Необходимо хорошо знать материал, с которым предстоит выступать.

Чтобы дошкольник с желанием разучивал, отрабатывал вокальный или инструментальный номер, его нужно заинтересовать, т.е. замотивировать.

Есть дети, которые, получив от музыкального руководителя предложение готовить номер к выступлению, тщательно подходят к репетиции, но выйдя на выступление перед публикой, тут же все забывают.

Для пополнения опыта ребенка-дошкольника используются разнообразные ролевые игры ( «Экскурсовод», «Учитель» и др.), различные упражнения, направленные на развитие у детей психических функций (внимание, память, автоматизированная и выразительная моторика), на обучение элементам саморасслабления и умения выражать эмоциональные состояния (упражнения психогимнастики, разработанные М.И. Чистяковой).

Очень эффективны в работе для преодоления сценического волнения театральные постановки, театральные этюды.

Например:

Этюды на выражение страха Лисенок боится (3-4 года)

Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут. Выразительные движения:

поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз.

Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды. Упражнение выполняется под музыку горной реки.

Гроза (4-5 лет) За окном гроза. Хлещет дождь. Сверкают молнии. Грозно гремит гром. Ребенок один дома. Он стоит у окна. В момент сильного раската

грома ему становится страшно. Звучит музыка М.Раухвергера «Гром».

Выразительные движения: голова запрокинута и втянута в плечи; глаза широко раскрыты; рот открыт; ладони как бы отгораживают от лица страшное зрелище.

Страх (5-6 дет) Мальчик боится одиночества. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь… вдруг в другой комнате кто-то притаился, что тогда? Во время этюда звучит музыка Н.Мясковского «Тревожная колыбельная». Выразительные движения: голова откинута назад и втянута в плечи. Мимика: брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания.

Ночные звуки (6-7 лет) Утенок убежал с птичьего двора. Ночь застала его в

лесу. К тому же испортилась погода. Пошел дождь. Поднялся ветер. Деревья

8ромко скрипели и гнули ветви под напором ветра почти до земли, а утенку показалось, что его хватают большие темные и мокрые лапы. Перекликались

филины, а утенок думал, что это кто-то кричит от боли. Долго метался

утонок по лесу, пока нашел себе местечко, где можно было спрятаться. В

зале притемняется свет. Все дети, кроме ребенка-утенка. Изображают

деревья, коряги и пеньки. Из стульев можно сделать бурелом. Пока звучит

музыка Ф.Бургмюллера «Баллада», дети, не сходя со своих мест, принимают

угрожающие позы и издают громкие пугающие звуки: завывают, ухают и т.п.

утенок прячется в маленькой пещерке (под столом). Он собирается в комочек

и дрожит.

Когда перестает звучать музыка, включают свет. Этюд закончен. Все дети

подходят к ребенку-утенку, и по очереди слушают, как сильно и гулко бьется

у него сердце

Продумайте внешний вид. Одежда должна быть удобной и

привлекательной.

Успех выступления во многом зависит от того, как выйти. Хорошо

известно, что первое впечатление формируется в течение тридцати секунд.

Изменить его позже – намного сложнее, чем сразу произвести благоприятное

впечатление.

Нужно научить ребенка правильно выбрать позу для выступления. Ноги на

ширине плеч. Именно на ширине, а не больше и не меньше. Если будет менее

ширины плеч ( «ножки вместе»), вы почувствуете некоторую неустойчивость

- площадь опоры слишком мала. Если более ширины плеч, возникнет

ощущение развязности. Плечи и грудь расправьте. Подбородок чуть выше

линии горизонта. Глаза устремлены на публику.

4

Очень помогает практика выступления в семейном кругу. Это могут быть

воскресные обеды, к примеру, когда вы собираетесь всей семьей и каждый

готовит свое «выступление» перед зрителями: песенку, танец, спектакль

кукольного театра, доклад о чем-то интересном, рассказанный для всех. Это

не только поможет вашему ребенку гораздо лучше справляться

с выступлениями, обогатит его опыт, но и сблизит вас друг с другом.

Ваши теплые отношения — самая большая поддержка и защита для ребенка

во всем.

И самое главное:

После выступления всегда важно похвалить ребенка. Перечислите все-все,

где он был большим молодцом. Недочеты, которые есть почти всегда,

обсуждайте позже и аккуратно: «Как думаешь, что ты можешь сделать,

чтобы вот тут, это звучало еще лучше?», «Я могла бы тебе как-то помочь,

чтобы здесь ты был еще более уверенным?».

Таким образом, сценическое волнение – естественная реакция на сам факт

выступления дошкольников перед зрителями. Нужно учитывать, что

сценическое волнение может иметь, в разных соотношениях, как негативные,

так и позитивные моменты, проявляться в различных формах и видах.

Наилучший случай, когда волнение вызывает в дошкольниках празднично -

приподнятые, возбужденно-радостные чувства. Также важную роль играет

предрасположенность дошкольников к публичной деятельности, наличие у

него артистизма, или напротив, отсутствие соответствующих качеств и

свойств.

Музыкальный руководитель:

Н.Б. Авдеева

Просмотров: 470
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Багрова Татьяна Анатольевна. Родительское собрание «Чтобы избежать пожаров, нужно много детям знать»
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Кищенко Ирина Сергеевна. Тренинг на родительском собрании «Зачем ребенку нужны репетиции перед утренником».
  • Сингосина Ирина Владиславна. Музыка в жизни ребенка в течение дня
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Макаренко Елена Дмитриевна. Учите ребенка говорить — он будет лучше писать и читать.
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Главный Редактор. 50 вопросов на которые должен отвечать ребенок перед поступлению в школу
  • Залуцкая Евгения Викторовна. ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВАШЕГО РЕБЕНКА
  • Морозова Елена Викторовна. Консультация для родителей на тему: «Как преодолеть страх перед школой»
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Конспект беседы с родителями на тему: «Можно ли наказывать ребенка»
  • Кочергина Оксана Николаевна. Как научить ребенка правильно держать карандаш
  • Рябиженко Светлана Говсеповна. Выступление на общее родительское собрание «Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада»
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Ниязова Ольга. Конспект по безопасности Тема: «Чтобы с тобой не случилась беда, правила эти помни всегда»
  • Ворончихина Ольга Геннадьевна. ПРОЕКТ «ЧТОБЫ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ ДАРИТЬ, НАДО ДОБРЫМ И ВЕЖЛИВЫМ БЫТЬ»
  • Краснокутская М. В. Авторский сценарий детской музыкальной театрализации для детей дошкольного возраста на весеннем празднике «Как Татоша и Какоша помогли вернуть солнце красное, солнце ясное».
  • Залипина Светлана Петровна. 10 ФОКУСОВ, КОТОРЫЕ ПОРАДУЮТ ВАШЕГО РЕБЕНКА
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Отвечалина Ольга Борисовна. Роль родителя в половозрастной идентификации ребенка дошкольного возраста
  • Исмаилова Севиндж Гудрат Кызы. Персональная выставка творческих работ ребенка «Мир глазами ребенка»
  • Эльмира Рифовна Сабирова. На тему: «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»
  • Горина Марина Евгеньевна. Семинар-практикум для родителей «Чтоб детсадовцами стать нужно очень много знать!»
  • Климанова Вера Владимировна. Родителям - как правильно научить ребенка ПДД



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь