Большинство людей мечтают о том, чтобы говорить ясно, ярко и убедительно. Современным детям уже с младшего возраста просто необходимо учиться, не бояться выступления на публике. Без этого умения нельзя рассчитывать на серьезные жизненные достижения. Если вашему ребенку предстоит участие в утреннике, конкурсе, другое выступление – как победить страх, как привлечь внимание зрителя и как его удерживать?
Причинами появления страха на сцене для детей являются следующие факторы:
- негативное мнение сверстников,
- неудачные попытки прошлых выступлений,
- плохая оценка слушателями о проделанной работе,
- излишняя застенчивость, запугивание.
Первопричиной большинства психологических проблем ребенка дошкольника являются необдуманные действия родителей. Начиная со старшего дошкольного возраста большое значение имеет утверждение среди сверстников. Каждый пытается в чем-то преобладать, показать свое «Я».
Значит, преодоление сценического волнения, в силу сложности данного явления и многочисленности его факторов, влияющих на психологическое состояние ребенка перед выступлением, является комплексным процессом, включающим как внутреннюю психологическую тренировку не только взрослого, но и дошкольника.
Все мы очень индивидуальны, у каждого своя ситуация, поэтому нет одного решения и волшебной таблетки для всех. Хочу предложить вам несколько рекомендаций, которые помогали другим детям. Возможно, что-то подойдет и вам.
Волнение перед выступлением всегда сопровождается выбросом адреналина, который бушует внутри и не дает нам сосредоточиться. Важно дать ему выход. Придумайте для ребенка удобную физическую активность, чтобы снизить страх. Потом нужно немножко отдохнуть — и можно выходить к зрителям.
Существует мнение, что присутствие родителя в зале — мощная поддержка для ребенка, который занимается танцами, пением или ходит в театральный кружок. Часто так оно и есть, но не всегда. Некоторые дети не хотят, чтобы родители присутствовали в зале и видели их выступление.
Не надо спорить, уговаривать и тем более вызывать чувство вины: «Как же я не пойду и не увижу?! Мы же столько готовились, и я останусь без твоего выступления?!», «Ты меня не увидишь, я постою далеко-далеко», «А кто же будет тебя снимать?! Нет, я буду перед сценой! Нам же еще бабушке видео надо отправить».
Ваша задача — помочь ребенку освоить навыки выступлений для него самого и его будущего, а не удовлетворить свои или бабушкины амбиции, то просто скажите: «Хорошо, я буду держать за тебя кулачки дома (на улице; за сценой). Если вдруг я понадоблюсь, дай мне знать».
Необходимо хорошо знать материал, с которым предстоит выступать.
Чтобы дошкольник с желанием разучивал, отрабатывал вокальный или инструментальный номер, его нужно заинтересовать, т.е. замотивировать.
Есть дети, которые, получив от музыкального руководителя предложение готовить номер к выступлению, тщательно подходят к репетиции, но выйдя на выступление перед публикой, тут же все забывают.
Для пополнения опыта ребенка-дошкольника используются разнообразные ролевые игры ( «Экскурсовод», «Учитель» и др.), различные упражнения, направленные на развитие у детей психических функций (внимание, память, автоматизированная и выразительная моторика), на обучение элементам саморасслабления и умения выражать эмоциональные состояния (упражнения психогимнастики, разработанные М.И. Чистяковой).
Очень эффективны в работе для преодоления сценического волнения театральные постановки, театральные этюды.
Например:
Этюды на выражение страха Лисенок боится (3-4 года)
Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут. Выразительные движения:
поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз.
Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды. Упражнение выполняется под музыку горной реки.
Гроза (4-5 лет) За окном гроза. Хлещет дождь. Сверкают молнии. Грозно гремит гром. Ребенок один дома. Он стоит у окна. В момент сильного раската
грома ему становится страшно. Звучит музыка М.Раухвергера «Гром».
Выразительные движения: голова запрокинута и втянута в плечи; глаза широко раскрыты; рот открыт; ладони как бы отгораживают от лица страшное зрелище.
Страх (5-6 дет) Мальчик боится одиночества. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь… вдруг в другой комнате кто-то притаился, что тогда? Во время этюда звучит музыка Н.Мясковского «Тревожная колыбельная». Выразительные движения: голова откинута назад и втянута в плечи. Мимика: брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания.
Ночные звуки (6-7 лет) Утенок убежал с птичьего двора. Ночь застала его в
лесу. К тому же испортилась погода. Пошел дождь. Поднялся ветер. Деревья
8ромко скрипели и гнули ветви под напором ветра почти до земли, а утенку показалось, что его хватают большие темные и мокрые лапы. Перекликались
филины, а утенок думал, что это кто-то кричит от боли. Долго метался
утонок по лесу, пока нашел себе местечко, где можно было спрятаться. В
зале притемняется свет. Все дети, кроме ребенка-утенка. Изображают
деревья, коряги и пеньки. Из стульев можно сделать бурелом. Пока звучит
музыка Ф.Бургмюллера «Баллада», дети, не сходя со своих мест, принимают
угрожающие позы и издают громкие пугающие звуки: завывают, ухают и т.п.
утенок прячется в маленькой пещерке (под столом). Он собирается в комочек
и дрожит.
Когда перестает звучать музыка, включают свет. Этюд закончен. Все дети
подходят к ребенку-утенку, и по очереди слушают, как сильно и гулко бьется
у него сердце
Продумайте внешний вид. Одежда должна быть удобной и
привлекательной.
Успех выступления во многом зависит от того, как выйти. Хорошо
известно, что первое впечатление формируется в течение тридцати секунд.
Изменить его позже – намного сложнее, чем сразу произвести благоприятное
впечатление.
Нужно научить ребенка правильно выбрать позу для выступления. Ноги на
ширине плеч. Именно на ширине, а не больше и не меньше. Если будет менее
ширины плеч ( «ножки вместе»), вы почувствуете некоторую неустойчивость
- площадь опоры слишком мала. Если более ширины плеч, возникнет
ощущение развязности. Плечи и грудь расправьте. Подбородок чуть выше
линии горизонта. Глаза устремлены на публику.
4
Очень помогает практика выступления в семейном кругу. Это могут быть
воскресные обеды, к примеру, когда вы собираетесь всей семьей и каждый
готовит свое «выступление» перед зрителями: песенку, танец, спектакль
кукольного театра, доклад о чем-то интересном, рассказанный для всех. Это
не только поможет вашему ребенку гораздо лучше справляться
с выступлениями, обогатит его опыт, но и сблизит вас друг с другом.
Ваши теплые отношения — самая большая поддержка и защита для ребенка
во всем.
И самое главное:
После выступления всегда важно похвалить ребенка. Перечислите все-все,
где он был большим молодцом. Недочеты, которые есть почти всегда,
обсуждайте позже и аккуратно: «Как думаешь, что ты можешь сделать,
чтобы вот тут, это звучало еще лучше?», «Я могла бы тебе как-то помочь,
чтобы здесь ты был еще более уверенным?».
Таким образом, сценическое волнение – естественная реакция на сам факт
выступления дошкольников перед зрителями. Нужно учитывать, что
сценическое волнение может иметь, в разных соотношениях, как негативные,
так и позитивные моменты, проявляться в различных формах и видах.
Наилучший случай, когда волнение вызывает в дошкольниках празднично -
приподнятые, возбужденно-радостные чувства. Также важную роль играет
предрасположенность дошкольников к публичной деятельности, наличие у
него артистизма, или напротив, отсутствие соответствующих качеств и
свойств.
Музыкальный руководитель:
Н.Б. Авдеева
|