Выполнил: Воспитатель МАДОУ «Колокольчик» Бугайчук Л.В.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
В.А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Одной из ключевых задач современного дошкольного образования в рамках федерального образовательного стандарта является формирование исследовательских умений дошкольников. Целевая установка ФГОС ДО предусматривает создание комплексного, интегративного, системно – деятельного подхода к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.
Скачать конспект
В связи с этим одной из первостепенной задачей любого дошкольного образовательного учреждения становится подготовка детей дошкольного возраста к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска.
В ребенке с раннего детства зарождается исследовательская деятельность, желание проводить различные эксперименты с вещами или предметами, которые его окружают. При этом разграничивается восприятие, ребенок начинает разделять предметы по категориям: цвету, форме, размеру, назначению. У ребенка закладываются сенсорные эталоны, простые трудовые действия. В старшем дошкольном возрасте приобретенные навыки и умения в раннем возрасте переходят в исключительную деятельность познавательных мотивов. Ценность самостоятельной исследовательской деятельности устанавливается в том, что дошкольник познает окружающий мир проявляя собственную инициативу изучая и исследуя его.
Проект «Исследуем окружающий мир» направлен на формирование навыков исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Реализация проекта позволит дать детям возможность созидательно работать с разнообразным природным материалом, творчески проявлять себя при проведении различных опытов и экспериментов. В проекте взаимосвязаны многообразные досуговые и просветительские формы деятельности, одновременно представлены разнообразные формы и методы просветительской работы с родителями (законными представителями).
Проектом раскрывается решение задач познавательного развития дошкольников посредством организованных в ДОУ ряда увлекательных мероприятий, которые направлены на изучение окружающего мира и расширение мировоззрения детей старшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность. Практическое использование проекта позволит сформировать у воспитанников ДОУ знания об окружающем мире через практические навыки.
Проблема проекта: одной из актуальных проблем воспитания и становления личности ребенка, который будет проявлять интерес к самостоятельному познанию окружающего его мира, является формирование познавательных интересов.
Помимо игровой деятельности в период дошкольного возраста немаловажное место должна занимать поисковая, познавательно – экспериментальная деятельность, которая предоставит ребенку возможность самому делать открытия, приобретать самостоятельно новые навыки и умения. Но при этом каждому ребенку необходимо создать тактичное взаимодействие, сотворчество со взрослым.
Актуальность:
Познавательно – исследовательская деятельность и экспериментирование дает возможность дошкольнику более успешнее познать мир живой и неживой природы. Проводя эксперименты, ребенок пытается найти и установить взаимообусловленные зависимости и связи, познание окружающего мира в игровой форме удается ему гораздо проще и эффективнее. Чем больше будет предоставлено ребенку разнообразного материала, тем интенсивнее будет развиваться детская поисковая деятельность, ребенок получит больше новой информации и тем самым быстрее и полноценнее пройдет его развитие.
Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательно – исследовательских навыков посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
- формировать первоначальные представления об объектах окружающего мира;
- учить добывать информацию о познаваемом объекте в процессе его исследования;
- учить анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков;
- обогащать словарь детей новыми терминами.
- развивать познавательно — исследовательскую активность детей, используя метод экспериментирования;
- развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- установить доверительные и партнерские отношения с родителями, путем вовлечения их в жизнедеятельность группы в области познавательного развития.
Новизна проекта заключается в комплексном использовании элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования с учетом интеграции образовательных областей программы.
Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям углубленные представления о всех сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях со средой обитания. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Предполагаемые результаты:
- У детей будут сформированы предпосылки поисковой деятельности.
- Дети научатся определять разнообразные методы решения поставленных задач самостоятельно.
- У детей сформируется умение подбирать несколько вариантов решения поставленных задач.
- У детей пополнится словарный запас специальной терминологией.
- Разовьется желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
- Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка.
- Возрастет количество родителей, вовлеченных в воспитательно- образовательный процесс.
Материалы и оборудование:
Оборудованный уголок в группе по экспериментированию, наборы индивидуальные: пробирки, микроскоп, одноразовые стаканы, трубочки-соломинки, лупы, воронки, маски, шапочки, фартуки (по количеству детей), оборудование для занятий. Картотека опытов, альбомы со схемами опытов, проектор, экран, презентации Power Point, ноутбук.
Этапы реализации проекта:
Практическая значимость:
Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.
Формы работы:
- Изучение, подборка и анализ научной и методической литературы.
- Проведение педагогической диагностики на начало учебного года.
- Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.
- Подбор опытов с описанием проведения.
- Организация предметно – развивающей среды.
|