Киреева Анна Викторовна. Факторы, влияющие на социально-психологическую адаптацию детей раннего и младшего школьного возраста к дошкольному образовательному учреждению

Факторы, влияющие на социально-психологическую адаптацию детей раннего и младшего школьного возраста к дошкольному образовательному учреждению

В словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «адаптация» (от лат. adaptacio — приспособляемость) дается как приспособление организма к изменяющимся внешним условиям[38].

Л. В. Белкина так описывает процесс адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду: «Привыкание ребенка к детскому саду обычно проходит сложно, наблюдается масса негативных изменений в детском организме. Это существует на всех уровнях. Чаще всего родители этот процесс наблюдают в его поведении. Но это лишь айсберг. Сдвиги происходят в душе ребенка.

В детском коллективе малыш постоянно находится в нервно-психическом напряжении. Он на грани стресса. Провоцирует же стресс у ребенка отрыв от матери. И вдруг... мама предала его. Взяла и «обменяла» на работу... Ребенок не знает, как вести себя в этой новой для себя обстановке, ведь здесь все не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь, что что-то сделает не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг,» [6, С. 10-11].

 

Адаптация детей к образовательному учреждению — процесс, затрагивающий социальные, психологические и физиологические аспекты. В связи с чем, адаптационный процесс характеризуется на уровне межличностных отношений, поведения индивидуальности, базовых психических функций [16].

Социально-психологическая адаптация представляет собой овладение личности ролью при вхождении в новую социальную ситуацию. Ее результаты может быть разной:: позитивной, негативной, по механизму осуществления — добровольной и принудительной [22, с. 58]. Решение проблемы дезадаптации детей к условиям образовательного учреждения предполагает учет тесной взаимосвязи разных ее аспектов: а) дидактического, включающего преемственность содержания, средств, форм и методов обучения и воспитания; б) психофизиологического, связанного с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и закономерностей развития психических функций ребенка; в) методического, связанного с разработкой научно-обоснованных подходов к формированию форм, методов и направлений работы по профилактике дезадаптации детей к пребыванию в учреждении [36].

Процесс социально-психологической адаптации распадается на несколько стадий:

а) ознакомление;

б) ролевую ориентацию;

в) самоутверждение[30, с. 47].

Адаптация включает индивидуальную реакцию на все новое. Ее характер зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка.

Ребенок по-своему привыкает к новому и многое зависит от возраста.

До 2-3 лет ребенок не желает общаться с другими детьми. Эта потребность пока не сформировалась. А вот взрослый для него – это значимый партнер и для игры, и для общения. Именно от него он ждет доброжелательного отношения. Как известно главным взрослым для него является мама. Поэтому разлука с ней и вызывает бурную негативную реакцию ребенка. Другие взрослые вызывают у детей страх. Это одна из причин затрудняющая процесс привыкания.

В данном возрасте и при данных условиях очень значимым становится тот навык, который характеризует его умение социализироваться. Немаловажную роль играет формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать «проблемы» в игре[6, с.3].

К трем годам дети наоборот хотят играть с другими детьми, им нравится общение. Но в первые дни пребывания в детском учреждении чаще всего и этот навык утрачивается. Дети становятся очень замкнутыми, им присуще «гордое одиночество» и лишь чуть позже он начинает проявлять инициативу для вступления в контакт со взрослыми людьми. Но это мнимая инициатива. Эти «вылазки» для ребенка лишь одна из возможностей найти выход из сложившейся ситуации, поэтому мы не видим общения со сверстниками, в то время как ребенок постоянно подбегает к воспитательнице и теребит ее за руку. И лишь в конце адаптационного периода, ребенок начинает налаживать контакт с другими детьми в группе. Этот шаг становится одним из сигналов, говорящих о завершении адаптационного процесса [25, с.15].

Еще одной особенностью, которую можно взять на вооружение педагогу, заключается в том, что трехлетний малыш не интересуется игрушками, потому что его познавательная деятельность тесно связана с игрой. Нет игры – нет интереса. Но как только будет интерес к новому разбужен, стресс станет минимальным.

В период адаптации может наступить и кризис трех лет: ребенок становится и ощущает себя как личность, а взрослые этого не замечают. Малыш поэтому весь на пределе, его психика становится еще ранимее. Все это негативно сказывается на адаптации, о чем свидетельствуют видимые изменения в обычном поведении ребенка.

Основными факторами, определяющими особенности социально-психологической адаптации ребенка к детскому саду, являются[14, с. 21]:

1. Состояние здоровья детей.

Легкая степеь адаптации присуща здоровым детям. Самая тяжелая адаптация происходит у детей, у которых есть хронические заболевания. В этот период именно такие дети часто болеют [16].

2. Возрастные закономерности протекания адаптации.

Об этих особенностях упоминалось ранее. Подчеркнем еще раз, что лишь с 2-х лет ребенок начинает бояться чужих взрослых людей. Оптимальный возраст для приема детей в ДОУ не ранее 2 лет, когда у них уже нет страха перед незнакомыми людьми, а привязанность к матери не сопровождается обостренной зависимостью от нее. Более благоприятный для адаптации возраст от 2 лет приходится преимущественно для девочек.

Самый лучший возраст, когда ребенка следует отдавать в садик 3-3, 5 года. Двухлетка сильно привязан к матери, ему трудно привыкнуть к новой обстановке, а Четырехлеткам сложно привыкнуть к саду из-за того, что они привыкли к домашним условиям. Вместе с тем, именно дети 3-4 лет наиболее способны слушать и слышать взрослых, реагировать на замечания, вступать с другими в контакт.

3. Уровень развития общения ребенка.

Выделяют три группы [29, с. 33]:

Группа 1 – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, ждут только их внимания, ласки, доброты, информации об окружающей среде. Такие дети глубоко переживают расставание с близкими, ведь опыта общения с незнакомыми людьми не имеют и не готовы вступать с ними в контакт. Тревога, нытье сохраняются в их поведении длительное время. Адаптация, в данном случае, идет сложнее.

Вторая группа. Дети, у которых сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, не являющимися членами семьи. Таких детей, пока учитель рядом успокаивает, но дети такого ребенка, как правило, боятся и держатся от них подальше. Дети этой группы в период привыкания характеризуются несбалансированным эмоциональным состоянием

В третьей группе у детей наблюдается потребность в активной самостоятельной деятельности и во взаимодействии со взрослыми. Они достаточно спокойны, эмоционально стабильны. Хорошо включаются в любую деятельность. Особенно нравится им играть, вовлекая в игру сверстников

4. Тип нервной системы ребенка.

Нервная система бывает у детей от сильно уравновешенной до слабоуравновешанной.. Дети, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешены, отличаются спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью. Неуравновешанные же любят играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки, легко отвлекаются, постоянно двигаются по группе, рассматривая то один предмет, то другой. В первые дни у таких детей может возникнуть перевозбуждение нервной системы.

Особую озабоченность вызывают дети со слабым типом нервной системы. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих чувств они не выражают. Все новое пугает их и дается с большим трудом. [цит. по 22].

Фактором, который осложняет привыкание ребенка к дошкольной образовательной организации, является конфликт в семье. Дети усваивают весь негатив и переносят его в группу.

Особо требуют к себе внимание те дети, которые привыкли к исключительному вниманию, так как они воспитываются в семье одни. Им трудно привыкнуть к новой обстановке. Хуже других чувствуют себя и дети – флегматики. Они не успевают за всеми.

Таким образом, на социально-психологическую адаптацию детей к ДОУ в основном играют такие факторы как состояние здоровья детей, их возрастные закономерности, уровень развития общения, его индивидуальные особенности.

Просмотров: 384
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Лысова Ольга Дмитриевна. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ
  • Пятигора Людмила Егоровна. Роль дидактической игрушки в период адаптации ребенка в детском саду.
  • Рекомендации родителям по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания в детском саду
  • Худоерко Оксана Петровна. Рекомендации родителям в период адаптации ребенка в детском саду
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Ляшенко Елена Сергеевна. Советы родителям по адаптации ребенка к детскому саду
  • Татьяна Сергеевна Сокорева. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профилактике адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению «Здравствуй, малыш»
  • Игнатьева Юлия. Адаптация ребенка к детскому саду
  • Пугина Надежда Викторовна. «Адаптация ребенка в детском саду»
  • Шайкина Екатерина Игоревна. «Игровой метод в период адаптации – залог здоровья ребенка»
  • Р.А. Биккулова. Консультация для родителей «Дети, которых не понимают взрослые»
  • Пустоселова Елена Михайловна. Особенности работы воспитателя с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду
  • Исайчева Надежда Яковлевна Кирбитова Любовь Георгиевна. Игра — лучшее средство для знакомства и адаптации ребенка в детском саду
  • Страхова Людмила Евгеньевна. Дети с отклонениями в развитии и принципы обучения таких детей
  • Гудкова Людмила Захаровна, Сапрунова Екатерина Сергеевна, Козлова Марина Викторовна. Родительское собрание на тему «Адаптация ребенка к детскому саду»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Туран Оксана Александровна. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям пребывания в детскому саду
  • Богданова Ольга Александровна. Сценарий развлечения для детей младшего дошкольного возраста «В гости к Ёжику» (совместно с родителями, в период адаптации детей к детскому саду)
  • Соцкова Вера Александровна. Консультация для родителей «Процесс адаптации детей 2–3 лет к условиям детского сада»
  • Как помочь ребенку быстро и безболезненно адаптироваться к детском саду (советы для родителей)
  • Трощенко Наталья Олеговна. Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду
  • Булаева Екатерина Николаевна. Консультация для родителей: «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению»
  • Выграненко Екатерина Николаевна, Буглова Юлия Владимировна. Межличностные отношения ребенка с другими детьми
  • Нуриева Елена Сагитовна. «Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада»
  • Климанова Вера Владимировна. Проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению
  • Бунакова Анна Юрьевна. Тренинговое занятие по адаптации детей раннего возраста к детскому саду
  • Альбина Гаврикова. Разработка содержания мероприятия с родителями «Адаптация ребенка в дошкольном образовательном учреждении» в возрастной младшей группе
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь