В словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «адаптация» (от лат. adaptacio — приспособляемость) дается как приспособление организма к изменяющимся внешним условиям[38].
Л. В. Белкина так описывает процесс адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду: «Привыкание ребенка к детскому саду обычно проходит сложно, наблюдается масса негативных изменений в детском организме. Это существует на всех уровнях. Чаще всего родители этот процесс наблюдают в его поведении. Но это лишь айсберг. Сдвиги происходят в душе ребенка.
В детском коллективе малыш постоянно находится в нервно-психическом напряжении. Он на грани стресса. Провоцирует же стресс у ребенка отрыв от матери. И вдруг... мама предала его. Взяла и «обменяла» на работу... Ребенок не знает, как вести себя в этой новой для себя обстановке, ведь здесь все не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь, что что-то сделает не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг,» [6, С. 10-11].
Адаптация детей к образовательному учреждению — процесс, затрагивающий социальные, психологические и физиологические аспекты. В связи с чем, адаптационный процесс характеризуется на уровне межличностных отношений, поведения индивидуальности, базовых психических функций [16].
Социально-психологическая адаптация представляет собой овладение личности ролью при вхождении в новую социальную ситуацию. Ее результаты может быть разной:: позитивной, негативной, по механизму осуществления — добровольной и принудительной [22, с. 58]. Решение проблемы дезадаптации детей к условиям образовательного учреждения предполагает учет тесной взаимосвязи разных ее аспектов: а) дидактического, включающего преемственность содержания, средств, форм и методов обучения и воспитания; б) психофизиологического, связанного с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и закономерностей развития психических функций ребенка; в) методического, связанного с разработкой научно-обоснованных подходов к формированию форм, методов и направлений работы по профилактике дезадаптации детей к пребыванию в учреждении [36].
Процесс социально-психологической адаптации распадается на несколько стадий:
а) ознакомление;
б) ролевую ориентацию;
в) самоутверждение[30, с. 47].
Адаптация включает индивидуальную реакцию на все новое. Ее характер зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка.
Ребенок по-своему привыкает к новому и многое зависит от возраста.
До 2-3 лет ребенок не желает общаться с другими детьми. Эта потребность пока не сформировалась. А вот взрослый для него – это значимый партнер и для игры, и для общения. Именно от него он ждет доброжелательного отношения. Как известно главным взрослым для него является мама. Поэтому разлука с ней и вызывает бурную негативную реакцию ребенка. Другие взрослые вызывают у детей страх. Это одна из причин затрудняющая процесс привыкания.
В данном возрасте и при данных условиях очень значимым становится тот навык, который характеризует его умение социализироваться. Немаловажную роль играет формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать «проблемы» в игре[6, с.3].
К трем годам дети наоборот хотят играть с другими детьми, им нравится общение. Но в первые дни пребывания в детском учреждении чаще всего и этот навык утрачивается. Дети становятся очень замкнутыми, им присуще «гордое одиночество» и лишь чуть позже он начинает проявлять инициативу для вступления в контакт со взрослыми людьми. Но это мнимая инициатива. Эти «вылазки» для ребенка лишь одна из возможностей найти выход из сложившейся ситуации, поэтому мы не видим общения со сверстниками, в то время как ребенок постоянно подбегает к воспитательнице и теребит ее за руку. И лишь в конце адаптационного периода, ребенок начинает налаживать контакт с другими детьми в группе. Этот шаг становится одним из сигналов, говорящих о завершении адаптационного процесса [25, с.15].
Еще одной особенностью, которую можно взять на вооружение педагогу, заключается в том, что трехлетний малыш не интересуется игрушками, потому что его познавательная деятельность тесно связана с игрой. Нет игры – нет интереса. Но как только будет интерес к новому разбужен, стресс станет минимальным.
В период адаптации может наступить и кризис трех лет: ребенок становится и ощущает себя как личность, а взрослые этого не замечают. Малыш поэтому весь на пределе, его психика становится еще ранимее. Все это негативно сказывается на адаптации, о чем свидетельствуют видимые изменения в обычном поведении ребенка.
Основными факторами, определяющими особенности социально-психологической адаптации ребенка к детскому саду, являются[14, с. 21]:
1. Состояние здоровья детей.
Легкая степеь адаптации присуща здоровым детям. Самая тяжелая адаптация происходит у детей, у которых есть хронические заболевания. В этот период именно такие дети часто болеют [16].
2. Возрастные закономерности протекания адаптации.
Об этих особенностях упоминалось ранее. Подчеркнем еще раз, что лишь с 2-х лет ребенок начинает бояться чужих взрослых людей. Оптимальный возраст для приема детей в ДОУ не ранее 2 лет, когда у них уже нет страха перед незнакомыми людьми, а привязанность к матери не сопровождается обостренной зависимостью от нее. Более благоприятный для адаптации возраст от 2 лет приходится преимущественно для девочек.
Самый лучший возраст, когда ребенка следует отдавать в садик 3-3, 5 года. Двухлетка сильно привязан к матери, ему трудно привыкнуть к новой обстановке, а Четырехлеткам сложно привыкнуть к саду из-за того, что они привыкли к домашним условиям. Вместе с тем, именно дети 3-4 лет наиболее способны слушать и слышать взрослых, реагировать на замечания, вступать с другими в контакт.
3. Уровень развития общения ребенка.
Выделяют три группы [29, с. 33]:
Группа 1 – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, ждут только их внимания, ласки, доброты, информации об окружающей среде. Такие дети глубоко переживают расставание с близкими, ведь опыта общения с незнакомыми людьми не имеют и не готовы вступать с ними в контакт. Тревога, нытье сохраняются в их поведении длительное время. Адаптация, в данном случае, идет сложнее.
Вторая группа. Дети, у которых сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, не являющимися членами семьи. Таких детей, пока учитель рядом успокаивает, но дети такого ребенка, как правило, боятся и держатся от них подальше. Дети этой группы в период привыкания характеризуются несбалансированным эмоциональным состоянием
В третьей группе у детей наблюдается потребность в активной самостоятельной деятельности и во взаимодействии со взрослыми. Они достаточно спокойны, эмоционально стабильны. Хорошо включаются в любую деятельность. Особенно нравится им играть, вовлекая в игру сверстников
4. Тип нервной системы ребенка.
Нервная система бывает у детей от сильно уравновешенной до слабоуравновешанной.. Дети, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешены, отличаются спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью. Неуравновешанные же любят играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки, легко отвлекаются, постоянно двигаются по группе, рассматривая то один предмет, то другой. В первые дни у таких детей может возникнуть перевозбуждение нервной системы.
Особую озабоченность вызывают дети со слабым типом нервной системы. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих чувств они не выражают. Все новое пугает их и дается с большим трудом. [цит. по 22].
Фактором, который осложняет привыкание ребенка к дошкольной образовательной организации, является конфликт в семье. Дети усваивают весь негатив и переносят его в группу.
Особо требуют к себе внимание те дети, которые привыкли к исключительному вниманию, так как они воспитываются в семье одни. Им трудно привыкнуть к новой обстановке. Хуже других чувствуют себя и дети – флегматики. Они не успевают за всеми.
Таким образом, на социально-психологическую адаптацию детей к ДОУ в основном играют такие факторы как состояние здоровья детей, их возрастные закономерности, уровень развития общения, его индивидуальные особенности.
|