Семья для маленького ребенка-это целый мир. Мир в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей, первый социальный опыт. «Семья для маленького ребенка-почти единственный социальный институт, формирующий его личность. Дошкольник отличается таким психофизическими особенностями, в силу которых ближайшее окружение оказывает на него непрерывное формирующее воздействие».
Первые чувства гражданственности у ребенка формируются в семье. И здесь первостепенную роль играет пример родителей, их отношение к людям, к труду, общественным обязанностям, ко всему происходящему в нашей стране, то и ребенок приобщается к делам и заботам взрослых, усваивает их убеждения.
Становление личности находится в тесной связи со всеми сферами жизни семьи: организацией ее быта, эмоционально-нравственной атмосферой, стилем взаимоотношений взрослых, их социальной зрелостью, существующими семейными традициями… Вся жизнь взрослых-пример для маленьких. Вот почему воспитание ребенка и организация его жизни начинаются прежде всего с самих себя, с организации жизни семьи, создания нравственных внутресемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. От семейного микроклимата во много зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.
Семья-это коллектив, члены которого взаимосвязанны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает азы общественного поведения. Будет ли первоначальный опыт общения в системе отношений «взрослый-ребенок» положительным по своему содержанию, зависит от положения, занимаемого ребенком в семейном коллективе.
На родителей ложится особая ответственность за создание таких внутрисемейных отношений, которые бы характеризовались равноправием всех его членов, в том числе и самих маленьких. Там, где это правило соблюдается, где ребенок разделяет общие заботы семьи и выполняет (в меру своих возможностей) определенные трудовые обязанности, там создаются более благоприятные условия для формирования коллективестических черт личности, активной позиции.
Семейный климат-это та питательная среда, которая незримо и постоянно «присутствует» в нашем доме и которую не заменишь никакими специально придуманными способами влияния не детей.
А. С. Макаренко говорил: «…Все вопросы авторитета, свободы и дисциплины в семейном коллективе не могут разрешаться ни в каких искусственно придуманных приемах, способах и методах. Воспитательный процесс- есть процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением. Самые правильные, и разумные, продуманные педагогические методы не приносят никакой пользы, если общий тон вашей жизни плох. И наоборот, только правильный общий тон подскажет вам и правильные методы общения с ребенком и прежде всего правильные формы дисциплины, труда, свободы…авторитета».
Внутрисемейные отношения определяют эмоционально нравственный тон, от которого зависит эффективность целенаправленных педагогических воздействий на ребенка, результат формирования у него готовности следовать указаниям старших, стремление подражать им, вера в из авторитет. Дети более податливы педагогическим влияниям, если растут в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.
О нравственном здоровье семьи, и о духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего потому, то существующие традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью как коллектив.
Все родители надеются видеть своих детей счастливыми, но, к сожалению, не все связывают понятия «счастье» с выработкой у ребенка общественного долга. Ведь только поняв, в чем истинный смысл счастья, отец и мать смогут обеспечить счастливое детство, которое бы готовило ребенка к будущей жизни.
|