Здоровый образ жизни включает в себя адекватную физическую активность, рациональное питание, личную гигиену, здоровый психологический климат в семье и детском саду, отсутствие вредных привычек, внимательное отношение к своему здоровью.
Задачами здоровьесберегающих технологий являются:
Сохранение и укрепление здоровья детей;
Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;
Развитие творческого потенциала у детей.
В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях, походах. Важно так же постоянно стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль над их выполнением.
В старшей группе «Лучик» на протяжении всего года использовались следующие технологии, направленные на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Медико — профилактические технологии: технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами.
- Соблюдение температурного режима, проветривание, согласно СанПиН;
- Осуществлялась витаминопрофилактика (витаминизация блюд, употребление сока, фруктов);
- Находили применение народным средствам (употребление чеснока и лука) в целях профилактики вирусных инфекций (так же дети собирали цветущую липу для домашнего чаепития).
Физкультурно-оздоровительные технологии: технологии направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.
- Утренняя гимнастика и гимнастика после сна;
- Ребристые дорожки – для профилактики плоскостопия;
- Самомассаж;
- Облегченная одежда в детском саду (внутри учреждения);
- Мытье прохладной водой рук по локоть;
- Правильная организация прогулок и их длительность;
- Систематически проводились гимнастика для глаз с целью профилактики близорукости и динамические паузы на занятиях с целью снятия напряжения и переутомляемости, а так же пальчиковая и дыхательная гимнастика;
- Подвижные и спортивные игры;
- Летом и в течение всего учебного года проводились занятия физической культурой с Афанасьевой В.В. На улице (на специально оборудованной спортивной площадке). Кроме того проводились спортивные игры и соревнования, в том числе на свежем воздухе.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья: становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
- беседы о валеологии;
- мероприятия, посвященные здоровому образу жизни.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка: основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.
- Проводилось родительское собрание;
- Совместное мероприятие родителей и детей по валеологии.
Технология здоровье обогащения родителей и педагогов: технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов. Технология валеологического просвещения родителей – обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.
- Деление опытом среди педагогов на районном методическом объединении;
- Оформление стендов, папок – передвижек для родителей на различные темы: «Рациональное питание и режим дня дошкольника», «Грязные руки – источник кишечных инфекций», «Профилактика простудных заболеваний».
Заключение. Вся эта работа осуществлялась комплексно, в течение всего года с участием педагогических работников: воспитателя, помощника воспитателя, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, а так же с родителями.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка привычку к здоровому образу жизни.
Литература: интернет источник.
|