Белгородчина… Край и близкий, и дорогой для каждого жителя области. Это — земля бескрайних золотых полей, богатейших рудников, меловых гор, синего неба, яркого солнца, культурных ценностей, памятных мест, а самое главное это – земля тружеников, героев, патриотов.
Воспитание любви к родному краю начинается в раннем детстве. Это одна из задач нравственного воспитания, но включает в себя множество понятий. Это и любовь к городу, в котором человек родился и живет, это – уважение к труду земляков, это – гордость за своих предков, которые в годы Великой Отечественной войны отстояли свой край. Ребенок, который только научился говорить, уже понимает свою принадлежность к своей семье, к своему роду. С самых первых книжек, прочитанных мамой, ребенок открывает окно в мир, приобщается к культуре и традициям своего края, своего народа. В окружающий мир ребенка входит природа: лес, река, птицы и животные. И уже можно говорить о начале формирования патриотизма. Эта работа по нравственному воспитанию человека будет длиться постепенно, всю жизнь.
Начинает она закладываться в раннем детстве с любви к родителям и своей семье, со сказок, песенок, потешек, которые восхваляют добрых и трудолюбивых людей, с любви к братьям нашим меньшим, с заботы о них и сопереживании. Патриотизм – понятие очень многогранное, и, чтобы воспитать патриота педагог должен понимать, что это работа планомерная и длительная.
В концепции патриотического воспитания граждан РФ названы основные задачи патриотического воспитания дошкольников:
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Патриотическое воспитание по ФГОС – очень важная задача для педагогов. ФГОС изменил методологический подход к реализации этой задачи. Необходимо создание благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Понятие патриотизма как любви к нашей огромной Родине – России, мы в нашем саду начинаем с привития малышам любви к своим близким, детскому саду, поселку, людям, которые живут и трудятся в нем, к родителям и их труду. Постепенно, расширяя границы, дети узнают, что живут они на Белгородчине, и чем знаменит наш край.
Чтобы дети полюбили то, что их окружает, мы показываем это с привлекательной стороны, проводим мероприятия, которые вызывают положительные эмоции, интерес. Любовь к Белгородчины мы прививаем через образовательную деятельность: читаем книги, знакомим с белгородскими авторами, проводим конкурсы, выставки, оформляем мини-музей, слушаем музыку, проводим экскурсии. Обязательно к этой работе привлекаем родителей. Семьи с интересом участвуют в исследовательской деятельности, изучая родословную своей семьи, своего поселка, узнавая уважаемых людей – жителей поселка и тех, кто проявил доблесть в годы войны, в Чечне, Афганистане. Дети среднего дошкольного возраста уже вполне понимают значимость и трагизм событий на Курской дуге. Порой события давних лет трудно представить малышам. В помощь нам приходит музыка, живопись, фото, слайды, кино, экскурсии, встречи с ветеранами, участие в Бессмертном полку. В результате этой работы, у детей формируется:
- уважение к своим близким,
- интерес детей к истории своего края,
- причастность к совместной деятельности,
- взаимопонимание и взаимопомощь.
В нашем детском учреждении празднуются и православные праздники: Рождество, Масленица, Святки, Пасха, Троица. Подготовка к празднику начинается задолго до события и включает в себя большую работу по художественно — эстетическому развитию. Нельзя представить народный праздник, гуляния без народных песен, забав, игр. Знакомясь с произведениями музыкально народного творчества, дети способны понять мудрость русского народа, его певучесть и восхититься его талантами. Говорят, что музыка – язык Бога. Это часть мира ребенка. Пусть малыши еще не понимают ритм, но музыка проникает в подсознание и воздействует на эмоции и настроение. Дети воспринимают музыку всей душой и сердцем, с удовольствием разучивают слова песенок и легко запоминают. Например, к Масленице:
Верба рясна. Распрекрасна. Едет Масленица красна. На саночках расписных, На кониках вороных!
В бочках донца выбиваючи. Сыром горы устилаючи. Маслом поливаючи. Деток с горки катаючи
Живет Масленица семь деньков, Оставайся, Масленица Семь годков!
На примере этой незатейливой песенки детки увидят и услышат мелодику народной песни, получат эстетическое наслаждение, найдут непривычную форму слов (выбиваючи, поливаючи), что будет непременно способствовать развитию речи и, конечно, почувствуют свою причастность к народному творчеству.
Рассуждая о музыке в контексте патриотического воспитания, нельзя не упомянуть композиторов Белгородчины, которые создали музыкальные произведения для детей.
Александр Николаевич Балбеков – композитор широко известный в Белгороде. Он написал много детских произведений, в том числе музыку к детскому спектаклю «Жила – была Сыроежка». Многим детям это произведение знакомо и поэтому, беседуя о героях сказки, мы прослушиваем музыку, говорим о чувствах, которые она вызывает и, конечно, подчеркиваем, что над спектаклем и музыкой трудились наши талантливые земляки. Также Александром Николаевичем издано несколько книг детских песен: «На балу у Маргариты», «Неужели непонятно?...», «Мама, солнце и друзья». На примере только этого композитора можно показать насколько одаренные люди живут среди нас, но на своих занятиях мы используем произведения многих других музыкантов. Рыбкин Е.А. близок к нам территориально, т.к. несколько лет работал в музыкальной школе п. Веселая Лопань. Чтобы познакомить детей с творчеством этого композитора, мы сотрудничаем с ДМШ нашего поселка.
Все патриотические мероприятия, проводимые педагогами нашего ДОУ, направлены на формирование у детишек любви к тому, что их окружает, любви к малой Родине, России. Беседы о природе родного края обязательно предваряются прогулками, экскурсиями. Для самых маленьких прогулки – это первые соприкосновения с прекрасным. Всё загадочно и интересно. Формируется нравственное, физическое и умственное развитие малышей. Увиденные растения, бабочки, птички, цветочки, жучки обязательно вызовут в детской душе восторг и желание это сберечь. Так закладывается бережное отношение ко всему живому, любовь к родной природе, к родине. После прогулок и экскурсий мы обязательно вернемся в этот удивительный мир в своих беседах. Можем устроить тематическое чаепитие совместно с родителями, посмотрим на нашу родную природу глазами поэтов и художников – наших земляков. Природа является источником вдохновения писателей, художников и музыкантов. Веселые и поучительные стихи Ровеньского поэта Юрия Макарова, проникновенные стихи Софьи Фрост, Надежды Жарковой, Станислава Гущина, Владимира Молчанова – понятны детям и откликаются в их душе. Произведения наших авторов не только прославляют Белгородчину, но и помогают увидеть красоту самых неприметных или самых обыденных уголков.
Я поклонюсь берёзе белой Спрошу родную, как дела? Ты так зимой заиндевела, Что даже в май не отошла!
Бывало, зоренькою росной Я пастушком за рощей дрог. Дышал на изморозь берёзы И отогреть ничуть не мог…
Это стихотворение поэта Владимира Михалева о березе, как символе России созвучно с поэзией С.Есенина. Оно позволит малышам по-иному взглянуть на привычную березку и понять, что это деревце родное, близкое и связано с родиной.
Творчество художников Белгородчины тоже не может остаться без внимания. Дети любят рисовать и с удовольствием создают свои шедевры на тему родной природы. С учетом их возраста мы ведем беседы о творчестве белгородских художников, показываем их работы по видео, иллюстрациям, рассказываем о выставках. Дошкольникам трудно оценить работы взрослых авторов, поэтому мы деликатно и доступно знакомим малышей с картинами Виктора Иванчихина на тему «Моя любовь – пейзаж родной», где автор представляет пейзажи малой родины с её неброской, но глубокой красотой. Также работы Белгородских художников мы используем в занятиях по темам: «Святое Белогорье», где рассказываем о Свято — Троицком Холковском монастыре и других Храмах Белгорода, о Прохоровском поле –месте знаменитого танкового сражения, государственном природном заповеднике «Белогорье». Рассказывая о художниках нашей малой родины Березине В.В., Мамонтове А.П., Кудрявцеве Г.А., мы не ставим задачу запомнить эти имена. Главная задача – воспитать любовь к родной земле, уважение к людям искусства, развитей логического мышления и творческого воображения.
Я стараюсь использовать принцип интеграции, когда используются различные приемы и формы донесения материала по определенной теме. Так при подготовке к празднику Победы, мы читаем о подвигах людей во время войны, рассматриваем иллюстрации, знакомимся с произведениями художников по данной теме, слушаем музыку, говорим о членах семьи – участниках Великой Отечественной войны, принимаем участие в шествии Бессмертного полка. К этой работе обязательно подключаются родители, работники поселковой библиотеки, музыкальной школы, ветераны. Дети чувствуют свою причастность к общему делу, с большим интересом участвуют в этой работе, понимают свою значимость. Как результат этой работы можно назвать не только воспитание патриотизма, но и воспитание самоуважения.
В воспитании наших детей очень важен пример взрослых. Для них очень важно насколько заинтересованно проявляют себя взрослые, от этого зависит эмоциональное восприятие детьми действительности. Если малыш в детстве испытал чувство гордости за родителей, сострадания и жалости к животным, трепет от красоты березки под окном, эстетическое наслаждение от услышанной музыки, то, можно говорить о том, что основа для дальнейшего развития более глубоких чувств, заложена. Психологи говорят о том, что нравственные и духовные качества путем естественного вызревания не формируются, нужна соответствующая среда, условия, методы и приемы воспитания для полноценного нравственного воспитания.
Литература:
- Картушина М.Ю. Народные праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- http: //www. maam. ru/ Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС
- Г.А. Ковалёва «Воспитание маленького гражданина» Издательство АРКТИ г Москва 2005г.
- И.В. Петрова, Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, Москва, 2008 г.
|