Милешина Ирина Ивановна Квитченко Наталья Александровна Черемных Наталья Николаевна. Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников.

Белгородчина… Край и близкий, и дорогой для каждого жителя области. Это — земля бескрайних золотых полей, богатейших рудников, меловых гор, синего неба, яркого солнца, культурных ценностей, памятных мест, а самое главное это – земля тружеников, героев, патриотов.

Воспитание любви к родному краю начинается в раннем детстве. Это одна из задач нравственного воспитания, но включает в себя множество понятий. Это и любовь к городу, в котором человек родился и живет, это – уважение к труду земляков, это – гордость за своих предков, которые в годы Великой Отечественной войны отстояли свой край. Ребенок, который только научился говорить, уже понимает свою принадлежность к своей семье, к своему роду. С самых первых книжек, прочитанных мамой, ребенок открывает окно в мир, приобщается к культуре и традициям своего края, своего народа. В окружающий мир ребенка входит природа: лес, река, птицы и животные. И уже можно говорить о начале формирования патриотизма. Эта работа по нравственному воспитанию человека будет длиться постепенно, всю жизнь.

Начинает она закладываться в раннем детстве с любви к родителям и своей семье, со сказок, песенок, потешек, которые восхваляют добрых и трудолюбивых людей, с любви к братьям нашим меньшим, с заботы о них и сопереживании. Патриотизм – понятие очень многогранное, и, чтобы воспитать патриота педагог должен понимать, что это работа планомерная и длительная.

В концепции патриотического воспитания граждан РФ названы основные задачи патриотического воспитания дошкольников:

  • формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);
  • формирование духовно-нравственных отношений;
  • формирование любви к культурному наследию своего народа;
  • воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
  • чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
  • толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Патриотическое воспитание по ФГОС – очень важная задача для педагогов. ФГОС изменил методологический подход к реализации этой задачи. Необходимо создание благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Понятие патриотизма как любви к нашей огромной Родине – России, мы в нашем саду начинаем с привития малышам любви к своим близким, детскому саду, поселку, людям, которые живут и трудятся в нем, к родителям и их труду. Постепенно, расширяя границы, дети узнают, что живут они на Белгородчине, и чем знаменит наш край.

Чтобы дети полюбили то, что их окружает, мы показываем это с привлекательной стороны, проводим мероприятия, которые вызывают положительные эмоции, интерес. Любовь к Белгородчины мы прививаем через образовательную деятельность: читаем книги, знакомим с белгородскими авторами, проводим конкурсы, выставки, оформляем мини-музей, слушаем музыку, проводим экскурсии. Обязательно к этой работе привлекаем родителей. Семьи с интересом участвуют в исследовательской деятельности, изучая родословную своей семьи, своего поселка, узнавая уважаемых людей – жителей поселка и тех, кто проявил доблесть в годы войны, в Чечне, Афганистане. Дети среднего дошкольного возраста уже вполне понимают значимость и трагизм событий на Курской дуге. Порой события давних лет трудно представить малышам. В помощь нам приходит музыка, живопись, фото, слайды, кино, экскурсии, встречи с ветеранами, участие в Бессмертном полку. В результате этой работы, у детей формируется:

  • уважение к своим близким,
  • интерес детей к истории своего края,
  • причастность к совместной деятельности,
  • взаимопонимание и взаимопомощь.

В нашем детском учреждении празднуются и православные праздники: Рождество, Масленица, Святки, Пасха, Троица. Подготовка к празднику начинается задолго до события и включает в себя большую работу по художественно — эстетическому развитию. Нельзя представить народный праздник, гуляния без народных песен, забав, игр. Знакомясь с произведениями музыкально народного творчества, дети способны понять мудрость русского народа, его певучесть и восхититься его талантами. Говорят, что музыка – язык Бога. Это часть мира ребенка. Пусть малыши еще не понимают ритм, но музыка проникает в подсознание и воздействует на эмоции и настроение. Дети воспринимают музыку всей душой и сердцем, с удовольствием разучивают слова песенок и легко запоминают. Например, к Масленице:

Верба рясна. Распрекрасна.
Едет Масленица красна.
На саночках расписных,
На кониках вороных!

В бочках донца выбиваючи.
Сыром горы устилаючи.
Маслом поливаючи.
Деток с горки катаючи

Живет Масленица семь деньков,
Оставайся, Масленица
Семь годков!

На примере этой незатейливой песенки детки увидят и услышат мелодику народной песни, получат эстетическое наслаждение, найдут непривычную форму слов (выбиваючи, поливаючи), что будет непременно способствовать развитию речи и, конечно, почувствуют свою причастность к народному творчеству.

Рассуждая о музыке в контексте патриотического воспитания, нельзя не упомянуть композиторов Белгородчины, которые создали музыкальные произведения для детей.

Александр Николаевич Балбеков – композитор широко известный в Белгороде. Он написал много детских произведений, в том числе музыку к детскому спектаклю «Жила – была Сыроежка». Многим детям это произведение знакомо и поэтому, беседуя о героях сказки, мы прослушиваем музыку, говорим о чувствах, которые она вызывает и, конечно, подчеркиваем, что над спектаклем и музыкой трудились наши талантливые земляки. Также Александром Николаевичем издано несколько книг детских песен: «На балу у Маргариты», «Неужели непонятно?...», «Мама, солнце и друзья». На примере только этого композитора можно показать насколько одаренные люди живут среди нас, но на своих занятиях мы используем произведения многих других музыкантов. Рыбкин Е.А. близок к нам территориально, т.к. несколько лет работал в музыкальной школе п. Веселая Лопань. Чтобы познакомить детей с творчеством этого композитора, мы сотрудничаем с ДМШ нашего поселка.

Все патриотические мероприятия, проводимые педагогами нашего ДОУ, направлены на формирование у детишек любви к тому, что их окружает, любви к малой Родине, России. Беседы о природе родного края обязательно предваряются прогулками, экскурсиями. Для самых маленьких прогулки – это первые соприкосновения с прекрасным. Всё загадочно и интересно. Формируется нравственное, физическое и умственное развитие малышей. Увиденные растения, бабочки, птички, цветочки, жучки обязательно вызовут в детской душе восторг и желание это сберечь. Так закладывается бережное отношение ко всему живому, любовь к родной природе, к родине. После прогулок и экскурсий мы обязательно вернемся в этот удивительный мир в своих беседах. Можем устроить тематическое чаепитие совместно с родителями, посмотрим на нашу родную природу глазами поэтов и художников – наших земляков. Природа является источником вдохновения писателей, художников и музыкантов. Веселые и поучительные стихи Ровеньского поэта Юрия Макарова, проникновенные стихи Софьи Фрост, Надежды Жарковой, Станислава Гущина, Владимира Молчанова – понятны детям и откликаются в их душе. Произведения наших авторов не только прославляют Белгородчину, но и помогают увидеть красоту самых неприметных или самых обыденных уголков.

Я поклонюсь берёзе белой
Спрошу родную, как дела?
Ты так зимой заиндевела,
Что даже в май не отошла!

Бывало, зоренькою росной
Я пастушком за рощей дрог.
Дышал на изморозь берёзы
И отогреть ничуть не мог…

Это стихотворение поэта Владимира Михалева о березе, как символе России созвучно с поэзией С.Есенина. Оно позволит малышам по-иному взглянуть на привычную березку и понять, что это деревце родное, близкое и связано с родиной.

Творчество художников Белгородчины тоже не может остаться без внимания. Дети любят рисовать и с удовольствием создают свои шедевры на тему родной природы. С учетом их возраста мы ведем беседы о творчестве белгородских художников, показываем их работы по видео, иллюстрациям, рассказываем о выставках. Дошкольникам трудно оценить работы взрослых авторов, поэтому мы деликатно и доступно знакомим малышей с картинами Виктора Иванчихина на тему «Моя любовь – пейзаж родной», где автор представляет пейзажи малой родины с её неброской, но глубокой красотой. Также работы Белгородских художников мы используем в занятиях по темам: «Святое Белогорье», где рассказываем о Свято — Троицком Холковском монастыре и других Храмах Белгорода, о Прохоровском поле –месте знаменитого танкового сражения, государственном природном заповеднике «Белогорье». Рассказывая о художниках нашей малой родины Березине В.В., Мамонтове А.П., Кудрявцеве Г.А., мы не ставим задачу запомнить эти имена. Главная задача – воспитать любовь к родной земле, уважение к людям искусства, развитей логического мышления и творческого воображения.

Я стараюсь использовать принцип интеграции, когда используются различные приемы и формы донесения материала по определенной теме. Так при подготовке к празднику Победы, мы читаем о подвигах людей во время войны, рассматриваем иллюстрации, знакомимся с произведениями художников по данной теме, слушаем музыку, говорим о членах семьи – участниках Великой Отечественной войны, принимаем участие в шествии Бессмертного полка. К этой работе обязательно подключаются родители, работники поселковой библиотеки, музыкальной школы, ветераны. Дети чувствуют свою причастность к общему делу, с большим интересом участвуют в этой работе, понимают свою значимость. Как результат этой работы можно назвать не только воспитание патриотизма, но и воспитание самоуважения.

В воспитании наших детей очень важен пример взрослых. Для них очень важно насколько заинтересованно проявляют себя взрослые, от этого зависит эмоциональное восприятие детьми действительности. Если малыш в детстве испытал чувство гордости за родителей, сострадания и жалости к животным, трепет от красоты березки под окном, эстетическое наслаждение от услышанной музыки, то, можно говорить о том, что основа для дальнейшего развития более глубоких чувств, заложена. Психологи говорят о том, что нравственные и духовные качества путем естественного вызревания не формируются, нужна соответствующая среда, условия, методы и приемы воспитания для полноценного нравственного воспитания.

Литература:

  1. Картушина М.Ю. Народные праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  2. http: //www. maam. ru/ Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС
  3. Г.А. Ковалёва «Воспитание маленького гражданина» Издательство АРКТИ г Москва 2005г.
  4. И.В. Петрова, Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, Москва, 2008 г.
Просмотров: 313
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Музафарова Гульнара Мавлитовна, Епифанова Марина Вячеславовна. Нетрадиционное родительское собрания на тему: «Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье»
  • Татьяна Александровна Рябинина. Родительское собрание 'Воспитание любви к родному городу и округу в детском саду и семье'
  • Кочеткова Елена Александровна. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством формирования любви к малой Родине»
  • Мелентьева Наталья Александровна. Воспитание у дошкольников любви к Родине через ознакомление с природой родного края.
  • Мухаметдинова Лилия. Консультация для родителей 'Воспитание у детей любви к родному краю'
  • Канюкова Светлана Ивановна. Воспитание любви к родному краю.
  • Ворожейкина Анастасия Александровна Мальцева Анна Олеговна. Воспитание у дошкольников любви к родному краю как педагогическая проблема
  • Мудрова Анастасия Николаевна. Методическая разработка программы по воспитанию у детей средней, старшей и подготовительной к школе групп интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления с родным краем «Камчатский край — люби и изучай»
  • Харабутова Татьяна Витальевна. Воспитание у детей любви к народному творчеству через ознакомление с книгой.
  • Елена Садыкова. Родительское собрание 'О любви взрослые и дети'
  • Людмила Симонова. Воспитание любви к природе
  • Алешина Елена Николаевна. «Воспитание любви к художественному слову у детей дошкольного возраста»
  • Волкова Надежда Александровна. Воспитание интереса и любви к книге у детей старшего дошкольного возраста
  • Домрачева Елена Ивановна, Макаренко Элла Тагизовна, Нартя Галина Васильевна. ДЕНЬ СЕМЬИ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
  • Анастасия Владимировна Афанасьева. Конспект занятия по воспитанию любви к родному краю Чудо-прялка»
  • Кашина Мария Юрьевна. Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности «ЗНАМЯ СЕМЬИ — ЛЮБОВЬ»
  • Филиппова Валентина Леонидовна Тарасова Юлия Александровна. Методическая разработка «Воспитание любви к природе»
  • Алексеева Нюргуяна Илларионовна. Воспитание любви к книге у дошкольников
  • Бекренева Александра Васильевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ФГОС Тема: «Дети во время Великой Отечественной войны»
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Веремеева Елена Александровна. «Развивающая предметно — пространственная среда для успешного развития детской инициативы, через обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа в группе раннего возраста»
  • Косоухова Наталья Николаевна. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников «Родной свой край люби и знай!»
  • Михеева Любовь Васильевна. Авторская статья на тему: «Коллективное художественное творчество в детском саду, как важный инструмент нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»
  • Кузнецова Елена Евгеньевна. Опыт работы на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной'
  • Макурина Галина Ивановна. «Организация работы детского сада и семьи по реализации задач духовно — нравственного воспитания дошкольников. Проблемы и результативность сотрудничества»
  • Хохлова Галина Тимофеевна,Ченцова Ольга Николаевна. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию родного края как средство патриотического воспитания
  • Екатерина Николаевна Писарева. Проект правильного оформления и организации работы в уголке книги, цель которого, привить любовь и уважение к книге, воспитание будущих книголюбов
  • Висина Татьяна Сергеевна. Конспект Беседы «Ромашка символ семьи, любви и верности»
  • Ознобихина Галина Зинатовна. Конспект занятия совместно с родителями на тему: «День семьи, любви и верности».
  • Шипигина Марина Геннадьевна. Нравственное воспитание в детском саду и семье.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь