Воеводина Ольга Серафимовна. Картотека тем «Обучение детей речевому этикету» Тема «3накомство»

Картотека тем «Обучение детей речевому этикету» Тема «3накомство»

Автор: Воеводина Ольга Серафимовна Россия, город Ханты-Мансийск

Цель: учить детей правилам речевого поведения во время знакомства; этикетным выражениям; принятым в этой ситуации; сопутствующим этикетным выражениям и знакам (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка).

Важно обратить внимание детей на то, что взрослые и дети по разному ведут себя во время знакомства. Взрослые называют свою фамилию. Имя и отчество, а дети — фамилию и полное имя. Когда люди знакомятся, они должны быть приветливы и дружелюбны. Поэтому услышав фамилию и имя нового знакомого, говорят: очень приятно, очень рад (-а). Взрослые пожимают друг другу руки, а дети чуть — чуть наклоняют голову и сразу понимают. Это этикетные движения и этикетные жесты.

 

Для уяснения этих правил можно предложить:

  1. Текст и провести беседу по его содержанию;
  2. Дидактическую игру «У нас в гостях кукла Таня» [1]

Цель: игра воспитывает у детей доброжелательность к родным и близким, вырабатывает способность культурного общения со сверстниками.

3. Игровые ситуации: «Мальчик знакомит родителей со своим другом», «Сестра знакомит брата со своей подругой», «Брат знакомит сестру со своим другом».

Тема «Поведение за столом»

Цель: на материале примеров образцового и неправильного поведения за столом, выражений приглашения, благодарности, извинения сформировать представление об этикете.

В жизни принято гостей угощать чаем, это является особенностью гостеприимства и необходимо создать условия, чтобы гость чувствовал себя легко, непринужденно. В гостях принято, прежде всего, хвалить угощение, а также хозяйку дома. Проводя занятия, игры необходимо, чтобы дети запомнили выражения благодарности за угощение. Постараться ввести в привычку выражение благодарности за угощение (за завтраком, обедом, ужином).

Объяснить детям, что такое этикет — это правила поведения дома, в детском саду, в школе, на улице, в театре и других местах. Объяснить, что этикетные правила должны стать нормой поведения и войти в привычку. В этом случае говорят о хороших манерах, когда человек постоянно нарушает правила, говорят, что у него дурные (плохие) манеры.

Для объяснения темы можно использовать следующее:

  1. Текст для чтения о правилах поведения за столом и беседу по тексту;
  2. Беседа «За столом» [1]. Беседу желательно проводить за сервированным столом. В начале

беседы полезно вспомнить некоторые элементарные правила сервировки стола. Затем предложить детям различные ситуации, которые могут произойти с ними за столом: тебе вылили случайно на колени суп; ты опрокинул стакан с чаем у соседа; тебе необходимо что-либо взять с другого конца стола. Педагог предлагает детям обсудить эти ситуации и некоторые

проиграть из них.

3. Игра-драматизация «Угощение» [1]. Цель: игра формирует навыки правильного поведения за столом и общения с присутствующими здесь же гостями, учит детей быть гостеприимными.

Тема «У тебя в гостях подруга (друг)»

Цель: научить ребенка вежливо беседовать со своим гостем; дать представление о правилах начала разговора с гостем, вежливых выражениях приветствия; познакомить детей с правилами речевого поведения в минуты прощания.

В гости приходят не только взрослые, но и дети. К маленькому гостю нужно быть внимательным: предложить общую игру, занять разговором. Если хозяин или гость поет, играет, читает стихи, его нужно внимательно слушать, не перебивая. Можно похвалить выступление. В гостях проводят время. Задача хозяина в том, чтобы время не пропало впустую. Особое внимание необходимо обращать на тон приветствия и приглашения. Когда приходит гость, нужно улыбаться и пригласить его пройти в дом.

Слова прощания мы произносим ежедневно. Но прощание с гостем всегда сопровождается добрыми пожеланиями, благодарностью, обменом любезностями.

Игровые ситуации:

  1. Пусть в гости, например, к Маше пришли друзья. Маша, предложи ребятам поиграть в кукольный театр. Какую сказку можно разыграть? Как подготовить артистов?
  2. Предложить посмотреть фотографии, открытки, мультфильмы. Обменяться мнениями о просмотренном. Перед уходом поблагодарить за приятный вечер.

З. Беседа «Как вести себя во время разговора» [1]. Цель: познакомить детей с правилами поведения во время разговора.

Правила поведения во время разговора: говори вежливым тоном; используй «волшебные слова»; смотри в лицо собеседника; не держи руки в карманах...

4. Игра — упражнение «Передай другому» [1]. Цель: игра закрепляет навыки вежливого общения с окружающими.

5. Дидактическая игра «Умей извиняться» Цель: научить детей уместно употреблять различные формы извинений.

Тема «Вежливая просьба»

Цель: познакомить детей с формами выражения просьбы, адресованной старшему, а также ровеснику в разных ситуациях дома, на улице, в общественных местах; объяснить детям, как важно в игре и в серьезных делах не быть грубым, уступать друг другу.

Это самая трудная ситуация — попросить, но не потребовать, не отобрать! Доброе слово всегда действует безотказно. Необходимо повторить с детьми выражения просьбы, следить, чтобы тон был ровный, вежливый (не льстивый, но не грубый, не приказной).

Важно убедить ребенка в том, что вежливая просьба поможет получить ему желаемое. В каждом конкретном случае следует смотреть человеку в лицо. Слова просьбы желательно произносить негромко.

Во время разговора в середе дошкольников можно услышать грубые выражения: «Отвали»; «Ну дай мне». Эти выражения портят речь, ожесточает детей. Важно чтобы дети это поняли, оценили и выбрали вежливые просьбы добровольно. Наряду с просьбой, необходимо научить еще ребенка уметь уступать. Это один из важных в игре моментов.

Реализуя эту тему можно использовать:

  1. Игровую ситуацию: Мы все хотим посмотреть на маленького смешного щенка. Давайте это сделаем без давки.
  2. Игровая ситуация группа детей пошла в зоопарк. А вот и клетка с кенгуру. Как вы будете вести себя? Постарайтесь это сделать так, чтобы каждый посмотрел на удивительное животное.
  3. Игровая ситуация: Папа пришел с детьми в магазин «Спорттовары». Он обещал купить Кате скакалку, а Пете — мяч. Как необходимо Пете обратиться к продавцу? Разыграть вежливое обращение.
  4. Игровая ситуация: Вы в незнакомом городе. Вам необходимо пройти в зоопарк, но вы не знаете дороги. Навстречу идет прохожий. Как подойти к прохожему и спросить у него дороги к зоопарку. Как это сделать?
  5. Творческая игра «Страна вежливости» [1]. Цель: игра учит детей уместно, в зависимости от ситуации и адресата, употреблять вежливые слова приветствия; обучает общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг другу.
  6. Игра- драматизация по стихотворению З. Мошковской «Вежливое слово». [1]. Цель: игра приучает детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе.
  7. Беседа с использование стихотворения «Что значит быть вежливым?» [1]. Цель: беседа объясняет детям, что такое истинно вежливый человек, почему он не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям.
  8. Дидактическая игра «Как Буратино стал вежливым» [1]. Цель: игра учит детей культуре общения, вырабатывает у них, доброжелательное отношение к сверстникам.

Тема «Поведение в общественном транспорте».

Цель: показать ребенку, как принято вести себя в общественном транспорте, научить его вежливо уступать место старшим, обучить несложным правилам оплаты проезда.

Все мы пользуемся общественным транспортом, особенно в часы пик. Многие из нас обращали внимание на то, как нервничают пассажиры, когда замечают невоспитанность детей. Поэтому необходимо особенно твердо объяснить как необходимо вести себя: на сиденье сидят, а не стоят, за поручни держаться рукой, за проезд необходимо заплатить. Младший уступает место старшему, мужчина уступает место женщине. Необходимо также уступить место больному человеку, инвалиду. Ответом на услугу всегда служит благодарность.

Ребенку необходимо объяснить, что в присутствии посторонних желательно говорить тихо, так, чтобы стоящие рядом люди не слышали, о чем ты говоришь. Не следует делать себя предметом всеобщего внимания.

Игровые ситуации:

Как выйти из автобуса, как войти в автобус; как протянуть руку, помогая бабушке выйти из автобуса; как обратиться к пассажиру с просьбой, вежливая покупка билета.

Тема «Вежливый разговор по телефону»

Цель: ознакомить детей правилам общения по телефону; обучить вежливо вести телефонный разговор.

Наш век — век телефонного общения. Независимо от того, есть ли у всех детей дома телефон. Надо научить их говорить по телефону. Необходимо объяснить, как набирать номер телефона, с помощью какого выражения устанавливать, кто ответил на телефонный звонок, как следует представиться, когда звонишь по телефону.

По телефону следует говорить правильно, ровным, спокойным голосом.

Сложным видом разговора по телефону является официальный разговор. Попробуйте научить детей не бояться звонить на работу родителям, в библиотеку, в школу, в больницу. Для этого нужно, чтобы ребенок запомнил правила начала и конца телефонного разговора и

знал твердо, о чем он будет говорить. Разговор между друзьями должен быть непринужденным, но такие словечки, как «ну», «ага», «ЧО», портят речь, делают ее уродливой, затрудняют понимание.

Игровые ситуации:

  1. Можно предложить детям различные варианты текстов: с правильным, образцовым разговором по телефону; не вполне образцовым и неправильным разговором. Обсудить их, выяснить как следует и не следует говорить по телефону.
  2. Игра — драматизация «Телефон» [1]. Цель: игра прививает навык правильного ведения диалога по телефону.
  3. Творческая игра «Алло! Алло!» [1]. Цель: игра знакомит детей с правилами речевого поведения во время телефонного разговора.
  4. Дидактическая игра «Телефонный разговор» [1]. Цель: игра объясняет детям значение телефонной связи, как предмет первой необходимости в критических ситуациях, случающихся дома. А также правила телефонного разговора.

Тема «В детской библиотеке»

Цель: ввести в активный речевой запас ребенка этикетные выражения,

необходимые в разговоре в библиотекарем во время оформления читательского абонемента и выбора книг для чтения.

В настоящее время покупка книги — это дорогое у довольствие, не все это могут себе позволить. Поэтому необходимо детей познакомить с библиотекой. Играя в библиотеку, необходимо постараться расширить знания детей об интересных книгах и их авторах.

Игровые ситуации:

1. Предложить текст для чтения и развить его, например:

Петя пришел из детского сада взволнованный.

- Папа, сегодня нам читали сказку «Огниво», но воспитательница не успела закончить чтение, я так и не узнал, что приключилось с веселым солдатом.

Что произошло потом? Что можно предложить Пете? Где можно найти сказку? Обязательно объяснить правила поведения в библиотеке (вести скромно и серьезно, соблюдать этикет, не забывать вежливое обращение).

2. Предложить поиграть в библиотеку. Распределить роли. Подходить по очереди. Обсудить как вы запишитесь в библиотеку? Попросить выдать вам интересную книгу, используя вежливый тон и слова.

Список литературы:

  1. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. — Шипицина Л.М., Защиринская О.В. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001;
  2. Уроки этикета. Насонкина С.А., Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001;
Просмотров: 319
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Консультация для родителей «Почему детям необходимо слушать классическую музыку?»
  • Екатерина Николаевна Писарева. Проект правильного оформления и организации работы в уголке книги, цель которого, привить любовь и уважение к книге, воспитание будущих книголюбов
  • Царева Наталия Александровна. Памятка для родителей «Правила поведения во время утренника»
  • Романова Валентина Викторовна. Особенности обучения дошкольников технике выполнения метания в цель и на дальность.
  • Бушуева Анна Олеговна. ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ»
  • Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)
  • Коннова Наталья Борисовна. Тема: « Урок -суд над наркоманией» /при изучении социальных норм и отклоняющего поведения можно провести подобные уроки в 8-10 классах/
  • Линник Оксана Валерьевна. Воспитание привычек и культуры поведения за столом у детей дошкольного возраста
  • Наталья Акинина. Дидактическая игра по развитию речи детей 5-6 лет Учимся говорить правильно (Детки с ветки)
  • Гужова Оксана Анатольевна. Дидактическая игра по развитию речи для детей подготовительной к школе группы Игра «Волшебники»
  • Ниязова Ольга. Конспект по безопасности Тема: «Чтобы с тобой не случилась беда, правила эти помни всегда»
  • Черниенко Юлия Николаевна. «Для чего необходимо дополнительное образование дошкольников в ДОУ»
  • Иванова Анастасия Сергеевна. Методическая разработка. Консультация «Игра средство общения детей».
  • Стерх Татьяна Николаевна. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Наш дома Земля» для детей 5 – 7 лет
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Козлова Тамара Ромилловна. Психокоррекционная программа в сфере общения и поведения детей старшего дошкольного возраста
  • Татьяна Быкова. Статья: что необходимо учитывать при выборе игрушки своему ребёнку
  • Редактор. Правила поведения для ребенка
  • Елена Кремова. Формирование в процессе игровой деятельности безопасного поведения дошкольников на дороге. Игра «Найди свою вещь»
  • Светлана Сычева. Игра « Что к чему и почему?» Игра для детей 4 - 7 лет
  • Ворончихина Ольга Геннадьевна. ПРОЕКТ «ЧТОБЫ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ ДАРИТЬ, НАДО ДОБРЫМ И ВЕЖЛИВЫМ БЫТЬ»
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Абушкевич И.А., Кузнецова В.А., Никонова Е.Е.. Формирование навыков безопасного поведения детей дома на материале авторских сказок
  • Лямина Наталья Михайловна. Развитие саморегуляции у дошкольников через различные сферы: двигательной, эмоциональной, сферы общения и поведения.
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Мусатова Татьяна Сергеевна Чиркова Татьяна Васильевна. Настольная игра с элементами викторины для детей 5-7 лет «Правила безопасности»
  • Гринёва Ульяна Олеговна. Реализация образовательной области «Безопасность» Тема: «Правила поведения с незнакомыми людьми»
  • Хамидуллина Людмила. Презентация Тема: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь