Гужова Анастасия Николаевна; Краснодарский край, город Армавир Воспитатель МАДОУ №12
С каждым годом среди дошкольников растет процент детей, имеющих те или иные отклонения в здоровье. Несмотря на все попытки образовательных учреждений сформировать потребность в здоровом образе жизни у подрастающего поколения, уровень здоровья воспитанников оставляет желать лучшего. В понимании детей роль здоровья и соответствующего здорового образа жизни еще не находит должного места, потому что дети не замечают своего здоровья и воспринимают его как естественную данность. Поэтому необходимость в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни растает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников. И задача педагогов найти такие средства формирования представлений о здоровье и здоровом образе жизни, которые бы позволили преодолеть сложившеюся проблему.
Одним из таких средств может стать художественная литература.
Исследования А.М. Виноградовой, Л.Гурович, М. Лучич, М.М. Рубинштейна и др. доказали эффективность воздействия произведений художественной литературы на разные стороны личностного развития ребенка дошкольного возраста.
Вместе с тем имеется противоречие между имеющимся опытом применения художественной литературы в педагогической деятельности и необходимостью ее использования для решения задачи формирования представлений о здоровом образе жизни.
Во-первых, необходимо выбирать художественные произведения в соответствии с компонентами здорового образа жизни.
Во-вторых, организовывать обобщающее обсуждение содержания художественных произведений с элементами игры-драматизации.
В-третьих, нужно использовать в процессе чтения наглядный материал, соответствующий содержанию читаемого.
Средствами художественной литературы можно сформировать потребность в ежедневной двигательной активности, закаливании и дать понять ребенку, что здоровье — это общечеловеческая ценность.
Однако необходимо обращать на следующие моменты при реализации данного направления работы.
- Доступность, то есть учет возрастных и индивидуальных особенностей детей и адаптированность материала к возрасту.
- Систематичность и последовательность, то есть постепенность подачи материала (от простого к сложному) и ежедневное повторение усвоенных правил и норм.
Образовательную деятельность по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни средствами художественной литературы целесообразно проводить во второй половине дня и сочетать с беседами после прочтения. В такой беседе оценивается поведение героев с позиции пользы и вреда для здоровья. Для этого воспитатель задаёт следующие вопросы: «Что сделал литературный герой? Почему? Каков результат его действий? Как бы ты поступил, или как надо поступить правильно?» образа жизни, прогнозировать своё поведение в аналогичных ситуациях.
В качестве примера можно привести следующую систему работы.
При изучении темы «Мой организм» ставится задача развить знания детей о названиях и местоположениях разных органов чувств и частей тела, формируются навыки опрятности, ухода за телом, закрепляются представления об инфекционных заболеваниях и способах профилактики, о том, что такое микробы, почему так важно заботиться о чистоте и здоровье. То есть одновременно решаются и задачи образовательной области «Познавательное развитие».
В младшем возрасте можно использовать потешки «Расти, коса, до пояса», «Теплою водою», «Лейся, чистая водица», «Серый зайка умывается», «Солнце рано утречком», а также стихи: В. Бардадым «Вот как Галю одевали», Г. Лагздынь «Одевали малыша», Е. Серов «Стирка», М. Яснов «Я мою руки».
- В средней группе: Л. Воронкова «Маша-растеряша», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александровой «Что взяла, клади на место», «Топотушки», И. Демьянов «Замарашка», А. Кондратьев «Зеркало»,
Р. Сеф «Мыло», Э. Мошковская «Уши», «Нос, умойся», И. Токмакова «Гном»,
С. Капутикян «Хлюп-хлюп», «Пожалейте нас!», Р. Куликова «Мыло», Э. Успенский «Мальчик стричься не желает», Е. Благиниа «Как у нашей Ирки».
В старшем дошкольном возрасте: В. Приходько «Вот когда я взрослым стану…»; Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному важному делу».
В таких произведениях художественной литературы, как: С.Афонькин «Как победить простуду», «Как стать сильным?», «Зачем делать зарядку?», «Откуда берётся болезнь»; В.Голявкин «Про Вовкину тренировку»; А.Иванов «Как Хома зимой купался» содержится информация о правилах и здорового образа жизни.
В результате чтения книг о здоровом образе жизни дети не только усваивают культурно-гигиенические навыки, знания о строении своего тела, но и лучше начинают относиться к своему здоровью, больше о нём заботиться.
Данная работа позволяет не только повысить знания детей в вопросах формирования навыков здорового образа жизни, но и повысить интерес детей к произведениям художественной литературы.
Список литературы
- Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка/ В. Г. Алямовская. — М: Аркти, 1993 — 132с.
- Антонов Ю. Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века / Ю. Е. Антонов. — М.: АРКТИ, 2001. — 199 с.
- Зимонина, В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника. – М.: Гуманит. изда. центр ВЛАДОС, 2003. – 304. – ( «РОСИНКА»).
- Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / Т. Г. Карепова. — Волгоград: Учитель, 2010. — 170 с.
- Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье с детьми» — М.: ТЦ Сфера, 2009. -80с.
|