Цель: Формировать у детей интерес к игре в шахматы, вовлечь в чудесный мир сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и шахматных фигур;
Задачи: Формирование творчески мыслящей личности; развитие умственной культуры детей; развитие интеллектуальных, творческих способностей детей; совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление, начальное формирование волевого управления поведением; общение со сверстниками.
Оборудование: Демонстрационная доска, комплекты шахмат, шахматные часы.
Специальная подготовка: подготовка стихов, загадок, атрибутов, костюмов для шахматных фигур.
Зал украшен вымпелами, флажками, детскими рисунками и поделками шахматной тематики
Ведущий. Уважаемые дети и гости, приглашаю вас на шахматный праздник. Наши дети прикоснулись к волшебному миру этой древней игры. Мы надеемся, что они пронесут любовь к шахматам через всю жизнь
Звучит аудиозапись. Под музыку в зал входят дети в костюмах шахматных фигур, демонстрируя их в импровизированном танце. Музыка смолкает, все останавливаются.
Эта чудная игра Нам известна с детства. Отправляемся! Пора В шахмат королевство!
Там и ныне, словно встарь. На высоком троне Восседает грозный царь В шахматной короне.
Там отважны и сильны Пешки — храбро бьются. Там и кони, и слоны Доблестно дерутся.
Ферзь с ладьёй на страх врагам Поспевают всюду. Кем, не скажете ли нам, Выдумано чудо:
Чёрно-белые поля И фигур сраженья. Ждёт победа короля Или пораженье?
Дети (говорят поочерёдно).
Вступают в битву с королями Ферзи и кони, слоны с ладьями. Войска сражаются с охотой, Смешалась конница с пехотой.
Но нет ни крови здесь, ни боли На деревянном этом поле
Коль безнадёжно положение. Король признает поражение
Чтоб победить в игре-сражении, Войска спасти от поражения
Толковый полководец нужен, Который с шахматами дружен!
Ведущий. Шахматы знают и любят во всех уголках нашей планеты. Прежде они читалисьизысканной забавой мудрецов и властителей, но постепенно завоевали умы сердца многих людей. А пришла эта игра из далёкой Индии много веков назад.
Ведущий предлагает детям представить шахматные фигуры.
Пешки (говорят поочерёдно).
Пешка, маленький солдат, Лишь команды ждёт, Чтоб с квадрата на квадрат Двигаться вперёд.
На войну, не на парад Пешка держит путь. Ей нельзя пойти назад, В сторону свернуть.
Чтоб могла вступить скорей В рукопашный бой, Первым ходом можно ей Сделать шаг двойной.
А потом — вперёд, вперёд, За шажком шажок. Ну, а как же пешка бьёт? Бьёт наискосок.
Если доску всю пройдёт Пешка до конца - Ждёт там звание ферзя Храброго бойца.
Ладья.
Видимо, ладья упряма, Если ходит только прямо. Не петляет: прыг да скок, Не шагнёт наискосок.
Так от края и до края Может двигаться она Эта башня боевая Неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжёлый у ладьи, В бой скорей её веди!
Слон.
Поделили свой мир пополам: Один ходит по белым полям А по чёрным шагает другой И на цвет, на чужой, ни ногой
Так среди одноцветных дорог Слоны движутся наискосок.
Конь.
У шахматной лошадки Коварные повадки
Прыгнет конь. Подковы — звяк! Необычен каждый шаг: Буквой «г» и так и сяк -Что ни шаг, то зигзаг.
Ферзь.
Ферзь в шахматах, Можно сказать, чемпион, И шагу ферзя широк. Ферзь может ходить как ладья и как слон,
И прямо, и наискосок. Направо, налево, вперёд и назад, А бьёт он и вдаль, и в упор. И кажется, будто ферзю тесноват Доски чёрно-белой простор
* Ферзь очень опасен вблизи и вдали -Ты больше вниманья ферзю удели.
Шахматная доска
На доске квадратной, плоской Встало шахматное войско. Впереди, равняясь в ряд, Пешки храбрые стоят.
Ряд фигур представлю вам:
Ладьи встали по углам. Рядом с ними бьют копытом Кони грозно и сердито. Ближе к королю — слоны. И храбры, и сил полны.
Два осталось поля здесь, На одном, конечно ферзь У него такой секрет: Любит он всегда свой цвет. Все ли заняты поля?
Дети
Есть одно – для короля
Выходят дети в костюмах белого и чёрного королей.
Белый король.
Король всегда в начале боя Стоит отважно в центре строя Команды отдаёт без спешки, Его собой прикрыли пешки
* Хотя король имеет власть, Без пешек может он пропасть.
Чёрный король.
Главнее всех всегда король, Все слушаться его изволь. Ведь возглавляет он в бою Лихую гвардию свою.
Танец королей
Ведущий.
Два короля вступили в спор: Чья армия сильней? Да так и спорят с давних пор До самых наших дней.
- Моя сильней! — кричит один. - Моя! — другой в ответ. Один из них – король блондин Один король брюнет.
Рябит квадратами полей Квадратами доска И по приказу королей Построены войска.
Ведущий.
Сегодня мы проведем интеллектуальный поединок между командами белых и черных фигур. Члены команд – настоящие математики. Они быстро считают, хорошо решают задачи, всё делают дружно.
Судить наш поединок будет жюри. В состав жюри входят… (представление членов жюри). Выполнение каждого задания оценивается по трехбалльной системе.
1 задание Разминка
Словесная разминка
Математическая разминка (соседи потерялись).
2 задание «Засели жильцов»
3 задание «Цепочка»
Физминутка «Если нравится тебе …»
4 задание «Задачи»
5 задание «Сложи квадрат»
6 задание «Королевское» (рисование по клеткам)
7задание «Фантазерское».
Представление слова жюри. Награждение участников поединка.
Песня о дружбе.
|