Цель: Познакомить детей с новой профессией – гончар, показать ее значимость, расширить представление детей об истории создания глиняных предметов, их функциях.
Задачи:
- Развивать культуру диалога, умение выслушивать, не перебивать;
- Закрепить знания приемов лепки из глины (раскатывать цилиндр, сплющивать в ленту; скатывать шар и расплющивать его; сглаживать поверхность; создавать посуду используя глиняные жгутики);
- Развивать творчество, фантазию;
- Закрепить названия элементов татарского орнамента (тюльпан – лал?, лист – яфрак, колокольчик – кы?гырау), названия элементов хохломской росписи (травинки, капельки, усики, криуль).
- Воспитывать уважение и интерес детей к труду взрослых, бережное отношение ко всему, что их окружает. Помочь детям понять, что труд – это проявление заботы людей друг о друге.
Словарный запас: гончарный круг, гончар, глина, стека, актюбинская игрушка, шеморданская глиняная кукла, пестречинская керамика.
Оборудование: гончарный круг, глина, оборудование для лепки, акриловые краски, кисти.
Демонстрационный материал: выставка народных промыслов созданных из глины. Глиняная посуда русских гончаров, мастеров татарского народа, актюбинская игрушка, примеры работ шеморданской глиняной куклы.
Раздаточный материал: фартуки для каждого ребенка, инструменты для лепки из глины, кисти (1, 8 размеров), акриловые краски, салфетки, ветошь.
Ход занятия.
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, как и договаривались, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие, в гончарную мастерскую. Как вы думаете что это?
(Ответы детей, если не могут ответить подсказывает).
Воспитатель: У меня для вас есть подсказка (подводит к столу с глиной, накрытой платком). Ребята давайте просунем руку под платок и попробуем на ощупь узнать, что под ним.
Воспитатель: Как вы думаете что это?
Ответы детей. Если дети затрудняются, не знают, педагог говорит: Может это песок, а может тесто?
Воспитатель: Это ребята, глина. Какая она?
Дети отвечают, используя прилагательные (мягкая, пластичная, твердая, влажная, мокрая).
Воспитатель: Ребята, откуда берут глину?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно из недр земли. А для чего нужна глина?
Ответы детей.
Воспитатель: Глину используют для изготовления посуды, игрушек. Сейчас я приглашаю вас на выставку изделий из глины.
Основная часть:
Воспитатель: подойдите поближе, посмотрите, что здесь?
Дети: посуда, игрушки.
Воспитатель: все эти предметы делают из глины. Ребята, посмотрите, чем украшена посуда?
Дети: Узорами.
Воспитатель: Какие узоры вы видите?
Дети: точки, завиточки, волны.
Дети подходят, рассматривают, трогают, определяют, для чего нужен тот или иной предмет.
Дети: В кувшин можно что то налить, потом разлить по чашам (Называют предметы одним словом: посуда).
В Азнакаевском районе в поселке Актюбинск мастера делают вот такие сувениры (обращает внимание на вторую стойку). Называются они актюбинские игрушки. Давайте повторим.
Дети: Актюбинские игрушки.
Воспитатель: Возьмите любую понравившуюся игрушку, рассмотрите ее. Какая она?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите ребята, это актюбинские игрушки, которые мы рассматривали (рассматривают презентацию). Это карта Татарстана со всеми его городами. Посмотрите какая большая наша республика. А какие города Татарстана вы знаете? (Ответы детей) Молодцы, ребята.
Вот это поселок Актюбинск, в котором мастера делают игрушки из глины. В специальном цеху их раскрашивают красками. Посмотрите, сколько игрушек сделали мастера. После того как игрушки обсохнут, их отправляют в магазины, где их покупают туристы из разных стран и увозят с собой. Или просто покупают для красоты, для подарка.
А вы знаете, как называется мастер, который делает изделия из глины?
Ответы детей.
Воспитатель: А профессия эта ГОНЧАР. И я хочу вас познакомить с мастером – гончаром.
Мастер: Ну, здравствуйте ребята! Я мастер — гончар. Были все эти предметы посуды, игрушки когда-то твердой глиной, камешком, и никому не было от этого никакой радости и пользы. Сухая была, черствая и никому ненужная. Лежала в лесу одна одинешенька. Но вот однажды я нашел ее, и не знал, что же с ней делать. Я даже попробовал нарисовать с помощью глины картину. Посмотрите, как красиво получается. Но пошел дождь и смыл рисунок. Ничего от рисунка не осталось. Я очень расстроился, но заметил, что капельки воды прикасались и прикасались к глине, и мой комочек становился все мягче и мягче (воспитатель показывает детям, мнет глину в руках).
И посмотрите я вылепил из нее вот такое чудо. На что похоже?
Ответы детей.
Мастер: Будем мы теперь с тобой, глина, для всех людей посуду делать, игрушки для детей.
Воспитатель. С тех пор мастер, глина и вода стали большими друзьями. Работы у них было много, ведь всем нужна посуда. Люди стали называть мастера гончаром.
Мастер: А вы попали ко мне в гончарную мастерскую, я расскажу вам кое какие секреты. Этот инструмент называется гончарный круг. (Мастер садится и продолжает лепить на гончарном круге). Это специальная педаль, чтобы крутился круг. Посмотрите и у меня есть вода, чтобы глина меня слушала. Гончарный круг нужен, прежде всего, для центровки изделия, чтобы оно было ровным и устойчивым (показывает способы работы на гончарном круге, и вылепливает чашу).
Ребята, я вам сейчас покажу, чем же еще занимаются в гончарной мастерской. В гончарной мастерской есть разные мастера и цеха. Есть цех, в котором вылепливают посуду из глины, создают ее разной формы. Есть цех, в котором покрывают изделие краской. Есть цех, в котором создают узоры на посуде. Я предлагаю вам стать этими мастерами. Возьмите фартуки, они очень необходимы в работе, чтобы не испачкать одежду. И я предлагаю выбрать любой понравившийся цех по работе с глиной.
(дети надевают фартуки и рассаживаются по трем столам, каждый куда захочет)
1стол – лепка чаши из глины.
Мастер: Ребята, вы выбрали мастерскую по изготовлению посуды из глины. Вспомните, как лепят чашу! Алия, из каких частей она состоит?
Алия: донышко, стенки, ручка.
Мастер: Молодец. Ребята, скажите с чего вы начнете свою работу?
Дети: Скатываем из глины шар, сплющиваем его. Получается дно чашки. Дальше раскатываем глину в цилиндр. Лепим ленту из цилиндра. Расплющиваем и соединяем ее концы. Соединяем кольцо и донышко, излишки срезаем стекой, хорошо заглаживаем. Прикрепляем ручку.
2стол – окрашивание чаши.
Мастер: Ребята, вы выбрали мастерскую по окрашиванию глиняных изделий. Ведь до того, как нанести узоры на глиняную чашку, нужно чтобы она имела какой — то цветовой фон. Можете выбрать любые понравившиеся цвета.
3стол – создание узоров на чаше.
Мастер: Ребята, вы попали в цех, где нужно создавать различные узоры уже на раскрашенных чашах. Работать нужно тонкой кистью, очень аккуратно. Вспомните ребята, какие узоры вы знаете?
Дети: колокольчик –кы?гырау, тюльпан — лал?, трава — яфрак.
Мастер: Правильно! Это орнаменты какого народа?
Дети: татарского народа.
(Воспитатель помогает детям, подсказывает во время выполнения работы)
Воспитатель: Ребята, какие замечательные работы у вас получились! Давайте поместим их на полку, где они будут сушиться. Подойдите сюда, рассмотрите, какие красивые узоры сделала Милана. Олеся, скажи, как называется орнамент, который ты изобразила?
Олеся: Тюльпан- лал?.
Мастер: А посмотрите, какие ровные, красивые чашки сделали Андрей, Салават.
(Дети показывают друг другу, что у них получилось, делятся впечатлениями).
Воспитатель: Ребята, где мы сегодня были?
Дети: В гончарной мастерской.
Воспитатель: Что там делают?
Дети: Лепят, раскрашивают, украшают посуду, игрушки.
Воспитатель: Из чего делают посуду и игрушки?
Дети: Посуду и игрушки делают из глины.
Воспитатель: Кто делает эти изделия?
Дети: Мастер, гончар.
Воспитатель: О каких сувенирах мы сегодня узнали?
Дети: Актюбинские игрушки.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось в гостях у гончара?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте поблагодарим гончара и попращаемся.
Дети: Спасибо, до свидания.
Воспитатель: Ребята вы сегодня все молодцы. Спасибо.
|