Автор: Иванова Севиль Тимуровна
Для детей игра – это, как правило, средство познания окружающего мира, а также, самая доступная форма деятельности. Игру, как ведущий вид деятельности, рассматривали многие отечественные ученые: Выготский Л.С., Коломинский Л.Л. и другие. Игры обогащают ребенка знаниями, развивают его воображение и фантазию, стимулируют развитие мышления, способствуют психофизическому развитию малыша в целом. Во время игровых упражнений и ситуаций у детей формируется характер, общительность и индивидуальность. В игре ребенок испытывает потребность в достижении успеха перед поставленной для него взрослым целью. А значит для ребенка важен не только сам процесс игры, но и ее результат.
Игра для ребенка-сама жизнь. Поэтому мы, взрослые, так часто слышим: "Поиграй со мной!». В игре ребенок получает удовольствие, развивается эмоционально.
Существует множество различных игр, которые можно сделать своими руками, для того чтобы заинтересовать ребенка. Когда я «загорелась» идеей создать дидактические игры и пособия с помощью одних лишь коктейльных трубочек – была приятно удивлена! Попробуйте рассыпать перед ребенком несколько трубочек: он сразу начнет перебирать их, раскладывать каким-то загадочным способом. И если задуматься – трубочки очень похожи на материал для строительства и конструирования. А конструирование – как вид деятельности включен в планирование дня ребенка уже с 2-х лет.
Благодаря дидактическим пособиям и играм с использованием коктейльных трубочек — соломинок происходит формирование математических представлений, сенсорного восприятия (цвет, тактильные ощущения), мелкой моторики пальцев рук.
Ниже представлено описание дидактических игр и пособий, которые были самостоятельно или частично созданы с нуля мной и подходят для младшего дошкольного возраста.
- Дидактическая игра по ФЭМП «Соедини геометрическую фигуру и назови ее».
Задачи: Формировать элементарные математические представления, знакомить детей с геометрическими фигурами, развивать мелкую моторику пальцев рук. Учить детей логическому мышлению.
Материалы: листы с заготовкой из трубочек, которые нужно соединить, шнуровка (всевозможные ленты под цвет трубочек).
Ход игры: ребенок при помощи шнурка или ленты соединяет между собой прилепленные трубочки к плотной бумаге или картону. После того, как соединит все трубочки, называет фигуру (что за фигура? какого цвета?).
- Дидактическая игра «Дом улитки» (шнуровка).
Задачи: Развивать мелкую моторику рук, формировать сенсорные восприятия, развивать детскую фантазию.
Материал: пластиковая тарелка с нарисованной улиткой, шнурки, дом улитки из кусочков соломинки.
Ход игры: Ребенок с помощью ниток соединяет кусочки соломинок и собирает воедино ракушку улитки – ее дом.
- Дидактическая игра «Лабиринт»
Задачи: Развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук.
Материал: крышка от коробки (можно сделать заготовку из картона), порезанные на части соломинки – трубочки, любимая игрушка ребенка по размеру совпадающая с картонной заготовкой, не нарушая стандартные пропорции для ребенка.
Ход игры: Ребенок с шариком (или с любой другой игрушкой: машинкой, куклой, мячиком) проходит по лабиринту и ищет выход. Игру можно проводить с двумя лабиринтами на скорость.
- Игра — упражнение на развитие дыхания "Перенеси шарики мороженого".
Задачи: Развитие речевого дыхания, профилактика простудных заболеваний, экспериментирование, координация движений.
Материалы: набор широких коктейльных трубочек, шарики-помпоны, две небольшие емкости.
Ход игры: ребенок при помощи трубочки переносит помпоны- шарики мороженого из одного рожка в другой. Можно это делать на скорость двум или более детям, используя игру как эстафету.
Играя с цветными трубочками, дети учатся порядковому счету, математическим действиям, учат наглядно геометрические фигуры, различают такие понятия, как длинный – короткий, больше – меньше. Учебно-развивающие игры с цветными коктейльными трубочками можно использовать как в совместной образовательной деятельности, так и в свободное время, в индивидуальной работе.
|