- Лукьянова Ольга Георгиевна, воспитатель МДОУ «Д/с№39к. в.»
- Дмитриева Екатерина Викторовна, воспитатель МДОУ «Д/с№39к. в.»
- Пичугина Оксана Владимировна, учитель-логопед МДОУ «Д/с№39к. в.»
Поступление ребёнка в дошкольное образовательное учреждение вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, способу кормления и укладывания; у него формируются конкретные взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. От того, как пройдёт привыкание к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. В связи с этим на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению так актуальна. Устанавливая взаимоотношения с семьей, дошкольное образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса адаптации ребенка. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволил нам сформулировать проблему нашего исследования следующим образом: как эффективно организовать работу с родителями с целью оптимизации адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
В целом, анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились предпосылки для решения проблемы обеспечения адаптации детей в условиях ДОУ: дана характеристика понятия; факторов, влияющих на нее; но не все используемые на практике образовательные программы уделяют внимание проблеме разносторонней и успешной адаптации ребенка в процессе взаимодействия ДОУ и семьи. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью обеспечения полноценного процесса адаптации детей раннего возраста и невозможностью достижения искомого качества без сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи. Данное противоречие обуславливает актуальность проблемы обеспечения полноценной адаптации детей в процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Цель исследования – на основе современной теории и методологии изучения проблем и особенностей процесса адаптации детей раннего возраста, выявить педагогические условия эффективности адаптации в процессе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
- Определить сущность понятия «адаптация» и факторы, влияющие на адаптацию детей к условиям дошкольного учреждения.
- Рассмотреть особенности работы с родителями как фактора успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
- Проанализировать организацию взаимодействия с родителями по адаптации детей в МДОУ «Д. с. № 39 к.в.».
- Предложить технологию педагогической поддержки ребёнка и семьи в адаптационный период.
Объект исследования – МДОУ «Детский сад №39 комбинированного вида». Предмет – организация взаимодействия ДОУ с родителями в процессе адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Задачи, решавшиеся нами в ходе исследования, потребовали применения соответствующих методов. Это был анализ теоретического и практического материала (анализ листов адаптации), анкетирование, наблюдение и беседа.
Таким образом, на основании изучения теоретико-методологического материала, посвященного раскрытию сущности понятия «адаптация» и факторов, влияющих на данный процесс, мы можем сформулировать следующие выводы:
- Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс приспособления функций организма ребёнка к условиям существования в группе. Сущность процесса адаптации детей раннего возраста заключается в обеспечении развития личности. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
- Научные исследования показали, что характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики психофизического состояния и развития ребенка при его адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями.
- В научной литературе представлены различные группы факторов, влияющих на адаптацию к детскому учреждению: внешние и внутренние; биологические и социальные; факторы, которые зависят и не зависят от педагогов, ДОУ, и т. п. Все эти факторы нужно знать, чтобы облегчить адаптацию ребёнка в детском учреждении.
|