Васильева Алина Владимировна. Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста.

Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста.Составила педагог-психолог МАДОУ №33 г.Казань Васильева Алина Владимировна
Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста.
Поступление ребенка в детский сад кардинально меняет привычные условия его жизни (распорядок дня, места пребывания, маршрут передвижения, круг общения, нормы). Важнейшим фактором, осложняющим процесс привыкания ребенка к новой ситуации, становиться необходимость расставания с матерью ( или другим близким человеком) на длительный промежуток времени.
Условия дошкольного учреждения существенно отличаются от семейных: строгое соблюдение режима дня, единые для всех правила и требования, особенности взаимоотношений воспитателей и детей  создают определенные трудности в начале пребывания в детском саду и в связи с этим предполагают адаптацию ребенка к изменившимся условиям.


Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация является активным процессом, который приводит или к позитивным, или к негативным результатам. Позитивный результат - адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики; негативный - стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Таким образом, каждый ребенок привыкает по-своему.                                                 На процесс психологической адаптации детей к дошкольному учреждению оказывают влияние возраст ребенка, особенности социальной ситуации развития, отношения с педагогами и сверстниками, микроклимат в семье и качество детско-родительских отношений, индивидуально-психологические особенности ребенка, его личностные качества и параметры его психического развития.
Выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт - эмоциональная удовлетворенность, внешняя адекватность поведения - способность легко и точно выполнять требования среды.
Различают четыре степени тяжести адаптации:
1. Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более10 дней, без осложнений, Вес без изменений.
2. Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются  через 1-2 месяца пребывания в детском учреждении, замедление активности. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.
3. Тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев) и тяжестью всех проявлений.
4. Сверхтяжелая адаптация: около полгода и более. Встает вопрос: стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он - «несадовский» ребенок.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в  разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:
1.Острая фаза или период дезадаптации.
Она сопровождается частыми соматическими заболеваниями, нарушением сна, аппетита, снижением речевой и игровой активности (длится примерно один месяц).
2.Подострая фаза или собственно адаптация.
Характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги первого месяца уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам, но общий фон развития замедлен (длится 3-5 месяцев).
3. Фаза компенсации или период адаптированности.
Характеризуется убыстрением темпа развития, дети начинают вести себя спокойно.
Поэтому нужно использовать индивидуальный подход при обеспечении адаптации ребенка к новым для него обстоятельствам жизни.
Исследования показывают, что адекватная оценка ребенком своего положения в новой социальной ситуации, ведущий вид деятельности, оптимальные методы семейного воспитания, благоприятный статус в группе сверстников и позитивное отношение педагога способствуют успешному привыканию детей к дошкольному учреждению. В то же время нарушения познавательного и личностного развития, отклонения в поведении, неудовлетворенность общением со взрослыми, низкий уровень образования родителей, негативное отношение педагога и неблагоприятный семейный микроклимат затрудняют процесс адаптации ребенка к детскому саду.
Раннее детство - период интенсивного физического и психического развития. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жизни ребенка. При этом быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагополучном фоне - недостаточной морфологической и функциональной зрелости органов и систем, что повышает присущую возрасту ранимость организма. Дети раннего возраста в большей степени, чем старшие, подвержены заболеваниям. Малышам присущи повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Возраст ребенка с 1 до 2,5 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Надо так организовать этот период, чтобы как меньше травмировать ребенка.
Общая задача педагогов и родителей - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Совместная подготовка ребенка к посещению         детского сада  -  залог успешной адаптации. Построение целостной модели адаптационного периода обуславливает успешность вхождения в детский сад. Надо создать условия, облегчающие адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи: -  помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния  в период адаптации         к        дошкольному     учреждению; - обучить воспитателей методам взаимодействия с родителями и проведения групповых занятий в адаптационный период; - оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к детскому саду.
Во встречах с родителями используется лекционный материал по факторам, влияющим на успешную адаптацию (режим дня, питание, одежда по сезонам, необходимые умения и навыки ребенка, поведение родителей в этот период и т. д.), различные игровые упражнения, анкетирование. Когда все дети вошли в группу с обычным режимом проводятся занятия по адаптации с детским коллективом.
Основные задачи с детьми: - помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к детскому саду; - создать положительный эмоциональный настрой в группе; - снизить импульсивность, излишнюю двигательную активность, тревогу, агрессию;  - развивать игровые навыки, стремление сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.
Одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, делил радости и горести с другими детьми. Необходимо, чтобы совместная жизнь была как можно полнее, радостнее, ярче.
Таким образом, целью моей работы, как педагога-психолога, в решении вопроса об адаптации детей раннего возраста к детскому саду, является оказание помощи  в построении взаимоотношений между детьми, родителями и сотрудниками детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через систему психологического сопровождения всех участников процесса, включающую в себя прогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультирование родителей и консультирование педагогов.
В адаптационный период с детьми я провожу занятия с песком по программе О.Н.Эммануйловой «Солнечные песчинки», Казань, 2008, а также провожу релаксациооные упражнения, подвижные игры, игры на внимание, игры на развитие речи и мелкой моторики.
Игры в адаптационный период с детьми двух-трех лет.
Игра «Прятки»

 

Где же, где же наши ручки,

Где же наши ручки?                     Ручки за спиной.

Вот, вот наши ручки,

Вот наши ручки,

Пляшут наши ручки.                    Показывают ручки, крутят ими.

Где же, где же наши ножки,

Где же наши ножки?                    Закрывают ножки руками.

Вот, вот наши ножки,

Вот наши ножки

Пляшут, пляшут наши ножки,

Пляшут наши ножки.                     Показывают ножки, топают ими.

Где же, где же наши детки,

Где же наши детки?                        Закрывают личико руками.

Вот, вот наши детки,

Вот наши детки!

Пляшут, пляшут наши детки

Пляшут наши детки.

По окончании взрослый и ребенок встают и выполняют любые танцевальные движения.

Игра«Карусели»                                                                                                                                                                                            Психолог кладет обруч по середине ковра и предлагает ребятам встать вокруг него, а затем начать выполнять движения под стихотворение.

Еле-еле-еле-еле,

Закружились карусели.

( Дети начинают медленно двигаться.)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

( Темп речи и движения ускоряются.)

Побежали, побежали,

Побежали, побежали.

Тише, тише, не спешите,

( Темп замедляется.)

Карусель ос-та-но-ви-те.

( Все остановились.)

Раз-два, раз-два.

Вот и кончилась игра.

( Поклонились друг другу.)

Игра «Котятки»

Все слова сопровождаются движениями-имитациями. Со словами «Сладко-сладко засыпали…»  дети ложатся на ковер, закрывают глаза и притворяются спящими. Затем игра начинается снова.

Все котятки

Мыли лапки:

Вот так! Вот так!

Мыли ушки,

Мыли брюшки:

Вот так! Вот так!

А потом они устали:

Вот так! Вот так!

Сладко-сладко засыпали:

Вот так! Вот так!

Литература

1. Аралова М. А. Игры с детьми раннего возраста. – М.:ТЦ Сфера, 2011.

2. Афонькина Ю. А. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. – Волгоград: Учитель, 2013.

3. Иванова Т. В. Адаптация ребенка к ДОУ. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.

4. Костяк Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду. - М.: Издательский центр « Академия», 2008.

5. Куражева Н. Ю., Вараева Н.В., Тузаева А. С., Козлова И. А. « Цветик - семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3 – 4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012.

6. Лапина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. – Волгоград: Учитель, 2012.

7. Махеева М. Д., Рещикова С. В. Игровые занятия  с детьми от 1 до 3 лет. – М.: ТЦ  Сфера, 2008.

Об авторе:

Васильева Алина Владимировна - педагог-психолог, МАДОУ «Детский сад №33 комбинированного вида», г. Казань, Республика Татарстан.

Просмотров: 1261
Категория: По направлениям » Для детского сада




Другие новости по теме:

  • Лысова Ольга Дмитриевна. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ
  • Истомина Наталия Анатольевна. Программа коррекционно – профилактических занятий с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению «Здравствуй, детский сад!»
  • Худоерко Оксана Петровна. Рекомендации родителям в период адаптации ребенка в детском саду
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Пустоселова Елена Михайловна. Особенности работы воспитателя с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду
  • Пятигора Людмила Егоровна. Роль дидактической игрушки в период адаптации ребенка в детском саду.
  • Как подготовить ребенка к условиям детского сада
  • Евгения ?. Партнёрство семьи и детского сада в период адаптации детей раннего возраста
  • Рекомендации родителям по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания в детском саду
  • Булаева Екатерина Николаевна. Консультация для родителей: «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению»
  • Шайкина Екатерина Игоревна. «Игровой метод в период адаптации – залог здоровья ребенка»
  • Ширяева Ольга Николаевна. Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «В детский сад без слез»
  • Литвинова Валентина Дмитриевна. Проект психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ, их родителей и педагогов «Знакомьтесь, это Я!»
  • Сандлер Ольга Валерьевна. Конспект занятия для детей 3-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению «Как цыпленок радугу искал»
  • Трощенко Наталья Олеговна. Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду
  • Ляшенко Елена Сергеевна. Советы родителям по адаптации ребенка к детскому саду
  • Исайчева Надежда Яковлевна Кирбитова Любовь Георгиевна. Игра — лучшее средство для знакомства и адаптации ребенка в детском саду
  • Игнатьева Юлия. Адаптация ребенка к детскому саду
  • Климанова Вера Владимировна. Проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению
  • Богданова Ольга Александровна. Сценарий развлечения для детей младшего дошкольного возраста «В гости к Ёжику» (совместно с родителями, в период адаптации детей к детскому саду)
  • Елпашева Татьяна Николаевна. Семинар-практикум для родителей (законных представителей) детей раннего дошкольного возраста (1, 6-3 лет) «Использование кинетического песка в период адаптации ребёнка»
  • Пугина Надежда Викторовна. «Адаптация ребенка в детском саду»
  • Дрождина Любовь Александровна. «Как отдать ребенка в дошкольное учреждение или первый раз в детский сад»
  • Куделина Любовь Григорьевна. «Создание оптимальных условий для воспитания и развития детей раннего возраста в адаптационный период»
  • Яковлева Анастасия. Рисование песком на стекле, как средство снижения напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Ильинская Диана Витальевна. Веб – квест «Вот так Африка»! для детей 6-7 лет
  • Виктория Карпович. Взаимодействие воспитателя логопедической группы с детьми в период адаптации к детскому саду
  • Перницкая Валентина Геннадьевна. Игры и забавы для детей двух лет в детском саду в адаптационный период
  • Гудкова Людмила Захаровна, Сапрунова Екатерина Сергеевна, Козлова Марина Викторовна. Родительское собрание на тему «Адаптация ребенка к детскому саду»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь