Воспитатель: Рыжова Елена Васильевна «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» ЗМР РТ Республики Татарстан
Программное содержание
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с новой геометрической формой — листом Мёбиуса и технологией игры с ним;
- Формировать умение видеть в частично расчлененной фигуре целостный силуэт, приобщать к зрительному анализу образца;
- Закреплять умение ориентироваться на плоскости.
Развивающие задачи:
- Развивать познавательный интерес, стимулировать проявление любознательности.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность через организацию дидактических игр.
Словарная работа: лист Мёбиуса, плоскость, поверхность, слева, справа, вертикаль, горизонталь, Танграм, параллелограмм.
Предварительная работа: познакомить с играми: «Танрам», «Волшебный круг», «Кубики для всех», «Соты», «Цветные палочки Кюизенера»; узнали, что у плоскости две стороны; познакомились с понятиями: горизонталь, вертикаль.
Материал и оборудование к занятию: карточки «Количество и цифра», игры: «Танрам», «Волшебный круг», «Кубики для всех», «Соты», «Цветные палочки Кюизенера», полоски бумаги, клей, карандаши.
Ход занятия:
1. Игра «Новый детский сад» с использованием набора «Кубики для всех».
Воспитатель.
- Ребята, какой праздник в нашем детском саду?
- Да, верно, День рождения.
- А каким бы вы хотели видеть наш детский сад? Чтобы вы хотели ему пожелать?
- Хотите построить большой, красивый детский сад?
- Давайте дойдем к столу, встанем вокруг него и построим, каждый, куб, а затем все кубы соединим. Кто знает, как строить куб – строит самостоятельно, а кто забыл – слушает меня (совместно с желающими детьми рассказываю, как построить куб).
Строим новый детский сад.
Я люблю свой детский сад
В нем полным полно ребят.
Может сто, а может двести,
Хорошо, что все мы вместе.
- Молодцы, построили большой, красивы, разноцветный детский сад.
2. Игра «Найди свое место».
- А хотите, стать волшебниками в своем детском саду? Тогда занимайте свои места. Но, чтобы сесть на свое место, найдите половинку вашей карточки, посчитайте кружочки и найдите нужную цифру.
(Когда дети займут свое место, опросить 2-3 человека. Почему сел (а) на это место).
3. Игра «Лист Мёбиуса».
Воспитатель.
- Ребята, скажите, сколько сторон у поверхности? Почему?
(коротко вспомнить, как человечек пытался достать мяч. Показать ободок.)
- Я приготовила еще полоски и раз мы с вами создаем детсад будущего, раз мы сегодня немного волшебники, то давайте еще раз попробуем помочь нашему человечку.
- Смотрите, я беру полоску и, перекрутив склеиваю ее концы. Вот у меня получился такой перекрученный ободок.
(Дети выполняют тоже задание).
- Давайте посмотрим, сможет ли человечек теперь поиграть в мяч.
- А написать письмо?
- Ведем карандашом не отрываясь бумаги, и посмотрим сможем ли написать письмо на одной и другой стороне.
(Дети пишут письмо)
- Получилось, осталась ли какая-либо поверхность листа без вашей линии?
- Сколько поверхностей у перекрученного кольца?
Итак, у нашей новой фигуры одна поверхность, хотя мы ее сделали из обычной полоски бумаги, у которой две поверхности. Вот какое волшебство!
Такое необычное кольцо с одной поверхностью называется лист Мёбиуса.
- Давайте скажем вместе.
- Смогли мы сегодня помочь человечку?
Следующий раз мы узнаем, что можно сделать с листом Мёбиуса.
4. Игра «Игрушки» используя материал «Танграм», «Волшебный круг».
- Ребят, а какие игрушки вы любите?
- Давайте для нашего детсада построим игрушки.
- Доставайте из конверта детали и скажите, как называется игра, в которой есть детали с закругленной стороной?
- А как называется игра, в которой есть треугольник, квадрат и праллелограмм.
- Эти игры мы знаем и уже строили по схемам. Но посмотрите, некоторые линии стерлись, но так как вы волшебники, то вам не трудно будет догадаться, какие детали применить.
- Из каких деталей построили туловище?
- Какой формы голова?
- Уши на какую фигуру похожи?
- Из каких фигур построили прямоугольник у кораблика?
- Здорово, вы построили и зайцев, и рыб, и рак – молодцы!
- А теперь давайте сами превратимся в игрушки.
5. Физкультминутка «Зверобика», используя музыкальное сопровождение.
6. Игра «Цветные палочки Кюизенера».
- Повеселились, а теперь мы снова строители детского сада. Детсад у нас есть, игрушки у нас есть, у нас даже волшебная фигура появилась.
- А кто будет охранять такой детсад?
Заворчал живой звонок,
Лег у двери поперек,
Две медали на груди
Лучше в дом не заходи.
- Давайте откроем коробочки и построим охранника. Слушайте внимательно, вспомните, где лево, право, вертикаль, горизонталь.
(Строим собаку из цветных палочек по словесному указанию)
- Кто получился?
- Сколько розовых палочек использовали?
- Сколько белых?
- Сколько всего палочек?
Молодцы и сторож у нас есть.
7. Игра «Соты».
- Ребята, а вы сладкое любите? Тогда нам нужны пчелы, которые будут изготавливать сладости. Но а мы давайте построим для них соты, только быстрее, а то скоро зима, пчелкам надо спрятаться.
- Кто быстрее?
- В соте какого цвета больше всего деталей?
- Сколько углов у соты?
- Как по другому можно назвать соты, что это за фигура?
- Сколько всего сот?
- Ребята, какие вы молодцы, такой прекрасный детский сад построили – детский сад будущего!
- А с какой волшебной фигурой мы познакомились?
- А сейчас давайте сложим на место строительный материал.
(Достаю коробочки, а в них угощение).
- Ой чудеса, пчелки для нас сюрприз приготовили. Угощение забирайте и скалывайте детали на место.
|