«Для того, чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым, нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой Родине: городу, родной природе, селу, краю» И. Эренбург
В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правого, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную активность».
Под патриотическим воспитанием понимают взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленных на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально – действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Скачать конспект
Реализация патриотического воспитания невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. «Только тот, кто ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» (C. В. Михалков). Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок.
Академик Д.С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая «духовную оседлость»; так как без корней в родной земле, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати – поле. Он писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре и родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?».
Актуальность
патриотического воспитания для детей дошкольного возраста
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. В Законе РФ «Об образовании» говорится о необходимости уже в дошкольном возрасте формировать самосознание ребенка, как члена семьи, гражданина страны, города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. Для этого необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть красоту окружающей жизни, желание больше узнать об особенностях родного края, его природе и истории.
В последние годы в российской системе дошкольного образования происходят определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Согласно ФГОС приняты в дошкольных учреждениях основные общеобразовательные программы ДОУ, где отражается вопрос приобщения дошкольников к истокам народной культуры и патриотического воспитания.
Для многих родителей считается нормальным, что можно сорвать цветок или сломать ветку дерева ради минутного удовольствия взрослого или ребенка; бросить на дорогу или тротуар использованные баночки, обертки и т.д. И мы принимаем это: кто-то как норму, кто-то с безразличием. Как сохранить нашу духовность, как разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, как научить их любить не придуманную Родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, понимаешь и знаешь.
Актуальность проблемы обусловлена все возрастающей социальной значимостью гражданского самосознания в обществе и отсутствием достаточно эффективных средств, способствующих повышению результативности воспитательного процесса. Мы считаем, что краеведение поможет детям стать настоящими гражданами своего города. Личные впечатления, которые появятся у дошкольников в процессе исследовательской деятельности с использованием краеведческих материалов, усилят эффективность всех аспектов воспитания: нравственного, гражданского, эстетического.
Мы, педагоги группы, фундаментом патриотического воспитания считаем целенаправленное ознакомление детей с родным городом Октябрьский.
Для каждого человека город, в котором он родился и вырос – особенный город. К нему на всю жизнь остается нежное чувство. Где бы ни жил потом, в каких бы городах ни бывал, этот всегда будет единственным, любимым. Для определения уровня формирования представлений у дошкольников о городе, о его достопримечательностях, о городских объектах, о профессиях горожан предложили детям вопросы, в ходе анализа которых стало возможным определить степень представлений о родном городе.
В ходе педагогической диагностики было выявлено, что 43 % детей имеют достаточно скудные представления о родном городе и его истории, 61 % — не могли рассказать о символике Октябрьского, а у 37% детей отсутствовал познавательный интерес к жизни города. Только 24 % смогли рассказать, что им нравится в родном городе (Назвали только развлекательные комплексы, куда они ходят с родителями), но их отношения были еще неосознанны.
Так как развитие представлений дошкольников о своей малой Родине, воспитание интереса к ней происходит под влиянием близкого окружения – не только педагогов, но и родителей в воспитании гражданских чувств у детей по отношению к своему городу было проведено анкетирование среди родителей детей.
Результаты анкетирования дали возможность выявить настроенность, степень заинтересованности в сотрудничестве и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь.
Многие родители не знали истории возникновения города, о его первых строителях и знаменитых нефтяниках, благодаря которым наш город славится не только в Башкортостане, но и за его пределами.
Среди родителей услышали и негативное суждение на счет патриотического воспитания. Патриотизм якобы должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Мы предполагаем, что произошло это потому, что родители наших детей — то поколение нашей молодежи, которые родились в 80-х и 90-х годах, когда в обществе не было принято говорить о Родине, любви к своей стране и патриотизме. Это понятие тогда приобрело нарицательное значение.
Таким образом, нами была обоснована необходимость организации и проведения системы мероприятий с детьми и их родителями, способствующих проявлению интереса, воспитанию любви к родному городу, к его истории; желание беречь его красоту, проявлять заботу о нем.
Новизна
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине в ДОУ решалось традиционно. Новизна данной работы заключается в разработке системы работы по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. В ходе исследовательского проекта реализован инновационный подход к патриотическому воспитанию.
Гипотеза
Если в воспитательно-образовательный процесс с детьми ввести систему мероприятий по расширению их знаний об истории родного города, это позволит значительно повысить их познавательную активность, а также будет способствовать воспитанию любви и привязанности к родному краю; чувство гордости, уважения к людям, прославивших наш город. Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации детей дошкольного возраста.
|