Автор: воспитатель 1-ой младшей группы МБДОУ ЦРР д/с № 89 г.Белгород Ефимова Елена Дмитриевна
Ребенок – непоседа. Это постоянно бегающий, без умолку болтающий малыш, который не прекращает движения ни на секунду: если он не носится по групповой комнате, как угорелый, значит, он ерзает на стуле, барабанит пальчиками по столешнице и резво болтает ногами под столом. Только став воспитателем такого сокровища, понимаешь истинный смысл старой доброй присказки: «Какой же ты хороший, когда спишь!»
Немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман первым описал в середине 19-го века чрезмерно подвижного ребенка и дал ему прозвище Непоседа Фил.
Трехлетний возраст является особенным для ребенка. С одной стороны, в этот период активно развивается память и внимание. С другой, — наблюдается первый трехлетний кризис. Упрямство, строптивость и негатевизм — вот основное содержание этого периода. Ребенок активно отстаивает свое «Я», границы влияния на себя как личность.
Активный ребенок-это хорошо. Он прыгает и бегает, складывает и ломает, разбрасывает и собирает, строит и крушит, а еще поет, танцует, кусается, дерется, кричит и почти это все одновременно.
Гиперактивный ребенок — это вечный двигатель, — он в движении постоянно, даже если он присядет, то его руки постоянно находятся в движении- что то крутят, перебирают. Внимание такого ребенка рассеянное, он бесцельно хватает то один предмет, то другой. Даже новые детские игрушки привлекают таких детей ненадолго.
Разница между активным и гиперативным ребенком состоит не в том, кто сколько скачет или плачет, а в их способности сосредоточиться.
Специалисты считают, что во многом гиперактивность обуславливается социальной средой и эмоциональной атмосферой окружающей ребенка в семье.
Проведенные мною наблюдения показывают, что гиперактивные дети чаще всего встречаются в двух социальных группах семей – неблагополучных, а так же в очень обеспеченных.
В своей практике я часто сталкиваюсь с такими детьми. От того как я с ними разговариваю, понимаю их, общаюсь, зависит успех воспитательного процесса, психологический климат в группе, а также установление правильных взаимоотношений с детьми. Авторитарный стиль вызывает негативную эмоционально-поведенческую реакцию у детей, демократический – способствует успешному формированию психических функций ребенка.
Утром встречаю детей приветливой улыбкой, увлекаю интересной игрушкой, готовлю сюрприз для тех, кто болезненно переносит расставание с близкими. К детям обращаюсь так, как они привыкли слышать свое имя дома — Артемчик, Лешенька, Кирюша (в начале года было проведено анкетирование родителей, в котором они указали свое обращение к детям). У непосед стремлюсь сформировать сдержанность, интерес к деятельности, которая побуждает к усидчивости, сосредоточенности внимания (для этого использую и авторские игры). Такие дети от неподвижности утомляются, в подвижных играх даю им возможность разрядить свою энергию. При этом учитываю индивидуальные и возрастные особенности ребенка, и обязательно хвалю, даже за маленькие успехи и достижения.
Научить ребенка управлять собой — первоочередная задача, как родителей, так и педагогов. Ребенок, чьи родители подходят к его воспитанию в тесном взаимодействии с воспитателем и психологом и действуют в одном направлении, очень скоро начинает понимать, что требуем мы от него, взрослые.
Плохих детей нет, отдельные отрицательные черты — результат неправильного воспитания. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства.
И главное надо помнить, дети – цветы жизни, как мы за ними будем ухаживать, так и они для нас будут либо цвести, либо вянуть на наших глазах!!!
|