Подготовили:
- Вьюниченко Н.Г., музыкальный руководитель;
- Цедрик Е.Е., Учитель-дефектолог;
- Хамзина Т.В., воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 «Зайчик» Усть – Илимск 2018
Цель: Повысить профессиональные компетенции педагогов в правилах речевого общения; активизировать умения педагогов выражать своё эмоциональное состояние, развитие навыков невербального общения, умение действовать в команде, выражать поддержку, доверие.
Начало:
Слайд № 1. Высказывание, афоризм.
Скачать презентацию
1-я Ведущая: Тот, чья профессия связана с общением с людьми, в частности, педагог, должен помнить: его речь, будь то выступление на педагогическом мероприятии, в общении с коллегами, с детьми, родителями, целиком раскрывает его личность, интеллект и психологическое состояние. Интеллект говорящего, как известно, оценивается логичностью высказываний, богатством лексики и правильной, грамотной речью. Свободный подбор слов, их разноплановая связь во фразах и лёгкость произнесения – индикаторы высокого интеллекта.
Об этом и сказал американский учёный Фрэнк Снелл, известный специалист в области ораторского искусства и делового общения. Об этом на протяжении многих веков говорят философы, изучавшие законы риторики.
2-я Ведущая: Зарождение риторики как науки связано с именем древнегреческого философа Эмпедокла (на слайде №2 слева), который создал школу риторики. Его последователь Платон (на слайде №2 справа) систематизировал работу по теории ораторского искусства. В древнегреческом просвещённом обществе возникла потребность точно и красиво выражать мысли в философских беседах и в выступлениях государственных деятелей.
Слайд № 2 История возникновения
Вопрос к аудитории: Что такое, на ваш взгляд, риторика? (Ответы)
Слайд № 3 Что такое риторика по...
1-я Ведущая: Последователи Платона, философы и учёные, по-разному трактовали понятие риторики (см. слайд №3).
Слайд № 4 Современное определение риторики
2-я Ведущая: В настоящее время риторику определяют как науку... (слайд №4)
Слайд № 5
1-я Ведущая: Если обобщить определение, что такое риторика, можно выделить четыре её составляющих. (На слайде)
Вопрос к аудитории: Какой раздел, на ваш взгляд, наиболее важен для нашей профессии?
Ответы.
2-я Ведущая: Все, без сомнения, но грамотная речь, организация речевого общения являются одним из важнейших требований к профессии педагога.
Перефразируя известное высказывание «Глаза – зеркало души», можно сказать, что речевое поведение ребёнка – отражение речевого общения взрослого.
Слайд № 6 «Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой!»
(Аристотель)
1-я Ведущая: Принимая во внимание ведущий механизм развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо всегда следить за тем, ЧТО он говорит, КАК он говорит, какие слова он «вписывает» в свой лексический словарь.
Фундамент педагогического общения – грамотная речь!
Слайд № 7 «Говорим правильно»
Слайд № 8 «Говорим красиво»
2-я Ведущая: Рассмотрим аспект «Как мы говорим, т.е. то, что Аристотель называл ЯСНОЙ речью». Речь, голос, должен содержать в себе компоненты, средства выразительности, представленные на данном слайде. Все составляющие красивого голоса можно и нужно вырабатывать путём речевых упражнений. Итак, пример упражнения на выразительность речи.
Скороговорка «Товарищи»
1-я Ведущая: Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ.
2-я Ведущая: А тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.
Игра «Скороговорки»
Ведущие проводят с аудиторией игру «Скороговорки». Описание игры: Каждая группа получает 2-3 скороговорки (в зависимости от количества групп). По истечении минуты представитель группы выразительно читает текст скороговорки.
1-я Ведущая: И ещё одно упражнение на развитие очень важного компонента — интонационного ударения речи. Согласитесь: эффективность нашего общения зависит от того, как мы донесём свою мысль собеседнику; какие слова мы выделим в предложении, такой ответ и получим. И бывает обидным, если мы выделяем совсем не те слова, получаем совсем не тот результат, на который изначально рассчитывали.
2-я Ведущая: Сейчас я задам вопрос, слушайте внимательно, дайте правильный ответ. У АЙБОЛИТА до обеденной поры лечат зубы зебры, зубры, тигры, выдры и бобры?
Ответ: У АЙБОЛИТА.
Вопрос: У Айболита ДО обеденной поры лечат зубы зебры, зубры, тигры, выдры и бобры?
Ответ: У Айболита ДО....
Вопрос: У Айболита до ОБЕДЕННОЙ...
И т.д.
Интонационное упражнение
У Айболита до обеденной поры лечат зубы зебры, зубры, тигры, выдры и бобры
Слайд № 9
1-я Ведущая: Учёные-психологи разных стран доказали, что вербальные средства коммуникации занимают 20-40% всей воспринимаемой нами информации. Остальное общение – невербальное. Профессор Альберт Мерабиан, самый цитируемый учёный, когда речь заходит о языке тела, утверждает: важнейшую роль в общении играют три основных фактора, вес которых распределяется следующим образом: Что мы говорим – 7 %; как мы говорим – 38 %; язык нашего тела – 55 %.
2-я Ведущая: Почему такой процент отдают психологи невербальному общению? Учёные объясняют это тем, что проявление невербального общения обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности их подделать позволяет нам доверять этому языку больше, чем «обычному» словесному общению. Народная мудрость гласит: «Лучше сто раз увидеть, чем один раз услышать». Тому, что мы видим, мы доверяем больше, чем тому, что слышим.
Ведущая проводит игру-упражнение «Окно»
Описание игры: Представьте себе, что все мы находимся перед широким окном с толстым стеклом, которое не пропускает ни одного звука. А за «окном» стоит человек, который хочет сообщить вам какую-то важную информацию. Он «рассказывает», используя невербальные средства передачи информации.
Текст (примерный):
Скоро Новый год! Мы с вами будем танцевать, сидеть за столом, есть салаты. Будем водить хороводы! Всем будет весело!
Ведущая: От того, насколько выразительны средства невербального общения, зависит передача информации. Вопрос к аудитории: А что можно отнести к невербальным средствам общения? (Ответы)
Слайд № 10 Система невербальных знаков
1-я Ведущая: Типичный пример определения базовых эмоций, которые транслирует этот котик. (Демонстрирует картинки, на которых котик демонстрирует радость, гнев, печаль и т.д.). Очень легко считывать его эмоциональное состояние. Этот прием очень эффективен в развитии эмоционального восприятия у детей. А для уважаемых педагогов задание более сложное.
Игра «Угадай, какой я»
Цель: Совершенствовать умение передавать невербально информацию собеседнику.
Описание игры: Участникам раздают листочки с написанными на них эмоциями. Каждый участник выражает взглядом эмоцию, остальные участники должны ее отгадать.
Задания для групп:
1)
Суровый
Восхищенный
2)
Пронзительный
Скептический
3)
Кокетливый
Ненавидящий
2-я Ведущая: Соединим вербальные и невербальные средства выразительности в одной игре.
Игра «Мы – артисты»
Описание игры:
Группы инсценируют фрагмент басни, стихотворения, используя все средства передачи информации.
Слайд № 11 «Единственно настоящая роскошь – эта роскошь человеческого общения». А. Сент-Экзюпери
Ведущая:
И заключительная игра – «Расскажи о себе».
Описание игры:
Педагоги делятся на пары. Задание: в течение 30 секунд вести беседу. Темы беседы: погода, дети, любовь, работа.
Выводы: Умение слушать людей — важный компонент общения.
Культура педагогического общения предполагает:
- искусство говорить и слушать
Хочется напомнить народную мудрость: «Слово – серебро, а молчание – золото»
- умение объективно воспринимать партнёра и правильно понимать его;
- умение строить отношения с любым партнёром, добиваться эффективного взаимодействия с окружающим миром.
Заключение:
1-я Ведущая: Наше выступление сегодня направлено на то, чтобы активизировать, расширить ваши компетенции в области общения.
2-я Ведущая: Все мы живем в обществе, и наши успехи во многом зависят от того, насколько убедительно мы можем донести свои мысли до других людей. Излагать свои мысли последовательно и убедительно — это не какой-нибудь врожденный талант. Этому можно научиться.
Слайд № 12
«Заберите у меня все, чем я обладаю.
Но оставьте мне мою речь.
И скоро я обрету все, что имел»
(Д. Уэбстер, американский политик и бизнесмен)
Правильная, красивая речь – это признак образованности, благородства и высокой культуры. А эти качества всегда в моде!
|