Расторгуева Светлана Степановна. Интеграция ребенка со зрительным и речевым нарушением в общеобразовательную группу ДОУ (из опыта работы)

Интеграция ребенка со зрительным и речевым нарушением в общеобразовательную группу ДОУ (из опыта работы)Расторгуева С.С. Старший воспитатель ЦРР – д/с «Туллукчаана» С. Ытык –Кюель, Таттинского улуса Республики Саха -Якутия
В последнее десятилетие с изменением экологической ситуации в мире из года в год на свет появляются дети  с различными патологиями и врожденными нарушениями здоровья. Проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательных групп стала еще актуальней с введением ФГТ.
Самыми распространенными  нарушениями сейчас стали различные виды нарушения зрения и речевые нарушения.
Зрение – это самое важное в жизни человека. Все мы с самого рождения познаем мир  на 90% при помощи зрительного анализатора [3].    С рождения и в течении большей половины нашей жизни наше зрение должно развиваться, но под воздействием разных факторов  мы не сохраняя, ухудшаем наше зрение
У нас  в сельской местности, где нет специализированных детских садов, и даже групп для детей с нарушением зрения, детям с ограниченными возможностями по зрению, остается только возможность на равнее с здоровыми детьми посещать общеобразовательные группы. Сейчас  каждый ребенок с ОВЗ должен быть охвачен любым дошкольным образовательным учреждением, в проживаемой местности. Самое главное, что обучение и воспитание детей с нарушениями должно нести в себе слова «не навреди». Мы должны интегрировав, детей с нарушениями зрения  в коллектив здоровых сверстников, строить дальнейшую работу  с ними с учетом их нарушений. И поэтому, каким бы низким ни было зрение, сохранять его, а некоторых случаях и улучшать его – важнейшая задача, в решении которой большая роль принадлежит родителям, а в образовательном учреждении педагогам, которые работают с ребенком.
Как отмечает медицина, психология и педагогика дети с различными нарушениями имеют вторичные дефекты, а в случае зрительного нарушения  у таких детей вторичным нарушением бывают «речевые». [1] Так и в нашей практике был ребенок   с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) и вторичным речевым нарушением  (дислалия, клоно – тоническое заикание).
Ребенок поступил к нам из другого детского сада в возрасте 5 лет. До этого коррекционные занятия не проводились. Коля по своему характеру очень отличался от психологической характеристики детей с зрительными и речевыми нарушениями, он не обращал внимания на свои дефекты, вел себя как обычный здоровый ребенок, очень дружелюбный, доброжелательный, не обидчивый и даже не смотря на заикание был очень общительным. Но у него можно отметить рассеянное внимание, не устойчивую память, не усидчивость, что характерно детям с зрительным нарушением
Имея в группе ребенка с двумя тяжелыми нарушениями, мы стали строить образовательно – воспитательный процесс в отношении его,  с учетом его возможностей.
Основной  целью стало: адаптация в коллективе здоровых детей; предупреждение риска снижения зрения; достижение ребенком достаточного уровня   обученности и готовности продолжения  обучения в начальной школе.
Для этого  нам необходимо было выполнение следующих задач:
-Грамотное адаптирование ребенка с ОВЗ в коллектив сверстников
-Создание индивидуального образовательного маршрута, учитывая:
- организацию учебно – воспитательного процесса с учетом зрительных возможностей ребенка
-создание щадящего режима в учебно – воспитательном процессе (соблюдение определенных санитарно – гигиенических норм, дозировка зрительной нагрузки, использование специальных методов и средств обучения)
- организацию коррекционно – развивающей работы с педагогом – психологом, учителем – логопедом.
- охват ребенка дополнительным образованием.
Грамотное проведение адаптационной работы на основе игровой деятельности и с учетом интересов самого ребенка, а также  постоянном нравственном настрое здоровых детей -   положительно отразилось на адаптацию Коли к детскому саду и на взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
Организация и проведение учебно – воспитательного процесса основывалось на решении педконсилиума при ДОУ  (с участием воспитателей, психолога, логопеда, медицинского работника и родителя ребенка)  о создании «индивидуального образовательного маршрута».
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка со зрительным
и речевым нарушением.
Период ИОМ: октябрь – декабрь (* ИОМ сначала разрабатывается только на один триместр, после корректируется)
Режим пребывания ребенка в ДОУ: полный день
Содержание работы: октябрь – адаптация к ДОУ и коллективу сверстников, диагностика
С середины октября – посещение занятий в группе с дозированием времени и нагрузки глаз; индивидуальные занятия по 15-20 минут; адаптивные физкультурные занятия.
Посещение коррекционных занятий логопеда и психолога (по индивидуальному плану).
Посещение ребенком дополнительного образования по способностям: хореография (адаптивная), занятия лепкой, рисованием  по желанию ребенка в «Художественном салоне».
Декабрь – диагностика, корректировка ИОМ
Индивидуальный образовательный маршрут для Ф.И. ребенка  старшей группы с нарушением зрения и заиканием на 3 месяца
НОД с дозир-ем зрит. нагруз. 15-20 минут

Исключаемые физические упражнения

Охват доп. образованием

Ритмика

Инд-ые коррекционные занятия

Математика

Рисование

Аппликация

При организации и проведений занятий со  слабовидящими детьми противопоказаны все виды игр, сопряженные с опасностью глазного травматизма, а также резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощением, упражнения, связанные с сотрясением тела и наклонным положением головы, резким перемещением положения тела, акробатические упражнения (кувырки, стойки на голове, плечах, руках, висы вниз головой), соскоки со снарядов, упражнения высокой интенсивности, длительные мышечные напряжения и статические упражнения[5].

-важное средством ориентировки в окружающем мире и в информации.

- умение точно, экономично и правильно выполнять движения в учебной, трудовой, бытовой деятельности.

-усвоение двигательного действия

-формирование чувства ритма   Музыкально-ритмическая деятельность   организуется посредством использования основных гимнастических упражнений с предметами и без них в сочетании с музыкой, танцевальных движений, музыкально-речевых игр, упражнений на согласование движений и музыки.

ИКР с психологом тактильная терапия

ИКР с логопедом  расслабляющий массаж, дыхательные упражнения

ИКР с логопедом  коррекция звукопроизношения

ИКР с  психологом медитация

ИКР  с логопедом  массаж, дых. упр-я, коррекция звукопроизношения

Для ребенка были созданы соответствующие условия для пребывания в ДОУ: достаточное освещение групповых игровых и занимательных зон, а также настольная лампа для занятий,  удобное  размещение  за столом вблизи от доски , расположение наглядного материала на уровне глаз   и на доступном расстоянии, соответствующая длительность зрительных нагрузок, организация во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения.
Выбор занятии ритмикой исходил от инициативы матери ребенка, а педагоги были только рады, и для Коли была разработан «щадящий» режим занятий ритмикой Посещение занятий ритмики для детей с нарушением зрения занимает важное место в системе всей коррекционной работы с детьми данной категории, так как ребенок с нарушением зрения более, чем зрячий, зависит от выбора, удержания в памяти и использования слуховой информации. Сложные и серьезные задачи встают перед ребенком с нарушением зрения в период дошкольного детства, когда акцент развития переносится на самостоятельную активность, связанную с передвижением в пространстве, коммуникацией со сверстниками и взрослыми не только с помощью речи, но и посредством совместного участия в обшей деятельности.[2] А отставание в развитии психических функций, ограниченный опыт практических действий, плохо развитая общая моторика, несформированность эмоциональной и двигательной выразительности делают важным включение ритмики в систему коррекционной работы с детьми данной категории. На таких занятиях ребенок учится владеть телом, сочетать свои движения с музыкой, передавая настроение средствами музыкальной выразительности (ритм, темп, форма, динамика, характер музыки и движений), ориентироваться в пространстве, обогащать свой музыкально-слуховой опыт, учится взаимодействовать со сверстниками в движениях под музыку.[4] .
Вся работа по индивидуальному образовательному маршруту  необходимо ребенку с нарушением зрения для его адекватного взаимодействия в социальной среде.
В ходе правильно запланированной образовательно – воспитательной, коррекционной работы ребенок к 6,5  годам  имел достаточный уровень знаний к обучению в школе, психологическую подготовку к школе.
Использованная литература:
1.Классин О.Н. Организация комплексной коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей с нарушением зрения. /Особенности организации психолого – педагогического воздействия в условиях специализированного учреждения для детей с нарушением зрения. Сборник методических рекомендаций./ Нерюнгри, 2005
2. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. – М.: Академия, 2002.
3. Психология восприятия. Литература для студента. Libsib.ru>Главная>Общая психология.
4.Толмачева О.И. Особенности содержания и организации коррекционной работы средствами музыки со слепыми и слабовидящими детьми//Барнаулwww.bigipi.ru/conf/tezis/shkol…
5.Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями зрения/Под общей ред. Проф. Шапковой Л.В.- М.: Советский спорт, 2002. – 212 с.

Просмотров: 474
Категория: По направлениям » Для детского сада » Тифлопедагогика




Другие новости по теме:

  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Лезжова Ольга Владимировна. В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем
  • Ефремова Оксана Васильевна. Система работы по развитию зрительного восприятия через изобразительную деятельность у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Петухова Елена Владимировна. КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОГО ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ ТИФЛОПЕДАГОГА С ЛОГОПЕДОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПО ТЕМЕ: «ТРАНСПОРТ»
  • Булатова Елена Владимировна. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРИЕНТИРОВАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
  • Журавлёва Татьяна Македоновна. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения
  • Курганова Екатерина Борисовна. Консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»
  • Коростелева Екатерина Федоровна. Конспект занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в старшей группе. Тема: «Путешествие в лес»
  • Журавлёва Татьяна Македоновна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности коррекционной направленности с детьми средней группы с нарушением зрения Тема:«Парк отдыха»
  • Краснова Виктория Степановна. Cтатья «Особенности детей с нарушением зрения»
  • Никишина Людмила Гаджиевна. Конспект занятия по СБО в средней группе детского сада для детей с нарушением зрения
  • Курганова Екатерина Борисовна. Рекомендации родителям 'Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения' (младший дошкольный возраст)
  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Белякова Елена Николаевна. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ И РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • NataliStarikova. Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
  • Ефремова Татьяна Ивановна. Разработанный индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) для ребёнка с нарушением зрения
  • Кузнецова Светлана Александровна. Социализация детей с нарушением зрения в современном мире
  • Ольга Капорина. Развитие цветовосприятия у детей с нарушением зрения в условиях специального учреждения.
  • Елена Рябоконь. Социальная адаптация детей с нарушением зрения 'Развивая - играем'
  • Рикунова Лариса Петровна. Консультация для родителей детей старших групп с нарушением зрения. Тема: «Умственные и речевые предпосылки успешного овладения математическими представлениями детей с нарушением зрения».
  • Пилипенко Олеся. Оптимизация двигательной активности детей с нарушением зрения на занятиях тифлопедагога
  • Бояршинова Валентина Александровна. Особенности формирования словаря у детей с нарушением зрения
  • Тараканова Ольга Андреевна ,Клейменова Инна Владимировна , Зеленева Наталья Анатольевна. Развитие высших психических функций у детей с нарушением зрения при помощи оригинальных наглядных средств.
  • Белоусова Наталия Владимировна. Рабочая тетрадь для занятий по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения 6-7 лет
  • Шулакова Ольга Ивановна. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.
  • Соловьева Юлия Анатольевна. План-конспект занятия для старших групп по формированию предметных представлений и развитию зрительно-двигательной координации у детей с нарушением зрения «Чайная посуда»
  • Кузнецова Светлана Александровна. Конспект непосредственно образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Путешествие в Типографию»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь