в старшей группе «Земляника»
Цель: Воспитывать в детях интерес к народным традициям, обычаям башкирского народа, уважение к ним; обогащать словарный запас, активизировать связную речь; закрепить правила этикета; воспитывать чувство уважения к взрослым, к старшему поколению
Материалы: для подвижной игры атрибуты, дрова, казаночек, продукты питания, атрибут солнца, самовар.
Ход праздника:
Ведущая: Здравствуйте, дети! Мы приглашаем вас на праздник «Грачиная каша». Это праздник встречи весны. Именно с прилетом грачей начиналась весна — так думали в древности башкиры. Радуясь, они собирались на берегу реки, и пока варилась вкусная каша, веселились. Вы слышали, наверно, как кричат грачи, это значит, наступила весна, просыпается природа.
Дети:
1-ый ребенок: Прилетели к нам грачи, «Кар-кар-кар, — кричат они. И зовут всех на луг! Приходи и ты, мой друг.
2-ой ребенок: Не забудь ты взять, дружок Яйца, соль и казанок. Молочка добавим в кашу, Ну, и маслица, в придачу
Входит бабушка.
Бабушка: Вот и я пришла, крупу, соль, масло, яйца, муку принесла. Здравствуйте, дети! Я бабушка Халима, пришла на праздник «Грачиная каша». Дети, а какие птицы прилетают с теплых краев? Правильно, грачи, скворцы, ласточки. Когда просыпалась природа от зимней спячки, таял снег, бежали ручьи, люди праздновали праздник «Грачиная каша». Башкиры называли его «Каргатуй» или «Карга буткахы». Дети бегали по всей деревне, звали гостей, собирали продукты. Затем, весь народ собирался на берегу реки, и начинался праздник. Танцевали, пели, играли, и, конечно же, варили вкусную-превкусную кашу. Вот и у меня есть продукты, чтобы сварить кашу: крупа, соль, масло. Приготовим казанок, где будем варить кашу.
1-ый ребенок (подходит к бабушке): Здравствуйте, бабушка Халима! У вас есть яйца?
Бабушка: Вот вам, дети, яйца (бабушка дает ребенку яйца, ребенок относит их на стол).
2-ой ребенок: Бабушка! Соли, масла мы возьмем, казаночек отнесем.
Бабушка: Вот вам масло, вот вам соль, казаночек вот такой! (бабушка дает ребенку масло, соль, казаночек; ребенок вешает казанок на костер, масло, соль кладет рядом с яйцами).
Ведущая: Вот и собрали мы продукты. Пока бабушка будет готовить вкусную кашу, мы немножко отдохнем. Ребята, дождик пошел. Неужели он хочет праздник нам испортить? Нет, это теплый дождь, он хочет с нами поиграть. Давайте споем ему песню «Капель».
Хороводная игра «Капель».
Бабушка: А загадки вы умеете отгадывать?
Загадки от бабушки:
1. Была белая да седая, Пришла зеленая, молодая (Зима и весна).
2. Что за весенняя черная птица Любит за плугом ходить и кормиться? (Грач).
3. Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый (Хлеб).
4. Я не вкусна, но в пищу каждому нужна (Соль).
А теперь задание такое «Закончи предложение»:
1. Медведь в берлоге … (просыпается). 2. Почки на деревьях … (набухают). 3. Цветок, растущий из-под снега (подснежник). 4. Назовите весенние месяцы.
После выполнения заданий:
Бабушка: А теперь я приглашаю на игру «Липкие пеньки».
Ведущая: Спасибо за игру! Может и песню для нас споете?
Бабушка: В песне – душа человека. С удовольствием спою!
Бабушка исполняет песню «Весна пришла».
Бабушка: Солнышко спряталось за тучами, давайте позовем!
Дети: Солнышко выходи, Ясное, выходи! Ты отведай каши Вкусной нашей.
Бабушка вносит атрибут солнышка.
Бабушка: Каша готова! Попробуйте, дети! (угощение кашей)
Затем бабушка раскладывает остатки каши на землю:
Вкусной каши принесли, Угощайтесь вы, грачи! Пожелайте вы дождя, Чтоб полны были поля!
|