Редактор. Из дневника Елизаветы Тихеевой. О свободной работе детей

Из дневника Елизаветы ТихеевойИз дневника Елизаветы Тихеевой

О свободной работе детей

Оживление, наблюдавшееся до того среди всех этих крошек, сдавленный шум сразу прекратились, и водворилась полная тишина. Тогда монахиня стала шепотом отдавать распоряжения. Она говорила так тихо, что я не могла разобрать ее слов, каждый ребенок, к которому было обращено то или другое задание, вставал, подходил бесшумно к одному из низких у стен стоявших шкафов, тихонько отворял его и доставал из него тот или другой материал. Вставали дети и группами и, взяв, что было нужно, не толкаясь, никого и ничего не задевая, возвращались на свои места. Скоро все столы покрылись рамками, вкладками, лоскутами и прочими уже изученными мною на via dei Marsi атрибутами. Некоторые из детей разостлали на полу зеленые коврики, стали сооружать пирамиды из розовых кубиков, складывать слова из бумажных букв.

Двое малюток писали на доске, которая вскоре покрылась четко и крупно написанными словами. Девочка постарше уселась за столиком, стоявшим в конце широкого среднего прохода, и стала рисовать акварелью цветы. Она проявляла большой навык в этой работе, видимо, любовалась ею и старалась привлечь к ней внимание гостей. Мое внимание привлекли мелодичные звуки, раздававшиеся за одним из столов: это играли два мальчугана на специальных звонках, предназначенных для развития слуха детей. Один из них выстукивал молоточком на звонках, привинченных к доске и подобранных в последовательности C-dur'ной октавы какой-то легкий мотив; затем он представлял его на линованной нотной доске нотными картонными значками. Другой подбирал гамму на смешанных передвижных звонках. Легко ударяя молоточком, он устанавливал звонки в надлежащей последовательности с тем, чтобы их вновь смешать и вновь приняться за ту же задачу. Терпение и усидчивость, которые он проявлял в этой работе, были поистине изумительны. За другими столами шнуровались рамки; пальцы двигались по наждачным буквам; складывались слова и фразы; затушевывались фигуры и т.д. и т.д. Индивидуальных уроков не было. Монахиня-руководительница стояла в стороне, изредка отвечала шепотом на вопросы гостей и в то же время зорко следила за обширной аудиторией, среди которой попадались и 3-летние крошки. Если ей казалось, что возня за столами, сдавленный говор ребят преступали границу дозволенного, она делала шаг вперед, и ее тонкая, бледная рука поднимала картон со словом silenzio! И удивительное по силе было воздействие этого талисмана! Его чувствовали все, не исключая детей, углубившихся в занятие, сидевших с опущенными глазами. Поднимется белая рука, и волна жизни мигом замирала.

Комментарий из нашего времени

Елизавета Ивановна Тихеева описывает типичное состояние Монтессори-группы в процессе свободной работы. Речь идет о детях, которых можно назвать «нормализованными», то есть, в достаточной степени освоившими специально подготовленную среду комнаты, привыкшими к установленному ритму жизни, и почувствовавших вкус спокойной и сосредоточенной работы. Упорядоченная жизнь стала для них нормой. Подобная картина шокирует почти любого традиционного педагога, так как ему трудно понять, какими средствами была достигнута подобная феноменальная «дисциплина». Возникает сомнение, не имела ли место специальная муштра и прессинг. Или, может, дело в групповом гипнозе? Многим непонятно и поведение наставницы, которая, как пишет Тихеева, стоит в стороне и лишь изредка шепотом отвечает на вопросы. Как она добилась такого изумительного послушания малышей?!

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо вглядеться в проблему «нормализации» детей с точки зрения нейропсихологии. Функции человеческого индивида, которые ребенок получает при рождении, после трех лет начинают активно взаимодействовать, а мозг руководит этой работой. Но если внешние обстоятельства жизни не способствуют этому взаимодействию, то сознание ребенка становится хаотичным. Он не знает, чем ему заняться, болтает бессмыслицу, не выбирается из своих фантазий к реальности, двигается беспорядочно, капризничает, возбужден или, наоборот, подавлен. Если таких детей в группе много, они немедленно приводят комнату в страшный беспорядок, игрушки и материалы разбрасывают по полу, шумят, заводят потасовки. Все эти явления вызваны не тем, что именно так дети проявляют свою непосредственность и свободу. И, тем более, не тем, что они глупые, капризные и беспардонные существа.

Дело в том, что мы, взрослые, ничего не сделали для того, чтобы состоялась их внутренняя организация, умение совершать спокойные и целенаправленные действия. Традиционные педагоги привыкли думать о своем собственном профессионализме и о своей активной и упорядоченной работе, а от детей такую работу только требуют. Они вполне осознают свои функциональные обязанности и готовы воздействовать на детей, прежде всего, с помощью воспитательных речей и увещеваний. Мария Монтессори, как известно, мало разговаривала с детьми. Но она окружила их специальными предметами культуры, действуя с которыми, дети спонтанно заставляли себя сконцентрироваться, скоординировать движения и действовать, не отвлекаясь. Разрозненные вспышки их внутренней и внешней энергии как бы воссоединялись, и возникали «новые дети», которых Мария Монтессори называла «нормализованными». Вряд ли Елизавета Ивановна Тихеева, наблюдая свободную работу детей францисканского монастыря, могла рассуждать подобным образом. Поэтому чуть ниже она пишет следующее.
«Надо оберегать жизнь, способствовать ее свободному развитию, предоставлять детям полную свободу», говорит г-жа Монтессори. О, как мне хотелось хоть на короткое время последовать ее совету и предоставить всем этим прелестным ребятам полную свободу, «дать им жизнь» и посмотреть, что из этого произойдет, как они воспользуются этой свободой, что будут делать. Как страстно мне этого хотелось, хотя я и понимала, что это совершенно невозможно. Они, несомненно, все тогда разбегутся, если не домой, на улицу, то уж, конечно, по саду, нарушать тишину, порядок и благочиние монастыря. Это будет, несомненно, свобода, но будет ли воспитание? Воспитание координирует, руководит, направляет, свободу ограничивает. Все это так. Но зачем вопреки очевидности г-жа Монтессори утверждает, что эти дети воспитываются среди условий «свободы и ничем неискаженной природы?»

Между тем, незаметно прошло полтора часа. Вдруг монахиня подошла к пианино, стоявшему в углу, и заиграла какой-то мелодичный марш. Звуки не громкие, но отчетливо-ясные разлились по комнате. Ребята встрепенулись, прекратили работу, поднялись со своих мест и тихо, тихо, не спеша и не толкаясь, выстроились в ряд в свободной от столов части комнаты. Затем они начали маршировать. Они двигались плавно, красиво, не задевая друг друга, ускоряя шаг, когда ускорялся такт музыки, замедляя его при замедлении темпа. Они отбивали руками такт, ударяя в ладоши изо всех сил, когда гремело fortissimo, и почти беззвучно соединяя руки, когда музыкальная интерпретация доходила до едва слышного pianissimo. Зрелище было очень красивое, и под сводами этой комнаты с окнами, глядящими в цветущий тропический сад, создалось какое-то особое, я скажу, мистически-трогательное настроение. Эти строгие белые стены, распятая на кресте фигура бронзового Христа, со склоненной долу головой, эта маленькая изящная Мадонна, с какой-то благостной улыбкой глядящая вперед из окружающих ее цветов, белая, стройная фигура монахини, склонившаяся над пианино, эта живая гирлянда детей, миловидных, изящных, ритмически двигающихся под звуки мелодичной музыки, словом все, что окружало нас, было полно очарования. Но в то же время чувство какой-то смутной грусти овладевало сердцем. Все присутствовавшие стали вдруг сосредоточенно молчаливы, и глаза у многих увлажнились не выступавшими наружу слезами. Но вот звуки музыки оборвались, и дети остановились.

«Споем что-нибудь», сказала монахиня, не отходя от пианино. Она взяла несколько аккордов, и дети запели. Они пели в унисон какую-то мелодичную песенку, и их стройное тихое пение под нежный едва уловимый аккомпанемент пианино, казалось, еще усилило разлитое вокруг очарование. Песня была уже допета, но в течение минуты-другой вокруг царило еще сосредоточенное молчание. Но вот монахиня встала и захлопнула крышку пианино…

 

 

Просмотров: 368
Категория: По направлениям » Для детского сада » Трудовое обучение детей




Другие новости по теме:

  • Редактор. О свободе и дисциплине (Методика Монтессори) Из дневника Елизаветы Тихеевой
  • Редактор. Сказка о Веселом Язычке или Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Нефедова Елена Владимировна. Проект по противопожарной безопасности 'Чтобы не было беды'
  • Рогулина Нина Анатольевна. Сценарий развлечения по безопасности 'Чтобы не было беды — будь осторожен у воды'
  • Олохова Ирина Леонидовна. Экологический проект на тему «Экономим всё подряд, чтобы не было затрат» — презентация
  • Р.А. Биккулова. Консультация для родителей «Дети, которых не понимают взрослые»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Цыба Александра Александровна. Осеннее развлечение старшей группы «ДЕЛО БЫЛО В ОГОРОДЕ»
  • Страхова Людмила Евгеньевна. Дети с отклонениями в развитии и принципы обучения таких детей
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Тудвасева Татьяна Ивановна. Выступление агитбригады «Мы за здоровый образ жизни». Дети старшей группы.
  • Харив Наталья Владимировна. Проект непосредственно образовательной деятельности «Поначалу в жизни нашей было всё не так …»
  • Мравян Оксана Юрьевна. Рабочая программа Монтессори-педагога по программе дополнительного образования «Монтессори – педагогика» «Мама и малыш»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Раткина Оксана Александровна. Использование элементов метода Монтессори в логопедической работе
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Бирюкова Мария Николаевна Иващенко Марина Ивановна. Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей младшей группы «Какой дом лучше?»
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Редактор. Новогодние стихи для детей - Дети спать пораньше лягут
  • Фаниля Усманова. Конспект по ПДД 'Внимание, дети!'
  • Главный Редактор. Если бы водителей принимали на работу как АДМИНОВ
  • Воловик Наталья Владимировна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Как дети помогали астроному Сонику»
  • Бекренева Александра Васильевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ФГОС Тема: «Дети во время Великой Отечественной войны»
  • Марина Мартьянова. Бинарное занятие в старшей группе: 'ПО-РАЗНОМУ ЗОВУТСЯ ДЕТИ' (занятие по правовому воспитанию для детей 5-6 лет)
  • Антипова Екатерина Григорьевна. Конспект занятия по ознакомлению с предметами и действиями с ними с использованием приемов М. Монтессори для детей раннего возраста «Берегите пальчики»
  • Антонова Татьяна Николаевна. Сценарий праздника для детей средней группы «КАК ДЕТИ СПАСЛИ ОСЕНЬ»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь