Кулик Галина Павловна. Эмоциональная недостаточность - причина плохой речи

Эмоциональная недостаточность - причина плохой речиРечь – это высшая психическая функция, присуще только человеку и является средством общения. Основой для образования речи служат все оставшиеся психические функции. Это и восприятие, и память, и мышление. Они развиваются постепенно, начиная с момента рождения ребенка. Так же для развития речи необходима деятельность.
Основные причины патологии детской речи:
- различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.;


- родовая травма и асфиксии я во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям;
- заболевания в первые годы жизни ребенка;
- травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга;
- наследственные факторы;
- неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной  дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
Развитие эмоциональной сферы ребенка.
Общение со взрослым имеет определяющее значение для развития речи. В то же время развитие речи раскрывает для ребёнка возможности развития общения.Уже к концу младенческого, началу раннего возраста у ребенка вырабатывается пралингвистическая  знаковая система( мимика, особенно улыбки, жесты, восклицания и т.д.) Такие значимые для общения образования формируются на врождённой  основе через подражание взрослому, которые являются первой формой идентефикации. Элементарная знаковая система, которой овладевает  ребенок,превращается в стимул для ответной реакции взрослого, прежде всего матери.Именно мать, психологически настроенная на идинтефекацию с малышом, использует освоенные ребенком средства установления непосредственной эмоциональной связи и достигает вместе с ним определенного уровня идентификации. При этом для установления идентификационных отношений, мать бессознательно использует разнообразные приёмы телесного контакта с малышом ( гладит, похлопывает, тормошит, тянет за ручки и ножки и т.д.) Ребенок сам побуждает мать на общение и идентификацию с его состояниями – от детской бурной радости до детского горя. Ему так важно чувствовать глубокую эмоциональную заинтересованность в нём! Конечно, его чувства эгоистичны, но именно через них он осваивает первые этапы идентификации взаимодействий людей, вступает на путь развития эмоциональной причастности к человеческому роду. Взрослый, играя с ребенком, вводит его в мир возможных трансформаций предметов и эмоций, а ребенок, естественно, с радостью принимает все свойственные человеческой психике возможности к идентификации. Установлено, что в условиях выраженной готовности к идентификации со стороны взрослого, повышаются настроение и связанная с этим общая активность ребенка. Именно в этом случае говорят об эмоциональной подпитке.
Развитие речи в первые годы жизни ребенка.
Жизнь младенца целиком зависит от взрослого.Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка --- кормит, купает, переворачивает его с одной стороны на другую. Взрослый удовлетворяет и растущую потребность в разнообразных впечатлениях: младенец заметно оживляется, когда его берут на руки.От взрослого исходят также основные слуховые и осязательные впечатления. Уже в комплексе оживления обнаруживается положительное эмоциональное отношение ребенка ко взрослому,явное  удовольствие от общения с ним.Эмоциональное общение со взрослым сильно сказывается на хорошем настроении ребенка.
Развитие речи ребенка обусловлено определенной закономерностью. Условия жизни и воспитания ребенка могут благоприпятствовать  этому развитию и, напротив, могут его тормозить.Ребенок родится с готовым речевым аппаратом, но не говорит. Обусловлено это не только недоразвитием всей нервной системы и центра речи, но и рядом других причин.
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для дальнейшего развития его языка. Многие из причин, обусловливающих задержку в этом развитии, и дефекты речи детей более старшего возраста кроются часто в условиях их жизни на этом раннем этапе. С момента рождения, ребенок, общаясь с окружающими, развивает все свои силы и способности, если позволяют условия, окружающие его. Первые проявления речи младенца носят эмоционально-волевой характер, являются выразителями его внутренних сил и состояний, причём крик – это выразитель эмоций отрицательных( вызываемых голодом, болью, одиночеством и т.д.), а гуление и лепет – эмоций положительных, радостных.Каждый, наблюдавший  детей, знает, что голосовые упражнения младенца, проявляются исключительно во время его радостного возбуждения. Дети неблагополучные, страдающие, голодные, зябнущие, томящиеся в одиночестве не гулят и не лепечут. И только удовлетворенное, радостное самочувствие младенца – основное условие для беспрепятственного развития его языка.
Любая из  присущих человеку сил и способностей развивается благодаря упражнению.Понимание речи ребенка совершенствуется при условии предоставления ему частых возможностей слышать интересную и понятную для него речь, а способность говорить прогрессирует, если условия и организация жизни возможно чаще стимулируют его к активной речи.
Если потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями присуща взрослому человеку, то ребенку она присуща еще в большей мере. Едва он начинает говорить, т.е. становится способным словами выражать желания, формирующиеся мысли, как настойчиво требует, чтобы его слушали, чтобы с ним разговаривали. Эту потребность ребенка надо широко использовать в интересах закрепления внутренних душевных связей с ним и для развития его языка. Дети, с которыми много и сознательно разговаривают, развиваются быстрее и говорят лучше. Поэтому все проявления нашего общения с детьми следует сопровождать речью, закреплять словом все формирующиеся в детском сознании представления и образы, претворять в слово все наши действия, называть предметы в этих действиях представленные.
Если все условия первых лет жизни ребенка благоприятствуют его развитию, то к трем годам процесс формирования речи в основном завершается: ребенок понимает разговорную и повествовательную речь, соответствующую уровню его развития, владеет навыками активной речи, необходимыми для общения с окружающими, способен рассказать о виденном, слышанном, запомнить и прочесть на память стишок; он овладевает синтаксической структурой речи, управлением и согласованием слов, употребляет распространенные и сложные предложения, правильно спрягает и склоняет. Ему предстоит только дальнейшее совершенствование речи в связи с прогрессирующим общим развитием.
Речевое и эмоциональное общение.
В дошкольном возрасте ребенок интенсивно овладевает речью как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, делится своими впечатлениями; он учится строить с людьми  адекватные лояльные отношения, узнавая от близких, что к человеку нужно обращаться приветливо, глядя ему в глаза; он учится приветствовать людей в принятой форме, говоря им «Здравствуйте ! , Добрый день!»; он учится благодарить за оказанное внимание и испытывать за это не игровую, а  реальную признательность. Речь как средство общения несет в себе не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную функцию. Эмоционально интонируется не только окрас слов, которые люди произносят в общении, но и сопровождающие речь мимика, позы и жесты. Подражая родителям и близким людям (идентифицируясь с ними), ребенок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой. Обладающая речевой культурой и сдержанная в своих эмоциональных проявлениях семья формирует у ребенка тот же тип общения. Недисциплинированная с точки зрения речевой культуры и эмоциональных проявлений семья получит в своем ребенке слепок своих недостатков в общении.
Потребность в любви и одобрении.
Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному  развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, полноценному развитию всех психических функций, в том числе и речи, а так же положительного отношения к другим людям. Особенно опасна угроза физического наказания, исходящая от матери, поскольку ребенок очень сильно привязан к ней и рассматривает ее как условие эмоционального благополучия.
Вывод.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: что речь и  эмоции активно развиваются именно в дошкольном возрасте, начиная с младенчества. Что речь и эмоции неразрывно связаны между собой и взаимодополняют  друг друга. Необходимо только создать правильные  условия для их развития. И мы  должны помнить, что развитие ребенка происходит не спонтанно, не само по себе, а в тех условиях, которые организуются взрослыми. Поэтому родителям и нам, педагогам, нужно быть очень внимательными, доброжелательными к нашим детям. Необходимо быть последовательными при установлении и выполнении норм и правил.

 

Литература:

1 «Возрастная психология»  В.С. Мухина – М. изд. Центр «Академия»,2004
2 «Развитие речи детей» Е.И.Тихеева – М. изд. «Просвещение»,1967
3 «Основы логопедической работы с детьми» Г.В. Чиркина – М. «Аркти», 2002
4 «Как развивается  дошкольник?» О.М.  Дьяченко – ООО «Чистые пруды»,2007

Автор: учитель-логопед ГОУ детского сада комбинированного вида № 1957 г.Москвы ВАО
Кулик Галина Павловна

Просмотров: 632
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Алла Ивановна Будякова. Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Пушкарева Ольга Сергеевна. Конспекты занятий по активизации и обогащению речи ребенка 4,5 лет с тяжелым нарушением речи
  • Половинкина Ирина Евгеньевна. Авторская книга «Сказочка-развивалочка» как обучающий фактор для развития речи воспитанников дома ребенка
  • Комиссарова Светлана Николаевна. Развитие речи ребенка с помощью музыки.
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Конечная Ирина Николаевна. Статья 'Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка'
  • Мишкуц Наталия Николаевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие образной речи ребенка как важнейшие условие качественной подготовки к школе»
  • Зиангирова Екатерина Владимировна. Значение речи в становлении личности ребенка
  • Холодова Лариса Анатольевна. Родительское собрание 'Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка'
  • Наумова Мария Александровна. Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ (Тяжелое нарушение речи) в условиях логопедического пункта
  • Лисина Анна Николаевна. Подгрупповая работа по развитию речи с детьми пятого года жизни с общим недоразвитием речи «Насекомые»
  • Сысоева Зинаида Викторовна. Эмоциональное развитие ребенка в условиях семьи
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Клюбина Инна Викторовна. Рекомендация для педагогов и родителей на тему: «Значение употребления предлогов в речи ребенка»
  • Зоя Егина. Обучение связной речи – важное условие подготовки ребенка к обучению в школе (творческий отчет по самообразованию)
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Демирова Эльмира Тажудиновна. Доклад на тему: «Психолого — педагогические условия развития ранних представлений ребенка о профессиях»
  • Васильева Марина Александровна. Необходимость развития мелкой моторики в жизни ребенка.
  • Писарева Татьяна Станиславовна. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника с общим недоразвитием речи
  • Желтикова Людмила Викторовна. Использование воспитателем технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка с целью развития его эмоциональной устойчивости
  • Свинцова Наталья Александровна. Речь и развитие ребенка.
  • Алена Ильинична Зюзина. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Бойцева Анжелика. Мастер-класс для родителей - «Развитие речи ребенка посредством использования развивающих игр «Шнур-затейник», кораблик «Брызг- Брызг» В.В. Воскобовича».
  • Татьяна Владимировна Данцева. Развиваем речь через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи
  • Леонова Наталья Юрьевна. Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь