Елена Ивановна Донскова. Преемственность в формировании универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию

Преемственность в формировании универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».
Л. С. Выготский
Завершение дошкольного периода и  поступление в школу – это   сложный и ответственный этап  в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача. “Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений” (В.А.Сухомлинский).
Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы из дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования. Основные проблемы обеспечения преемственности связаны с недостаточностью  целенаправленного формирова¬ния таких универсальных учебных действий, как коммуника¬тивные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические.


Стихийность и зачастую непрогнозируемость результатов развития детей со всей остротой ставят задачу целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих компетентность «умения учиться».

 

Психолого-педагогические условия по организации усвоения системы универсальных учебных действий на ступени  предшкольного и начального общего образования.
1.    Соблюдение преемственности не только в методах работы, но и в стилях педагогического общения.
2.    Соблюдение преемственности дошкольных и школьных методов работы и при формировании коллектива детей первых классов через организацию их межличностного общения.
3.    Формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности. Проведение занятий с учетом принципа соответствия формы занятий ведущему виду деятельности - игре. Использование игр с правилами и сюжетно-ролевых игр для пропедевтики произвольности; игра «в школу».
4.    Доброжелательное и уважительное отношение педагога к детям (ученикам, воспитанникам).
5.    Для достижения эффективности в обучении дошкольников и младших школьников необходимо формирование положительного эмоционального отношения к занятиям. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже неверный.
6.    Использование игровой формы занятий, загадок, предложения что-то придумать, предложить самим.
7.    Адекватная оценка – развернутое описание того, что сумел сделать ученик, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности ученика (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.).
8.    Обеспечение выполнения таких учебных действий как: восприятие инструкций; планирование деятельности, умение выполнять задание до конца; оценка действий  на основе   совместной деятельности - педагог, ученик, воспитанник.
9.    Применение заданий, способствующих развитию познавательных функций: внимание; память; мышление.
10.    Применение различные формы организации учебной деятельности  с целью развития коммуникативных  умений,  работа парами; работа по подгруппам. Предоставление ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств, сочетание игровой, учебной, продуктивной и других видов деятельности.
11.    Активизация  любознательности и инициативность детей:
–    умение задавать вопросы;
–    высказывание собственных суждений;
–    умение делать простые практические выводы.
12.    Организация условий  для партнерского сотрудничества  детей и педагогов.
13.    Осуществление педагогической пропаганды среди родителей и широкой общественности.
14.    Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статических форм активности.

Преемственность в формирования универсальных учебных действий при переходе со ступени дошкольного образования на ступень начального общего образования и их значение для дальнейшего обучения

Универсальные учебные действия

Ступень дошкольного образования (предшкола)
Личностные:  - самоопределение,  смыслообразование.
Познавательные логические: классификация
Познавательные знаково-символические
Регулятивные:
-выделение и сохранение цели заданной в виде образца - продукта действия,
-ориентация на образец и правило выполнения действия,
- оценка.
Коммуникативные: как умение вступать сотрудничество.
Коммуникативные: как общение.

Школа 1 ступени обучения:
Личностные действия: - смыслообразование, смыслоопределение, регулятивные действия.
Познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные.
Коммуникативные (речевые), регулятивные соотносить собственную позицию с позицией партнеров.
Коммуникативные, регулятивные.

Результаты развития универсальных учебных действий

Ступень дошкольного образования (предшкола):
Формирование внутренней позиции школьника.
Овладение понятием сохранения (на примере дискретного множества).
Различение символов/знаков и замещаемой предметной действи-тельности.
Умение произвольно регулиро¬вать поведение и деятельность: построение предметного действия в соответствии с заданным образцом и правилом.
Преодоление эгоцентризма и децентрация в мышлении и меж-личностном взаимодействии.
Развитие коммуникации как общения и кооперации со взрослым и сверстником. Развитие планирующей и регулирующей функции речи.

Школа 1 ступени обучения:
Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения.
Развитие основ гражданской идентичности. Формирование рефлексивной адекватной самооценки.
Функционально - структурная сформированность учебной дея-тельности. Развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения.
Формирование внутреннего пла¬на действия.
Развитие рефлексии — осознания учащимся содержания, последовательности  и основания действий.

Значение универсальных учебных действий

Для обучения в 1 классе:
Формирование адекватной мотивации учебной деятельности.
Обеспечение предпосылок формирования числа на основе овладения сохранением дискретного множества как условия освоения математики.
Формирование предпосылок успешности овладения чтением (грамотой) и письмом; усвоения математики, родного языка; умения решать математические, лингвистические и другие задачи; понимание условных изображений в любых учебных предметах.
Формирование умения организо¬вывать и выполнять учебную де-ятельность в сотрудничестве с учителем.
Овладение эталонами обобщен¬ных способов действий, научных понятий (в русском языке, мате¬матике) и предметной, продук¬тивной деятельности (в технологии, изобразительном искусстве и др.).
Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
Осознание   содержания своих действий  и усвоение учебного содержания
Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
Осознание   содержания своих действий  и усвоение учебного содержания.

Таким образом, необходимо обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Просмотров: 431
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Тайдонова Светлана Анатольевна Кирбижекова Светлана Петровна. Формирование предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста.
  • Султанова Лилия Вадимовна. «Формирования предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий у старших дошкольников»
  • Крапивко Елена Александровна. Технологии активных методов обучения в контексте преемственности стандарта дошкольного и начального общего образования
  • Соболева Ирина Викторовна. «Организация преемственности в профессиональной ориентации ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования на основе создания в ДОУ психолого-педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Юминова Кристина Валерьевна. ИНТЕРАКТИВНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Дубасова Людмила Владимировна. Формирование речи детей 2 – 3 летнего возраста в процессе действий с дидактическими играми
  • Анна Борисовна Медведева. «Формирование приёмов, умственных операций старших дошкольников, умение обдумывать и планировать свои действия»
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.
  • Козлова Евгения Викторовна. Подготовка детей к обучению в школе с учетом требований ФГОС дошкольного образования и начального общего образования
  • Горячева В.В. Кузьмина О.И.. Конспект познавательной образовательной деятельности в форме экспериментальных действий «Волшебное электричество»
  • Корытова Галина Александровна. Проект «Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники у детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Альтенгоф Елена Владимировна. Презентация «Преемственность дошкольного и начального общего образования»
  • Валентина Иванова. Психологическое сопровождение формирования предпосылок учебной деятельности в дошкольной образовательной организации
  • Елена Онищенко. Образовательная программа дополнительного образования «СОВЕНОК» (развитие логического мышления и формирование интереса к математике) для воспитанников младшего дошкольного возраста 3 -4 лет.
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Яруллина Эльмира Рамилевна. Театрализованная деятельность дошкольников как основа интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО
  • Ягодина Татьяна Степановна. Формирование звукового восприятия при организации непрерывной образовательной деятельности
  • Элеменкина Арина Михайловна. Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ безопасности жизни в игровой деятельности
  • Бетинг Елена Анатольевна. Конспект НОД с пропедевтикой проектных и исследовательских действий и понятий «Поможем Водяному» в старшей группе
  • Екатерина Тропникова. Готовимся к школе - Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Степанишина Ирина Павловна. СТАТЬЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Дошкольник как субъект образовательного процесса (проблема индивидуализации образования)
  • Ишкина Гузель Мансафовна. Создание условий для развития дополнительного образования у детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание
  • Туленко Оксана Николаевна. Игра как форма организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста
  • Столова Нина Евгеньевна. Формирование элементов трудовой деятельности на примере обучения детей культуре приема пищи
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь