Образовательная область: познавательное развитие
Основной вид детской деятельности: познавательно-исследовательская
Цель: развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей средством познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи обучения, развития и воспитания:
- расширение представлений детей о свойствах воды и способах её очистки
- обогащение словарного запаса детей, введение в активный словарь понятий «проблемная ситуация», «проблема», «план», «цель», «лаборатория», «фильтр», «фильтрование»
- развитие интереса к поисково-исследовательской деятельности, наблюдательности, любознательности, мыслительной активности
- воспитание у детей эмоционального, положительного отношения к природе
Скачать презентацию
Задачи пропедевтики проектных умений:
- познакомить детей с понятиями «проблемная ситуация», «проблема», «план», «цель»
- формирование представлений детей о таких проектных действиях, как: «анализ проблемной ситуации», «постановка цели», «действие по плану»
- формирование и развитие рефлексивных умений.
Предварительная работа: беседа на тему «Вода в жизни животных и человека», загадки о воде, расширение и закрепление знаний детей о свойствах воды, просмотр презентации «Вода – это жизнь!».
Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, видеосюжет из мультфильма, емкость с грязной водой, стаканы (по 2 стакана на каждого ребенка), воронки, бумажные салфетки, ватные диски.
Проблема для проектирования:
«Как очистить загрязненную воду?»
Цель проектирования:
Найти способ очистки загрязненной воды.
Ход НОД
Воспитатель: — (звучит звук сообщения) Ой, что это ребята? Кажется, нам пришло сообщение! Кто же его нам отправил? Давайте посмотрим!
(Просмотр отрывка из мультфильма, песенка Водяного)
Воспитатель: — Ребята, да это же Водяной! И кажется он попал в беду. Его пруд превратился в болото, растения завяли, рыбки заболели. (на проекторе картинка загрязнённого водоёма)
Воспитатель: — Что же делать? Надо выручать жителей пруда! Ребята, вы хотите помочь Водяному?
Ответы детей: — Да
Воспитатель: — Вот это да! Вместе со своим сообщением, Водяной передал нам банку с водой из своего пруда (показывает банку с загрязненной водой)
Воспитатель: — Посмотрите! Какая вода в банке чистая или грязная?
Ответы детей: — Грязная…
Воспитатель: — Действительно, вода очень грязная. Как вы считаете, могут ли обитатели пруда жить в такой воде?
Ответы детей: -Нет, не могут!
Воспитатель: — Как вы думаете, почему не могут?
Ответы детей: — Ничего не видно, дышать тяжело…
Воспитатель: — Да, я тоже так считаю, Водяному и остальным обитателям пруда тяжело жить в такой воде. Как вы думаете, мы можем помочь им?
Ответы детей: — Да!
Воспитатель: — Как мы можем это сделать?
Ответы детей: — Очистить воду…
Воспитатель: — Ребята, мы с вами столкнулись с проблемной ситуацией. Проблемная ситуация – такая ситуация, которая содержит проблему. В нашем случае проблема такая: «Как очистить загрязненную воду?» Предлагаю вам найти ответ на этот вопрос в нашей лаборатории.
Воспитатель: — Но прежде, чем отправиться туда, нам необходимо накачать грязной воды из болота.
Физкультминутка «Насос»
А теперь насос включаем (руки скользят попеременно вдоль туловища)
Воду из пруда качаем.
Влево раз, вправо два –
Потекла ручьем вода. (Дети сцепляют руки и двигаются в виде «ручейка»)
Рая, два, три, четыре, пять –
Будем воду очищать. (Руки расцепили, остановились)
Воспитатель: — Отлично! Теперь в нашей лаборатории есть образцы загрязненной воды. Ребята, подходите к своим рабочим местам. Перед тем, как приступить к работе, нам необходимо поставить цель. Цель – это тот результат, которого мы хотим достигнуть. Ребята, какого результата нам нужно достичь?
Ответы детей: — Очистить воду, получить из грязной воды чистую…
Воспитатель: — Значит, цель нашей работы: найти способ очистки загрязненной воды.
Воспитатель: — На ваших рабочих местах есть все условия для достижения нашей цели – это те предметы, которые нам понадобятся для работы: стаканы с грязной водой, пустые стаканы, воронки, бумажные салфетки, ватные диски. Действовать мы с вами будем по плану. План – это порядок наших действий.
(Предъявление плана на экране проектора)
- Рисунок «Воронка вставлена в пустой стакан»
- Рисунок «Ватный диск в воронке»
- Рисунок «Переливание грязной воды через воронку с ватным диском в пустой стакан»
Воспитатель:
- Первое наше действие – вставляем воронку в пустой стакан, как показано на рисунке, и отмечаем выполненное действие «галочкой»
- Второе наше действие – вставляем ватный диск в воронку, как показано на втором рисунке, и отмечаем выполненное действие «галочкой»
- Третье наше действие – аккуратно тонкой струйкой переливаем грязную воду через воронку с диском в пустой стакан, и отмечаем выполненное действие «галочкой»
Воспитатель: — Итак, мы выполнили все пункты нашего плана. Давайте посмотрим, какой стала вода?
Дети: — Чистая!
Воспитатель: — Ребята, у всех вода стала чище?
Дети: — Да!
Воспитатель: — Куда же делась вся грязь?
Ответы детей: — Осталась на ватном диске, в воронке…
Воспитатель: — Верно, ватный диск внутри воронки послужил нам фильтром, на котором осталась вся грязь. Такой способ очистки воды называется фильтрованием. Смогли мы помочь Водяному решить проблему «Как очистить воду»?
Ответы детей: -Да
Воспитатель: — Ребята, вам понравилось работать в нашей лаборатории?
Дети: — Да!
Воспитатель: — Хорошо! Теперь давайте расскажем о том, что мы узнали, чего достигли. Проведём рефлексию.
Воспитатель: — Вы помните, какую цель мы ставили перед собой?
Ответы детей…
Воспитатель: — Наша цель состояла в том, чтобы найти способ очистки загрязненной воды. Ребята, как вы считаете, достигли ли мы этой цели?
Дети: — Да!
Воспитатель: — Действительно, мы смогли найти способ очистки грязной воды. Оказалось, что очисть воду можно способом фильтрования. А каким образом строилась наша работа? Мы действовали по порядку, по плану?
Дети: — Да.
Воспитатель: — Верно, порядок наших действий определялся планом. Теперь мы можем отправить наш план очистки воды Водяному, чтобы он смог очистить свой пруд от загрязнений.
|