Созинова Инна Васильевна, педагог-психолог МБДОУ №183 «Жемчужинка» г. Кемерово
Наша жизнь стремительно меняется, но иногда не в лучшую сторону. На смену старых общечеловеческих ценностей приходят другие, но я хотела бы остановиться о неизменной во все времена – детской улыбке. Такой простой и безумно важной мимической реакции ребенка. А, что в ней важного? На этот вопрос и будем искать ответ.
С самого рождения ребенка, мы вглядываемся в его лицо, чтобы понять, как он чувствует себя сейчас. И уже через месяц появляется «комплекс оживления», который свидетельствует о нормальном нервно-психическом развитии ребенка. И вроде бы тогда это важно, а вот если ребенок подрос, то на это уже не обращают внимание. А ведь идет дальнейшее нервно-психическое развитие и оживление его детской души, светлой и чистой, дальнейшее становление личности. Улыбка является своеобразным индикатором благополучия ребенка, внутреннего равновесия и гармонии. Что происходит с детьми, у которых улыбка редко появляется на лице, каковы причины этого и что может за этим последовать?
Эмоции которые испытывает человек все важны и нужны, но от того какие будут преобладать зависит от воспитания в семье. Л.А. Абрамян признавал тот факт, что внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности «вырастает» из его практического взаимодействия с этой действительностью.
Физиологи утверждают, что при серьезном выражении лица напряжены 17 мышц, а при улыбке только 7. Физиологически смех – это вибрация и массаж, снимающий напряжение. Наши эмоции «записываются» на состоянии нашего тела: ритме дыхания, режиме кровообращения, напряжении мышц. А ведь мышечное напряжение и зажимы вредны, так как способствуют нарушению внутреннего равновесия (гомеостаза) и со временем могут вызывать уже психическое напряжение, скованность, быструю утомляемость и усталость.
Современные ученные утверждают, что человек на 95% формируется в семье, и лишь 5% отдают другому социальному окружению ребенка (детский сад, улица), следовательно, причины надо искать в ближайшем пространстве ребенка.
И они могут быть следующие:
- не желанность ребенка
- неприятие пола ребенка
- материнская депривация (потеря, лишение)
- эмоционально-психическое напряжение взрослых
- частая критика поведения, действий ребенка
- не учитываются индивидуально — психофизиологические особенности
- жестокое обращение
- завышенные требования и другие
Для эффективной работы любого механизма необходимо чтоб не было его перегрузки, а тело человека тот же механизм, который будет работать лучше и дольше, если его не перегружать напряжением и зажимами. В работе должны находиться мышцы, которые необходимы, все остальные должны быть расслабленны. И если с самого детства ребенок несет на себе печать напряженности и усталости нетрудно догадаться к чему это может привести:
- к психоэмоциональному нарушению и развитию деструктивных свойств и качеств личности: агрессивности, тревожности, застенчивости, мнительности и др.
- к снижению познавательной активности, через которую ребенок познает мир, и как следствие перед школой будет низкая осведомленность, понятливость, узкий кругозор
- к низкому уровню социально- эмоционального развития, который проявится в нежелании и неумении действовать совместно с взрослыми и сверстниками, отсутствии инициативы в общении и др.
- частым психосоматическим заболеваниям
Ведь если у ребенка все хорошо, он чувствует себя защищенным, любимым, уверен в себе, то лицо расскажет об этом само, оно пластично, глазки блестят, легкая улыбка чуть видна. Хорошее эмоциональное состояние это залог здоровья и успешности, о чем сейчас пишут в книгах и снимают фильмы. Детство самая счастливая пора в жизни человека. Китайская пословица гласит: «Жизнь ребенка подобна чистому листу бумаги, на котором каждый прохожий оставляет свои письмена», так пусть это будет добро, любовь, надежность, защита и улыбка.
|