Сакович Людмила Станиславовна. Что мы знаем о наших детях?

Что мы знаем о наших детях?

Все родители с нетерпением ждут рождения малыша. Предугадывают каким он будет, на кого будет похож… вот он родился первая улыбка, первый осмысленный взгляд, первые шаги. Вот он человек! Ребенок. И тут родители начинают сталкиваться с повседневным поведением ребенка. Дети бывают очень подвижные, или непозволительно медлительные. В обоих случаях возникают трудности в общении с малышом. И так, у вас ребенок не с золотой серединой, а шустрик или мямлик. такие названия смягчают проблему и точно отражают поведение таких детей. У специалистов существует определенная терминология для определения поведения таких детей. Шустрик- это гиперактивный, реактивный ребенок. Мямлик- ребенок флегматичный с замедленной направленностью. Но к сожалению, для таких детей отдельно не разработаны ни правила общения, ни методики обучения (в детских садах, школах) Значит, родители и воспитатели по отношению к таким детям действуют ситуационно. Примерно это выглядит так: «не бегай так быстро ты упадешь, ударишься, остановись» или «А ты все копаешься, как всегда последняя. капуша». И вот, в одном случае ребенок «шустрик» выглядит всегда непослушным, хулиганом, ну а «мямлик» привык слышать, что он копуша и всегда последний. Но из многолетнего опыта работы приходим к выводу, что те и другие замечания не только бесполезны, но и вредны. Разве не вредно постоянное одергивание ребенка да еще при всех день ото дня слышать, что он неумеха, что он последний, (а малышу хочется быть первым, но он не может)

 

Вначале поговорим о шустриках (гиперактивных детях). Не просто с такими детьми всем: не сидит на месте, рассеянный, не умеет даже на короткое время сосредоточиться, невнимательный и беспокойный. Здесь может быть несколько причин — это и поражение нервной системы, переутомление, эмоциональный стресс и тот же темперамент. Случается бывают дети очень активные, реактивные и без патологий, но все это может определить только врач. Для себя мы можем уяснить только то, что нам взрослым, трудно с таким ребенком. Но самим детям еще труднее справиться со своей двигательной активностью. Жизнь таких детей подтверждает, что уже в младшем дошкольном возрасте они сталкиваются с трудностями. Таких детей не часто принимают в свою компанию сверстники. Таким детям нелегко дается учение. Особенно таких детей затрудняет процесс обучения чтению и письму (то, что в первую очередь требует сосредоточения). А окружающие порой не понимают быстрые переходы шустриков от смеха к слезам, их нервозное беспокойство. И если шустриков не воспринимать такими, как они есть, пытаться их перевоспитать, то со временем у них может развиться комплекс неполноценности.

В книге Д.Реншоу «Гиперактивный ребенок» автор дает родителям ряд практических советов.

  1. Главное- будьте последовательны и постоянны.
  2. Старайтесь всегда говорить медленно и спокойно. Не пугайтесь своего гнева. Гнев- это нормальное явление, его можно контролировать. Если вы сердитесь- это не значит, что вы не любите своего ребенка.
  3. Старайтесь сохранять спокойствие и держать себя в руках, заранее подготовившись к скандалу. Реагируйте и откликайтесь на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, какими бы незначительными они не были. Если искать хорошее, то будьте уверены, что- ни будь всегда найдется.
  4. Избегайте непрерывных одергиваний и запретов- «прекрати, не смей, нельзя и т.д.»
  5. Отделяйте поведение ребенка, которое вам может не нравиться, от его личности. Например: «я люблю тебя, но только не люблю когда ты разносишь грязь по дому»
  6. Ваш ребенок нуждается в строгом режиме и распорядке дня. Составьте четкое расписание прогулок, еды, игр, занятий, повседневных обязанностей и сна. Проявляйте гибкость, но старайтесь выполнить это расписание, несмотря на попытки ребенка нарушить его. Постепенно вы приучите ребенка к размеренной, упорядоченной жизни
  7. Давая ему новые и трудные задания, сопровождайте их спокойными, короткими, ясными и четкими разъяснениями. Показывайте несколько раз пока ребенок не запомнит. Старайтесь стимулировать и тренировать его слуховое, зрительное и чувственное восприятие и его память, которая у гиперактивных детей развита слабее, чем у остальных. Будьте терпеливы, повторяйте все по несколько раз.
  8. Выделите ребенку отдельную комнату или хотя бы уголок. При оформлении комнаты избегайте ярких красок и сложных орнаментов. Простота, неяркие цвета, минимум беспорядка, письменный стол стоящий у окна пустой, ничем не украшенные стены, создают условия для концентрации. Уберите все лишнее, поскольку гиперактивный ребенок не умеет сам отсеивать ненужные, отвлекающие раздражители.
  9. Создавайте условия для того, чтобы он мог сконцентрировать свое внимание, делайте что- нибудь одно: давайте ему одну игрушку из закрытого ящика; когда ребенок раскрашивает, уберите со стола все лишнее; когда он готовит уроки, выключите радио и телевизор, посторонние раздражители будут отвлекать его от основного занятия.
  10. Дайте ему какое-нибудь постоянное поручение. Естественно, такое, чтобы оно было в пределах его возможностей. Обязательно следите за его выполнением. Не забывайте поощрять и признавать его старания (даже если не все получается идеально)
  11. Распознавать сигналы, предупреждающие о возможном срыве. Постарайтесь спокойно вмешаться и предотвратить взрыв- отвлеките ребенка или спокойно обсудите с ним конфликтную ситуацию. Полезно переместить его с потенциального поля битвы в более безопасное место
  12. Зная о повышенной возбудимости своего ребенка, старайтесь, чтобы в игре принимало участие не более двух- трех человек. Лучше, чтобы дети играли в вашем доме, поскольку вы можете осуществлять необходимый контроль за ситуацией
  13. Не жалейте, не дразните, не бойтесь вашего ребенка и не будьте к нему слишком снисходительны. Просто помните о том, что у него- особое устройство нервной системы, которое, впрочем, поддается управлению и контролю.
  14. С помощью врача подберите правильное лекарство и необходимую дозировку. давая лекарство ребенку, наблюдайте за его действием, чтобы впоследствии рассказать врачу.
  15. Обсуждайте все вопросы, все свои опасения, связанные с приемом лекарств, с вашим врачом.
  16. Запирайте это и другие лекарства во избежание случайного или неправильного их употребления.
  17. Ребенок должен принимать лекарство всегда в вашем присутствии и под вашим наблюдением даже если это длится годами и стало для него привычным делом. Вся ответственность лежит на родителях.

Замечено, что среди шустриков в четыре раза реже встречаются девочки. Замечено также, что такие дети больше любят двигательные и спортивные игрушки (машинки, мячи, велосипеды). Удовлетворяйте их запросы в разумных пределах. Не нужна однобокость в подборе игрушек (например только машинки). Наоборот таким детям нужны совершенно другого вида игрушки. Конструкторы, пазлы, шашки, мозаики и т.д. И еще очень хорошо, когда взрослые играют вместе с детьми. Вот несколько игр, в которые можно поиграть с шустриками:

«Повтори» -вслед за ведущим взрослым нужно повторить любые звуки- кашель, смех, мяуканье кошки, кваканье лягушки, скрип двери и т.д..

«Послушаем вместе» — научиться сосредоточится и услышать звуки за окном, например шум дождя движение автомобиля, за стеной скрип двери, тишину и т.д.

«Пантомима» — при помощи жестов, различных движений изображать животных, явления природы

Игра в театр: пальчиковый, кукольный- при помощи кукол показывать сценки из знакомых сказок, мультфильмов, придумывать свои сюжеты.

Игры из природных материалов- шишки, желуди, веточки, камешки. Дети с удовольствием мастерят разные поделки и обыгрывают их.

А теперь поговорим о мямликах. В возрасте 3-4 лет поведение этих дети особо не беспокоит взрослых. Все сводится к тому, что ребенок маленький, придет время научится. А на это особенно нужно обратить внимание, потому что это такой тип детей, который нуждается в каждодневной, терпеливой коррекции. И вот для чего, за счет своей природной медлительности такие дети не умеют все делать вовремя. И часто дома, в детском саду ребенок может услышать от взрослого: «быстрее собирайся на прогулку, ждем только тебя, быстрее раздевайся пора спать и т.д.» все потому, что в детском саду есть правила, занятия, игры подчиненные режиму. И в детском коллективе сразу выделяется мямлик со своей неторопливостью. Причин тут может быть несколько: тут и тип нервной системы. И ранее не правильное воспитание, чаще всего быстрых, энергичных мам. Вот что по этому поводу говорит Б.Спок: «Я полагаю, что более всего способствует развитию у детей нерасторопности поведение тех родителей, которые чрезмерно властны и нетерпеливы. Сознавая эти свои качества, они порой стараются сдерживать свои чувства, но тогда склонны оказывать давление на ребенка. Обычно нетерпеливые родители, замечая сопротивление своего ребенка, усиливают нажим на него. Чем больше натиск ощущает ребенок, тем сильнее противится родительским требованиям. Ему просто не остается ничего другого: он считает, что «отстаивает» свои права». В то же время, самоутверждаясь таким неадекватным способом, многие дети стараются вести себя так, чтобы вызвать у родителей еще больше раздрожение»

Так у ребенка 3-6 лет формируется стереотип медленного поведения, и тут несомненно нужна воспитательная работа. К годам 4 ребенка будет полезно познакомить с часами, сначала лучше с песочными. (5-10-20-минутными). обязательно объяснить ребенку, как часы отсчитывают минуты и пользоваться ими в то время, когда ребенок кушает, собирается на прогулку, убирает игрушки. Очень хорошо в каждом конкретном случае похвалить ребенка «Молодец, ты уже все сделал, а песочек еще не высыпался, значит не прошло еще 10 минут». и тогда в следующий раз ребенку захочется сделать все еще быстрее. Вначале, когда мямлик начнет торопиться, у него не все будет получаться -игрушки будут собраны кое-как, одет он будет небрежно, не надо на него сердиться, надо спокойно обратить внимание на эти факты, и все должно постепенно пройти.

Ребенку мямлику полезно приобрести спортивные игрушки: велосипед, мяч, скакалку, кегли, городки и играть в эти игры вместе с ребенком. Сначала он будет отказываться кататься на велосипеде, чувствуя неуверенность, но при мягком подходе у него все получится и он будет очень гордиться своим достижением. Многие мямлики к 5-6 годам неплохо читают, пишут печатными буквами, очень аккуратно раскрашивают, чем радуют своих родителей. Но у таких детей мысли идут впереди движений. А школьнику в школе нужна будет синхронность: знаешь как решать пример, быстро запиши, закрой учебник, убери ненужные предметы со стола и будь готов воспринимать следующее задание учителя. Вот тут-то нерасторопность и мешает мямликам стать отличниками. На помощь в этом случае должен прийти детский труд, не эпизодический, а постоянный. Всем детям, а особенно медлительным нужны постоянные трудовые обязанности:

  1. содержать свои игрушки и книжки в порядке
  2. Вешать аккуратно одежду на место.
  3. Следить за своим внешним видом и прической
  4. содержать в порядке гигиенические принадлежности
  5. содержать одежду и обувь в порядке. Чистить их по мере необходимости и убирать в специально отведенное место.
  6. Стараться самостоятельно стирать свои мелкие вещи (носочки, платочки) и вешать их сушить.
  7. Помогать взрослым: подметать полы, выносить мусор, сервировать стол, выполнять мелкие поручения.

Главное, чтобы этот труд не носил эпизодический характер, а был систематическим. Тогда развиваются руки, формируется координация движений рук и ног в различном темпе, ловкость. Постепенно при внимательном и заботливом подходе к проблемам ребенка, все налаживается и проблемы отступают.

Используемая литература: Спок Б. «Разговор с матерью»

Просмотров: 453
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Добрынина Лариса Анатольевна. Конспект интегрированной НОД «Что есть в печи — все на стол мечи»
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Козлова Рафия Ряшитовна. Азбука безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём»
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Командин Евгений Николаевич. Родительское собрание в ясельной группе № 2 «Малышок» по теме: «Что значит любить своего ребенка?»
  • Нечаева Ярославна Михайловна. Буклет 'Что должен знать ребенок 4-5 лет?'
  • Гулау Светлана Михайловна. Конспект родительского собрания для средней группы «Что должен знать и уметь ребенок 4 – 5 лет»
  • Редактор. Ребенок от 3 до 5 лет. Что подарить?
  • Гамрецкая Анна Сергеевна. Конспект занятия «Вот веселый огород, что здесь только не растет»
  • Никонова Ульяна Юрьевна. «Вот веселый огород, что здесь только не растет!»
  • Мария Воронухина. Что такое самостоятельный ребенок
  • Бирюкова Маргарита Ивановна. Родительское собрание в старшей группе «Что должен знать и уметь ребенок дошкольного возраста (5-6 лет).»
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Ковалёва Любовь Михайловна. Все профессии важны, все профессии нужны - Конспект игрового занятия по лексической теме «Профессии» - для детей подготовительной группы с ОНР
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Лезжова Ольга Владимировна. В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Лимонова Марина Аркадьевна. Статья о адаптации родителей к школе. Гиперопека – когда родители все контролируют
  • Мезенцева Надежда Александровна. Знать должны дети правила все эти.
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь