Новопавловская Юлия Александровна, Кувшинова Валентина Алексеевна. Эффективные способы активизации умственного развития дошкольников. Из опыта работы.

Эффективные способы активизации умственного развития дошкольников. Из опыта работыЭффективные способы активизации умственного развития дошкольников. Из опыта работы

воспитатель: Кувшинова Валентина Алексеевна педагог-психолог: Новопавловская Юлия Александровна МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11» г. Мичуринск, Тамбовская обл.

Детский сад – это первая и значимая ступень системы образования. Весь путь дошкольного детства, который проходит ребенок в стенах этого учреждения, является дорогой его развития и подготовкой для последующего поступления в школу. Понятие «школьная зрелость» включает в себя множество компонентов. Это умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, контролировать поведение, уметь слышать педагога и выполнять его требования и многое другое. Но, пожалуй, самое главное – у ребенка должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения учебными действиями.

 

Известно, что сниженный уровень умственного развития влияет не только на успешность в освоении образовательных программ, но и воздействует на личностное развитие ребенка, на весь комплекс его личностных характеристик – самооценку, уровень тревожности, волевые особенности, черты характера, социальный статус в группе, межличностные отношения. Все это делает понятным, почему в педагогической практике важно развивать внимание, память, мышление, воображение, ведь по уровню сформированности этих познавательных процессов судят об умственном развитии ребенка. И начинать следует как можно раньше. Именно дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития.

Очевиден факт, что у детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание, ребенок не может еще управлять им и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Но уже к началу школьного обучения картина должна быть иной. Безусловно, все свойства внимания (объем, концентрация, распределение, устойчивость) развиваются в результате упражнений.

Еще одна важная функция, определяющая умственное развитие – это память. Она лежит в основе способностей ребенка, являясь условием успешности в плане приобретения знаний и умений. Основные процессы памяти – запоминание, сохранение информации и ее воспроизведение, неразрывно связаны с мыслительной деятельностью. Мышление — это главный инструмент познания.

Умственные способности человека обычно характеризуются такими качествами ума, как сообразительность, способность оценивать и анализировать факты и явления, пытливость, вдумчивость. Поэтому воспитателю в детском саду необходимо так организовать деятельность детей, чтобы способствовать развитию этих параметров. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, то есть все то, чем обычно занимается в детском саду ребенок, конечно, развивают у него мыслительные операции. Но практика показывает, что наряду с традиционными способами, предусмотренными общеобразовательной программой ДОУ, целесообразно использовать специальные упражнения и методики, которые позволяют значительно улучшить показатели умственного развития. Принимая во внимание исследования отечественных и зарубежных ученых о том, что существует связь между физическим развитием ребенка и развитием интеллекта, определяющая роль в вопросе активизации умственного потенциала была отдана именно этому направлению.

Широкие возможности в данном аспекте предоставляют техники, содержащие элементы кинезиологии. Кинезиология – это целостный подход балансирования движений и взаимодействия человеческих энергетических систем. Нами были отобраны и детально изучены определенные методики, позволяющие в основном с помощью двигательных манипуляций мягко и непринужденно влиять на формирование у детей усидчивости, активизацию характеристик памяти, улучшение мыслительной деятельности и оптимизацию эмоционального состояния. Уже на протяжении нескольких лет ведется активная практическая работа в данном направлении. Дети с большим удовольствием выполняют упражнения, включенные в содержание занятий по различным образовательным областям. Мы называем их гимнастикой для ума.

Например, упражнение «Мельница и прыжки с поворотом». Выполняется оно так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно. Дети поворачиваются во все стороны, вращая глазами вправо, влево, вверх, вниз. Так оба полушария мозга работают одновременно, что позволяет активизировать мыслительные процессы. Или совершенно несложное упражнение «Рисуем восьмерку». Вместе с детьми три раза каждой рукой необходимо нарисовать в воздухе воображаемую цифру восемь, затем столько же раз обеими руками вместе. Также чрезвычайно полезно упражнение «Симметричные каракули», когда ребенок одновременно создает графические образы правой и левой рукой. Одним из самых любимых упражнений, которое дети выполняют с большим удовольствием, является «велосипед». Мы ложимся на пол на спину и совершаем движения ногами так, как будто крутим педали велосипеда, касаясь при этом локтем противоположного колена. Также эффективно упражнение «Вертушка». Оно помогает снять напряжение, которое возникает, когда мы долго сидим на одном месте и не двигаемся. Вместе с детьми садимся на пол, опираясь на руки сзади и, приподняв ноги, начинаем крутиться вокруг своей оси. Следующее упражнение «Кобра». Это упражнение помогает нам расслабиться после напряженного рабочего дня. Ребятам дается инструкция представить себя змеёй и совершить следующие движения: лежа на животе, медленно поднять голову вверх и прогнуть спину, ноги и бедра при этом должны быть неподвижными и расслабленными. Также чрезвычайно полезно дыхательное упражнение «Дышим животом». Кладем руку на живот, очень медленно выдыхаем воздух. Затем глубоко и также медленно вдыхаем: живот постепенно надувается, как воздушный шарик. При вдохе рука поднимается и при выдохе опускается и т.п.

Используемые техники прекрасно подходят как в качестве физкультминуток в моменты смены одной образовательной деятельности на другую, так и в виде утренней гимнастики, что позволяет активизировать ресурсы для последующей плодотворной деятельности в течение дня.

Важно отметить, что результаты радуют и нас, педагогов и родителей. Дети намного легче усваивают материал, заметно улучшаются показатели развития внимания и памяти, снижается утомляемость, возрастает активность. Подобные выводы позволяют сделать и данные психодиагностик, и обычное наблюдение за детской деятельностью. Разнообразнее становятся сюжеты ролевых игр, ребята охотнее включаются в общение, у них лучше получается выдумывать и фантазировать, воспринимать словесные инструкции и следовать им. Следовательно, можно сказать, что работа в данном направлении является одним из эффективных способов активизации умственного развития и формирования психических функций.

Ребенок удивительно гибок и восприимчив, и следует отчетливо понимать, что ход процесса развития зависит не только от воли случая, а преимущественно от направленных усилий любящих и понимающих взрослых. Надо только не лениться сажать семена в благодатную почву!

Литература:

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. — 3-е изд., испр. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
  2. Гимнастика ума. Простые упражнения для развития умственных возможностей. Пауль И. Деннисон и Гейл И. Деннисон. Научная консультация М. Лазарева. — М. Издательский отдел ЦВЛД. 1993г.
  3. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева – СПб.: «Дельта», 1997.
Просмотров: 411
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Бондарева Инна Алексеевна. Консультация для воспитателей 1 младшей группы «Сенсорное воспитание, как средство умственного развития ребенка»
  • Насырова Аминат Имагисиевна. Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка
  • Лена Васильева. ЖИПТО как стимулятор умственного развития детей дошкольного возраста
  • Языкова Ольга Юрьевна. Значение занимательного материала для умственного развития детей дошкольного возраста.
  • Селезнёва Вера. «Сенсорное воспитание-фундамент умственного развития ребёнка»
  • Евдокимова Мария Викторовна. Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  • Антипина Алёна Иннокентьевна. Мастер-класс «Развитие памяти у дошкольников с задержкой психического развития посредством игр и упражнений»
  • Воронова Елена Васильевна. Особенности развития памяти детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
  • Цуцурина Светлана Анатольевна. Активизация мыслительной деятельности в процессе развития речи детей (из опыта работы)
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Екатерина Тропникова. Готовимся к школе - Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • Борисова Марина Александровна. Консультация для педагогов. Тема: Развивающая предметно-пространственная среда – как важнейший фактор развития речи дошкольников. «В пустых стенах ребенок не заговорит»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Саргас Надежда Борисовна. Мастер-класс «Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития, через систему игр и упражнений»
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Костыгина Юлия Юрьевна. Развивающие игры с дошкольниками для развития внимания и памяти
  • Рогова Наталья Николаевна. Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Мельник Екатерина Юрьевна. Ландшафтный дизайн детской площадки как возможность формирования эмоционального развития ребенка
  • Бекенёва Наталья Владимировна. Психотерапевтическая сказка + арт-терапевтическое упражнение «Воздушный шар».
  • Ольга Ошева. МАДОУ 'Центр развития ребенка Детский сад №11, воспитатель 1КК, НОД ' Путешествие в страну Грамоты'
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Малютина Екатерина Алексеевна. Дидактическое упражнение «Деревья в разные времена года»
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Игра – наиболее эффективный способ развития познавательных процессов ребенка
  • Чернова Алла Андреевна. Развитие зрительной памяти и воображения детей с задержкой психического развития.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь