Ложечник Надежда Сергеевна. Тренинг с педагогами детского сада на тему: «Эффективное взаимодействие с детьми с особенностями в поведении»

Тренинг с педагогами детского сада на тему: «Эффективное взаимодействие с детьми с особенностями в поведении»

(гиперактивные, агрессивные, тревожные, застенчивые)

Цель: обучение педагогов навыкам эффективного взаимодействия с детьми, которые имеют особенности в поведении.

Задачи:

  • Ориентация в проблемах агрессивности, тревожности, гиперактивности и застенчивости детей дошкольного возраста;
  • Выявление индикаторов и анализ причин возникновения таких поведенческих проблем;
  • Осознание собственных ресурсов в оказании помощи таким детям;
  • Осознание собственных путей эффективного взаимодействия с детьми с особенностями в поведении.

Оборудование: проектор, доска, компьютер, ручки, листы А4.

 

Ход встречи.

  1. Приветствие. Озвучивание темы занятия, целей и задач встречи.
  2. «Портрет»

Цель: составление портрета застенчивого, тревожного ребенка, агрессивного и гиперактивного ребенка.

Инструкция: «Итак, давайте определимся с вами кто же эти дети. Для этого разделимся на группы по 3 человека. Опишите по очереди портреты застенчивого, тревожного, агрессивного и гиперактивного ребенка. И кроме этого, каждая группа описывает, как нужно взаимодействовать с такими детьми. И что можно сделать педагогу, чтобы улучшить поведение и психическое состояние ребенка».

Мини-лекция по названной теме

Гиперактивные дети

Гиперактивность у детей проявляется несвойственным для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью. (Психологический словарь, 1997).

Необходимо отметить, что между активность и гиперактивность есть разница. Разберемся в этом.

Активность

Большую часть дня «не сидит на месте», подпочитает подвижные игры пассивным, но если его заинтересовать-может и книжку послушать, пазл собрать. Не хочет сидеть на месте. Постоянно говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы.

Активен не везде. К примеру, дома-непоседливый, но в новой обстановке-спокойный.

Гиперактивность

Неуправляем везде, при этом абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. В любых условиях ведет себя активно.

Не агрессивен. Сам редко провоцирует скандал. Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию-дерется, кусается, толкается.

Рекомендации педагогам по взаимодействию с гиперактивными детьми.

  1. В общении с ребенком поддерживайте позитивную установку. С ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Помните, что тактильное прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Поощрительно прикасаясь к ребенку и сопровождая это доброжелательными словами, можно добиться от ребенка положительных результатов.
  2. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (раскрашивание, пазлы и т.д.)
  3. Инструкции и указания нужно давать в короткой и немногословной форме, они должны содержать не более 10 слов, т.к. в противном случае ребенок не услышит вас.
  4. Не просите ребенка делать сразу несколько поручений, т.к. он просто не запомнит их.
  5. Система ограничений и запретов должна быть четкой, количество запретов должно быть сведено к минимуму.
  6. Избегать слов «нет», «нельзя» и резких запретов. Ребенок может отреагировать непослушанием, агрессией. Если запрещаете дайте возможность выбора другого занятия.
  7. За несколько минут до начала новой деятельности предупредите его об этом.
  8. Оберегайте ребенка от переутомления.
  9. На занятиях обязательно использовать физкульминутки.
  10. Нельзя требовать от ребенка полного послушания.
  11. Использовать в работе с детьми для развития координации действий, подвижные игры с использованием сдерживающих моментов, психогимнастические этюды.
  12. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры.
  13. Необходимо хвалить ребенка в каждом случае, если ему удалось довести дело до конца.

Агрессивные дети

Портрет агрессивного ребенка: нападает на других, обзывает, бьет их, отбирает и ломает игрушки, специально употребляет грубые выражения. Такие дети часто ощущают себя отверженными, никому не нужными. Такие дети часто подозрительны и насторожены, любят сваливать вину на других, им кажется, что весь мир хочет обидеть их. Агрессивные дети часто боятся и н енавидят окружающих, их чаще всего не волнует мнение окружающих, они не понимают, как другим может быть плохо.

Рекомендации по работе с агрессивными детьми:

  1. Учить выражать свое недовольство в приемлемой форме
  2. Придерживаться постоянства в выбранной стратегии поведения по отношению к данному ребенку
  3. Сдерживать агрессивные проявления непосредственно перед порывом гнева (отвлечь игрой, остановить окриком)
  4. Останавливать агрессивные проявления только спокойно с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов
  5. Обсуждать поведение только после успокоения
  6. Обязательно показать ребенку, что такое поведение абсолютно не приемлемо
  7. Учить нести ответственность за свои поступки
  8. Назначать чаще дежурным
  9. Нельзя использовать угрозы и шантаж, так как в определенный момент это престанет действовать
  10. Дайте ему понять, что существуют другие способы выражения эмоций
  11. Для преодоления агрессии можно использовать коллективные игры, которые учат терпимости и взаимовыручке
  12. Сохраняйте спокойный эмоциональный фон
  13. Никогда не оскорбляйте ребенка
  14. Хвалите позитивные поступки для сохранения нового стиля поведения ребенка
  15. Не позволять манипулировать собой, сохраняйте твердость
  16. Показывайте личный пример позитивного поведения
  17. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо»
  18. Помните, что запрет и повышение голоса- самые не эффективные способы преодоления агрессии. Только поняв причины можно помочь ребенку.

Тревожные дети

Портрет тревожного ребенка:

Ребенок не может долго работать, не уставая; Трудно сосредоточиться на чем-либо; любое задание вызывает беспокойство; во время заданий очень напряжен, скован; смущается чаще других; краснеет в незнакомой обстановке; спит беспокойно, засыпает с трудом; не любит браться за новое дело; не уверен в себе, в своих силах; боится сталкиваться с трудностями.

Рекомендации по взаимодействию с тревожными детьми:

  1. Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможности. Предлагая выполнить слишком сложные задания, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки.
  2. Повышать самооценку ребенка при помощи заданий. Любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе.
  3. Недопустимо сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если это сравнение не в его пользу.
  4. Желательно поменьше ставить ребенка в ситуацию соревнования, публичного выступления.
  5. Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Поэтому предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстроить пииту его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, потом и т.д.
  6. Осторожно и дозировано преподносите критику ребенку.
  7. Чаще обращайтесь к ребенку по имени
  8. Хвалите даже за незначительный успех

Застенчивые дети

Основными внешними поведенческими признаками застенчивого ребенка являются:

  • ребенок неохотно вступает в контакт с посторонними людьми;
  • избегает смотреть в глаза;
  • сам не начинает разговор с другими детьми;
  • пассивен при общении,
  • говорит тихим голосом.
  • мало друзей,
  • застенчивый человек очень раним, болезненно воспринимает критику со стороны, часто обижается. Может заплакать, если его ругают.
  • может не ответить на вопросы воспитателя
  • боится большого количества людей
  • застенчивый человек часто не способен открыто выражать и тем более отстаивать собственное мнение;
  • застенчивая личность чрезмерно сосредоточена на себе, ей свойственен эгоцентризм в поведении. Застенчивый ребенок постоянно думает о том, что скажут окружающие люди о его поведении, личности
  • опущенная голова
  • сутулые плечи
  • взгляд в пол, в строну в потолок, только не в глаза собеседнику
  • затруднения при ответе на простые вопросы
  • предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми.

Итак, какие могут быть советы по работе с застенчивыми детьми:

  1. Не следует торопить ребенка при ответах на вопрос.
  2. Не старайтесь подчеркивать неудачи ребенка и игнорировать удачи. При таком отношении будет формироваться мотив избежания неудач, и добиться успеха станет непосильной задачей.
  3. Ни в коем случае, не следует кричать на детей или кричать в их присутствии;
  4. Нельзя требовать от ребенка проявления смелости, угрозами ничего не добьешься, целесообразнее, чтобы малыш почувствовал заботу со стороны взрослого;
  5. При контакте с застенчивым ребенком важно использовать невербальные средства общения, жесты открытости и доверия, установить контакт глаз;
  6. Застенчивые дети очень чувствительны к оценкам окружающих, поэтому не допускайте в своих высказываниях негативные отзывы о личности ребенка.
  7. Пронаблюдайте за ребенком, который по вашему мнению, застенчив. Возможно он интроверт, и подобный стиль поведения – это его осознанный выбор, при этом ребенок чувствует себя комфортно и пользуется уважением товарищей.
  8. Подумайте, что стало причиной застенчивости, и постарайтесь устранить ее. Возможно, ребенок испытывает пренебрежительное отношение со стороны сверстников. Зачастую ребенок не умеет показать свои лучшие и сильные черты характера, а дети охотнее видят отрицательные стороны, а не положительные.
  9. Никогда не критикуйте ребенка за его поведение. Никогда не говорите: «Да ты трус
  10. Не ставьте ярлык на застенчивого ребенка. Постоянное упоминание о его робости и стеснительности способно привести к тому, что все мысли ребенка будут направлены на эти черты, исключая все остальное.
  11. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми (в том числе с братьями и сестрами).
  12. «Где какой ребенок?»

Цель: формирование способности распознавать поведение ребенка при визуальном наблюдении.

Инструкция: «А теперь давай закрепим полученный материал посредством просмотра отрезков из фильмов. Здесь будет изображено разное поведение детей, ваша задача после просмотра фильма сказать какое поведение демонстрирует герой».

Используемые фильмы:

- «Детсадовский полицейский», фильм

- «Дежурный папа», фильм

- «Трудный ребенок», фильм

- «Маша и медведь», мультфильм

4. Кейс-задания.

Цель: закрепить полученный материал, отработать навык работы с застенчивыми детьми.

Инструкция: «Сейчас я вам выдам задания. Вам необходимо будет прочитать и рассказать, чтобы вы сделали в данной конкретной ситуации»

  1. На занятии Максим не слушает, постоянно отвлекается, без спроса встает с места и начинает бегать по группе. Ваши действия?
  2. Ваши ребята слепили поделки. Вы предлагаете поставить их на стенд, но Валя О. отказывается, и говорит, что лучше возьмет домой, а то все будут смотреть на нее. Ваши действия?
  3. Вы увидели, что Вася и Коля дерутся. Ваши действия?
  4. На занятии Вы даете задание нарисовать природу. Все дети приступили к работе, а Василиса ждет и смотрит на Вас, когда Вы подойдете и поможете нарисовать. Ваши действия?
  5. Дети сами играют в игрушки. Ира В. Сидит поодаль от всех с куклой. К ней подходит Саша и забирает куклу. Ира сидит ничего не говорит и только смотрит на Сашу. Ваши действия?
  6. На прогулке Витя взял палку и без причины начал бить ей Егора. Ваши действия?
  7. Идет подготовленный вами праздник. Следующий выход Марины П., она читает стихи. Как только вы объявляете выход Марины П., она вжимается в стульчик, краснеет и опускает голову вниз. Ваши действия?
  8. Идет занятие. Но у Вани не получается и он кидает поделку на пол и кричит от злости. Ваши действия?
  9. Вы видите, что Алеша К. собирает конструктор один, сидя в дальнем углу группы. Но при этом с интересом поглядывая на детей. Ваши действия?
  10. Утром, прийдя в группу, Андрей начал бегать и раскидывать игрушки на пол. Ваши действия?
  11. Вы распределяете роли для праздника между воспитанниками. Ане Д. вы хотите дать главную роль, но она отказывается и говорит, что вообще не будет никого играть. Ваши действия?
  12. Вы проводите праздник. Выходит на сцену Зоя А. Смотрит на всех и начинает читать стих очень тихим голосом, что ничего не слышно. И при этом она теребит свое платье и пытается поднять его вверх. Ваши действия?
  13. Рефлексия

Понравилось или не понравилось занятие? Чем понравилось? Чем не понравилось?

Просмотров: 303
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Исмаилова Севиндж Гудрат Кызы. Персональная выставка творческих работ ребенка «Мир глазами ребенка»
  • Рыбалкина Марина Викторовна. Конспект занятия (НОД) для подготовительной группы «Ваши права, дети».
  • Выграненко Екатерина Николаевна, Буглова Юлия Владимировна. Межличностные отношения ребенка с другими детьми
  • Шеховская Татьяна Юрьевна. Психолого-педагогическая гостиная в старшей группе по теме: «Ваши права, дети!»
  • Залуцкая Евгения Викторовна. ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВАШЕГО РЕБЕНКА
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Консультация для родителей «Безопасное поведение ребенка на улице»
  • Чубрикова Татьяна Николаевна Ружанская Екатерина Ивановна Щетинкина Тавтьяна Федоровна. Психолого-педагогические особенности агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста
  • Макаренко Елена Дмитриевна. Учите ребенка говорить — он будет лучше писать и читать.
  • Редактор. Правила поведения для ребенка
  • Оносова Ольга Аркадьевна. Развитие личности ребенка в общении - информация для родителей
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Енина Татьяна Викторовна. Конспект родительского собрания в форме игры 'Знаю ли я своего ребенка?'
  • Екатерина Тропникова. Готовимся к школе - Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • Лукина Олеся Валериановна. Дворовые игры как элемент формирования личности ребенка
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Конспект беседы с родителями на тему: «Можно ли наказывать ребенка»
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Приймак Наталья Николаевна. Родительское собрание на тему «Темперамент – основа поведения ребенка»
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Додонова Кристина Юрьевна. Роль предметно-пространственной развивающей среды в развитии ребенка в условиях введения ФГОС ДО 'Портрет выпускника детского сада'
  • Панова Марина Сергеевна. Почему важно отвечать на вопросы ребенка
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Зверева Анна Валерьевна. Влияние современной игрушки на личность ребенка
  • Алчинова Екатерина Леонидовна. ЧТО ТАКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МИР РЕБЕНКА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь