Использование театрализованных игр

к оглавлению

7.2. Использование театрализованных игр

В реабилитации детей с проблемами в развитии особую роль играют театрализованные занятия. Мы предлагаем читателю наш опыт в этом отношении при работе с очень сложной группой детей.

В этой группе дети от 8 до 15 лет. Кроме серьезных проблем в психическом развитии, у них имелась такая патология как детский церебральный паралич, хромосомные нарушения и др. Большинство детей ранее нигде не обучались.

Дети были совершенно не готовы к процессу обучения. Так, например, Саша JI. так боялся ходить в школу, что его приводили в класс силой. Вова Б. мог находиться в коллективе не больше 20-30 минут. Маме Володи приходилось уводить сына в парк, для того чтобы снять его нервное возбуждение, а потом вновь приводить его на занятия.

Время пребывания детей в школе было ограничено 2-3 часами. Все занятия носили только игровой характер.

Занятия по обучению детей математике и чтению проходили только индивидуально: пока педагог-дефектолог занималась с одним ребенком, воспитатель-дефектолог играла с остальными детьми.

У всех детей были выявлены:

  • Неразвитая, нечистая монотонная речь. Дети отвечали на вопросы одним словом.
  • Несформированность навыков самообслуживания (некоторые дети не умели самостоятельно даже мыть руки).
  • Отсутствие трудовых навыков.
  • Эмоциональная нестабильность, частые неадекватные эмоциональные реакции.
  • Отсутствие коммуникативных навыков: все дети не умели общаться с посторонними людьми они либо замыкались в себе, либо вели себя вызывающе. Дети не могли общаться и играть вместе.

В связи с этим педагоги поставили перед собой следующие задачи:

  • Научить детей играть друг с другом. Научить их элементарным навыкам взаимодействия с людьми.
  • Создать атмосферу групповой сплоченности.
  • Развивать внимания детей.
  • Научить детей культуре поведения в общественных местах.
  • Научить детей элементарным навыкам личной гигиены и самообслуживания.

Педагоги заметили, что дети охотно поддерживают игры, в которых присутствует пение, хороводы, элементы актерской игры, и решили попробовать использовать театрализованные игры в работе с детьми.

Важно отметить, что на самых первых шагах работы педагоги заручились поддержкой родителей учеников, рассказали о своих идеях, смогли их заинтересовать, наметили план совместной работы. Без помощи родителей было бы чрезвычайно трудно адаптировать детей к незнакомому и сложному для них миру школы.

Поставив во главу угла интерес детей, их ожидание чего-то нового, педагоги-дефектологи наметили для себя долгосрочную программу работы.

Первый год обучения.

Для развития коммуникативных навыков, сплочения группы, а также для развития речи и общей координации движений педагоги использовали игры-хороводы, сопровождающиеся пением (часто повторяющимися словами). Часто слушали грамзаписи детских песенок, музыки к детским фильмам. Любимой пластинкой у детей стали «Бременские музыканты». Старались многие песни иллюстрировать движениями, мини-драматизациями.

Такие занятия очень нравились детям и мотивировали их на другие сферы деятельности.

На первом году обучения педагоги уделяли большое внимание развитию у детей моторных навыков и умений, так как дети не умели держать ручку, карандаш, кисточку. Для этого они использовали такие игры как: «Сорока-белобока», «Втыкалочки», перекладывание камешков, нанизывание крупных бусинок, перебирание пуговиц, поиск предметов на ощупь, собирание и перекладывания желудей. Такие игры сопровождались мини-драматизациями и развивали не только мелкую и общую моторику, но и тактильную и кинестетическую чувствительность детей.

На занятиях по изодеятельности педагоги знакомили детей с кисточкой, красками, бумагой многие дети не знали, что это такое. Обучали детей рисованию вертикальных и горизонтальных линий. Поскольку движения детей были плохо скоординированы, педагогам приходилось вначале обучения проводить линии, поддерживая руку ребенка своей рукой. Таким образом, дети учились координировать собственные движения. Кроме того, они увидели, что у них что-то получается, стали радоваться своим успехам и общению друг с другом.

На протяжении всего 1 -го года работы родители шли рука об руку с детьми и педагогами, четко выполняли все их рекомендации. Однако, дома не все родители по разным причинам могли заниматься со своими детьми. Для того чтобы им помочь, педагоги давали открытые занятия и консультации для родителей, на которых рассказывали и показывали приемы развития элементарных навыков самообслуживания.

Важным моментом в укреплении триады ребенок-педагог-родитель стала практика совместного празднования детских дней Рождений. Эти праздники сопровождались чаепитием; концертом, в котором принимали участие и родители, и дети. Таким образом, родители принимали живое участие в школьной жизни своих детей, могли наблюдать их в непривычной обстановке, видели положительную динамику в развитии своих детей. Они не могли даже предположить, что их дети смогут достаточно легко себя чувствовать в присутствии большого количества новых людей. Совместные праздники стали большим психологическим подспорьем для родителей. Они больше уже не чувствовали себя одинокими и отверженными в решении своих проблем, могли увидеть своего ребенка на фоне других детей, получили возможность осознания того, что их ребенок больше «не изгой». Родители получили удивительную возможность общения друг с другом, взаимной поддержки и наблюдения за динамикой развития не только своего ребенка, но и других детей.

Таким образом, к концу первого года обучения педагоги, совместно с родителями, пришли к следующим результатам:

  • Дети полюбили школу и стали ходить на занятия с удовольствием.
  • У детей появилась радость общения друг с другом.
  • Значительно увеличилось время пребывания детей в школе.
  • У детей улучшалось внимание, они привыкли к занятиям. Теперь, когда процесс адаптации к школе был, в основном, завершен, педагоги смогли приступить непосредственно к реализации программы театрализованных игр.
Второй год обучения.

На втором году обучения, педагоги поставили перед собой 2 основные задачи:

  • Воспитание личности ребенка посредством театрализованных игр.
  • Обучение элементарным трудовым навыкам и навыкам самообслуживания.
Просмотров: 3157
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование




Другие новости по теме:

  • Активность общения
  • Близнецы
  • Воспитание вежливого отношения к другим у дошкольников
  • Использование арттерапии в работе с детьми
  • Какую роль играют родители в появлении у ребенка проблемы с поцелуями?
  • Музыкотерапия
  • Нестандартные дети
  • Нравственно-психологические и идейные взаимоотношения поколений
  • Обучение детей раннего возраста
  • Особенности коррекционно-развивающей работы
  • Почему иногда у трудолюбивых и деятельных родителей вырастают ленивые и пассивные дети?
  • Почему ребенок ломает игрушки
  • Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
  • Программа «Золотой ключик»
  • Программа «Я – Ты – Мы»
  • Просветительское направление
  • Психологическая игра «Теремок» (игра драма для учащихся III – V классов)
  • Психологические особенности начального этапа обучения
  • Работа с песком
  • Работа с тестом
  • Развитие мышления ребенка раннего возраста
  • Рисование под музыку
  • Сенсорные эталоны
  • Специфика логопедической работы
  • Табу воспитателя (вожатого)
  • Театральные занятия в старшей группе
  • Тест для мамы «Правильно ли вы воспитываете ребенка?»
  • Технология ТРИЗ
  • Трудовая и учебная деятельность младшего школьника
  • Формирование потребности в признании у дошкольников в коллективной игре



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь