|
Использование театрализованных игр
7.2. Использование театрализованных игр
В реабилитации детей с проблемами в развитии особую роль играют театрализованные занятия. Мы предлагаем читателю наш опыт в этом отношении при работе с очень сложной группой детей. В этой группе дети от 8 до 15 лет. Кроме серьезных проблем в психическом развитии, у них имелась такая патология как детский церебральный паралич, хромосомные нарушения и др. Большинство детей ранее нигде не обучались. Дети были совершенно не готовы к процессу обучения. Так, например, Саша JI. так боялся ходить в школу, что его приводили в класс силой. Вова Б. мог находиться в коллективе не больше 20-30 минут. Маме Володи приходилось уводить сына в парк, для того чтобы снять его нервное возбуждение, а потом вновь приводить его на занятия. Время пребывания детей в школе было ограничено 2-3 часами. Все занятия носили только игровой характер. Занятия по обучению детей математике и чтению проходили только индивидуально: пока педагог-дефектолог занималась с одним ребенком, воспитатель-дефектолог играла с остальными детьми. У всех детей были выявлены:
В связи с этим педагоги поставили перед собой следующие задачи:
Педагоги заметили, что дети охотно поддерживают игры, в которых присутствует пение, хороводы, элементы актерской игры, и решили попробовать использовать театрализованные игры в работе с детьми. Важно отметить, что на самых первых шагах работы педагоги заручились поддержкой родителей учеников, рассказали о своих идеях, смогли их заинтересовать, наметили план совместной работы. Без помощи родителей было бы чрезвычайно трудно адаптировать детей к незнакомому и сложному для них миру школы. Поставив во главу угла интерес детей, их ожидание чего-то нового, педагоги-дефектологи наметили для себя долгосрочную программу работы. Первый год обучения.Для развития коммуникативных навыков, сплочения группы, а также для развития речи и общей координации движений педагоги использовали игры-хороводы, сопровождающиеся пением (часто повторяющимися словами). Часто слушали грамзаписи детских песенок, музыки к детским фильмам. Любимой пластинкой у детей стали «Бременские музыканты». Старались многие песни иллюстрировать движениями, мини-драматизациями. Такие занятия очень нравились детям и мотивировали их на другие сферы деятельности. На первом году обучения педагоги уделяли большое внимание развитию у детей моторных навыков и умений, так как дети не умели держать ручку, карандаш, кисточку. Для этого они использовали такие игры как: «Сорока-белобока», «Втыкалочки», перекладывание камешков, нанизывание крупных бусинок, перебирание пуговиц, поиск предметов на ощупь, собирание и перекладывания желудей. Такие игры сопровождались мини-драматизациями и развивали не только мелкую и общую моторику, но и тактильную и кинестетическую чувствительность детей. На занятиях по изодеятельности педагоги знакомили детей с кисточкой, красками, бумагой многие дети не знали, что это такое. Обучали детей рисованию вертикальных и горизонтальных линий. Поскольку движения детей были плохо скоординированы, педагогам приходилось вначале обучения проводить линии, поддерживая руку ребенка своей рукой. Таким образом, дети учились координировать собственные движения. Кроме того, они увидели, что у них что-то получается, стали радоваться своим успехам и общению друг с другом. На протяжении всего 1 -го года работы родители шли рука об руку с детьми и педагогами, четко выполняли все их рекомендации. Однако, дома не все родители по разным причинам могли заниматься со своими детьми. Для того чтобы им помочь, педагоги давали открытые занятия и консультации для родителей, на которых рассказывали и показывали приемы развития элементарных навыков самообслуживания. Важным моментом в укреплении триады ребенок-педагог-родитель стала практика совместного празднования детских дней Рождений. Эти праздники сопровождались чаепитием; концертом, в котором принимали участие и родители, и дети. Таким образом, родители принимали живое участие в школьной жизни своих детей, могли наблюдать их в непривычной обстановке, видели положительную динамику в развитии своих детей. Они не могли даже предположить, что их дети смогут достаточно легко себя чувствовать в присутствии большого количества новых людей. Совместные праздники стали большим психологическим подспорьем для родителей. Они больше уже не чувствовали себя одинокими и отверженными в решении своих проблем, могли увидеть своего ребенка на фоне других детей, получили возможность осознания того, что их ребенок больше «не изгой». Родители получили удивительную возможность общения друг с другом, взаимной поддержки и наблюдения за динамикой развития не только своего ребенка, но и других детей. Таким образом, к концу первого года обучения педагоги, совместно с родителями, пришли к следующим результатам:
На втором году обучения, педагоги поставили перед собой 2 основные задачи:
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|