7. Общие принципы консультирования родителей методика «SCHOOL»

Этот этап работы психолога является наиболее ответственным и трудоемким. Именно на этом этапе проверяется «на прочность» квалификация психолога.

Наиболее подготовленными к работе с родителями являются психологи, владеющие навыками внеклинического психотерапевта, имеющие опыт работы со взрослыми клиентами.

Встреча с каждым новым родителем также непредсказуема, как и встреча с психотерапевтическим клиентом, и требует от психолога не только умения «с лету» анализировать и обобщать только что полученную от родителей информацию, но и максимальной гибкости в беседе с родителем, которая может превратиться в психотерапевтическую сессию.

Консультирующий психолог должен производить впечатление максимально компетентного и культурного человека, имеющим достаточно респектабельную внешность и говорящим достаточно богатым литературным языком; он также должен быть уравновешенным, доброжелательным и относительно открытым в общении. При этом психолог должен владеть навыками регулирования социальной дистанции: чрезмерная фамильярность или, наоборот, сдержанность могут произвести неблагоприятное впечатление. Наконец, психолог должен просто любить детей.

Значительную помощь психологу в процессе консультирования оказывает предварительно разработанный план возврата данных (см. Приложение 1). Лучше всего, если это будет соответствующая форма заключения.

В этом случае любые отклонения от «стандартного» возврата данных не помешают вернуться в нужный момент к основной нити разговора.

Индивидуальная консультация – это всегда диалог.

Если Вы как психолог выбрали тактику обычного консультирования, то Ваша позиция в этом диалоге должна быть активной и определяющей.

Если Вы пришли к выводу, что необходимо применить элементы внеклинической психотерапии, Вы используете тактику в соответствии с выбранной Вами техникой. Вы можете гибко менять свою позицию, но Вы всегда должны владеть ситуацией.

Если Вы являетесь начинающим психологом и не владеете психотехническими приемами, лучше научиться спокойно относиться к естественным для любого, даже опытного, специалиста неудачам: все неудачи – это «входы» в нерешенные психологические проблемы Вашего клиента, а также, возможно, Ваши собственные нерешенные проблемы, которые со временем необходимо проработать, самому став «клиентом».

Несмотря на неповторимость каждой консультации, всех родителей, тем не менее, эмпирически можно разделить на условные группы.

1. «Компетентные» родители.

Это наиболее конструктивно настроенная часть родителей, имеющих адекватное представление о работе психолога. Они настроены на положительный контакт с психологом и готовы конструктивно обсуждать особенности своего ребенка. Можно быть уверенным, что такие родители воспользуются рекомендациями психолога. Как правило, дети таких родителей хорошо адаптированы и подготовлены к школе.

2. «Компетентные скептики».

Эти родители интересуются психологией, возможно, даже используют некоторые популярные психологические знания и методы диагностики. К этой категории можно также отнести родителей, которые считают себя (часто не без основания) осведомленными в педагогической практике людьми. При этом они могут испытывать «искус» проверить именно Вашу профессиональную компетентность.

Не бойтесь немного приоткрыть «кухню» интерпретации данных: это позволит сомневающимся убедиться в том, что перед ними хороший профессионал. Вы можете также деликатно высказать свое отношение к использованию тех или иных тестов и показать, что упрощенная интерпретация результатов не всегда оказывается состоятельной. Скажем, тест «Рисунок человека»: часто у «психологов с улицы» существует однобокое представление о диагностических возможностях этого метода. Одни связывают особенности рисунка только с развитием интеллекта, не учитывая особенно возраст ребенка; другие видят рисунок только как личностную проекцию.

На самом деле, по-видимому, имеет место взаимосплетение обоих факторов, а также влияние обстановки и т.п.

Рассказывайте родителям, какие методики и почему Вы используете при решении вопроса о тех или иных особенностях ребенка. Покажите родителям примерный процесс анализа: выдвигая гипотезу на основании данных по одной методике, Вы проверяете ее с помощью других методик.

Обычно бывает достаточно дать только один пример хода анализа, чтобы удовлетворить интерес клиента.

В ходе интерпретации личностных особенностей ребенка не бойтесь признать, что родители, безусловно, гораздо лучше знают своего малыша. Тем не менее, Вы имеете преимущество – опыт сравнения со многими другими детьми, а также владение информацией о значении той или иной особенности продуктов деятельности ребенка.

Вы можете организовать диалог с родителями примерно так: «Вы, безусловно, лучше меня знаете своего ребенка; тем не менее, данная особенность рисунка часто бывает у детей, имеющие такие–то проблемы. Это может быть случайностью, но стоит того, чтобы обсудить ее». Таким образом, Вы не только получаете дополнительную информацию на Ваш запрос, но и можете обезопасить себя от собственных прямолинейных выводов, которые, как правило, вызывают у родителей естественную защитную реакцию.

3. «Некомпетентные скептики».

Эта категория родителей вызывает максимальный дискомфорт у консультанта. Часто это люди, не отличающие психологию от психиатрии и видящие в психологе либо «болтуна и дармоеда», либо «жаждущего поставить клеймо». Такие родители появляются только тогда, когда Вы делаете обследование всех детей по запросу администрации школы. Они приходят со своей предвзятой установкой и часто не хотят слышать то, что им говорит консультант. Именно у этой категории родителей особенно сильна психологическая защита.

В работе с такими клиентами желательно, во-первых, показать Вашу искреннюю заинтересованность в успехах ребенка. Рекомендуется начинать консультацию с успехов ребенка, а затем только осторожно перейти к проблемам. Нужно объяснить, для чего важны именно эти способности в плане «школьной зрелости» и показать, что выявленные проблемы можно скорректировать. Предоставьте родителям свободу выбора: прислушаться к Вашим рекомендациям или нет. Покажите, что Вы искренне верите в то, что родителями сделано все возможное для ребенка.

Эмоционально «присоединитесь» к родителю (ведь это Ваш клиент!).

Тем не менее, если Вам не удалось сделать из этого скептика Вашего союзника, помните, что и Вы сделали все возможное.

Замечено, что именно у родителей с психологическими проблемами дети также имеют проблемы.

4. «Формальные представители».

Обычно это бабушки или другие родственники, которые просто «пришли за бумажкой». Будьте уверены, что они имеют свои непоколебимые представления о своем ребенке и в будущем будут винить в неудачах плохую наследственность, окружение и учителя.

Это скорее ортодоксальный социальный тип родителей, которые (и иногда справедливо) предпочитают ориентироваться на традиционное воспитание, считая, что из ребенка выйдет то, что из него должно выйти.

Такие родственники также вряд ли будут внимательно слушать Вас.

Тем не менее, покажите и Вы свою социальную «благонадежность»: отработайте эту бессмысленную консультацию по полному плану и не забудьте похвалить малыша и его родителей. Скажите им, что Вы верите в их педагогическую компетентность и опыт.

Надо сказать, что иногда «формального представителя» вполне удается превратить в заинтересованное лицо.

5. «Родители «плохого» ребенка» («Жертвы обстоятельств»)

Это нечасто встречающаяся категория родителей, которые изначально считают ребенка «неудачником». Они как бы говорят:

«Ну вот, я так и знала, что он хуже других!». Такие родители могут объяснять неудачи ребенка особыми обстоятельствами, которые часто являются результатами рационализации травмирующего события, связанного с рождением или развитием ребенка.

Именно этим родителям, несмотря даже на объективно низкие результаты, необходимо помочь поверить в своего ребенка. Показать, что именно эмоциональное участие поможет малышу в его учебе. Найти все его достоинства и нераскрытые возможности. Можно даже показать, что основой его некоторых неудач является определенный ограниченный недостаток, с которым можно работать целенаправленно. Надо сказать, что именно эта категория родителей чаще нуждается в психотерапии. Кстати, в данном случае может отлично сыграть известный психотерапевтический вопрос: «Что хорошего в том, что Ваш ребенок именно такой, какой он есть?».

6. «Бросающие» родители. Иногда это не только родители–маргиналы. На консультации гораздо чаще встречаются вполне добропорядочные родители, которые, с одной стороны, знают о проблемах своего ребенка, а с другой – надеются, что «все обойдется без них». Они могут прикладывать значительные усилия, чтобы обеспечить ребенка компетентной помощью специалистов, но сами предпочитают избегать целенаправленной работы со своим малышом. В этом случае особенно важно подчеркнуть значение содержательных контактов ребенка именно с родителями. Акцент на материальном обеспечении иногда может быть индикатором «реакции ухода» от проблем, связанных с ребенком.

7. Наконец, можно выделить категорию «симбиотичных родителей».

Такие родители всегда в курсе эмоциональных и познавательных проблем своего малыша. Они упорно с ним занимаются, иногда даже оставив работу, оберегают от различных, с их точки зрения нежелательных, контактов. Они пытаются как бы вылепить из своего ребенка свой идеал. Ребенок растет в «оранжерейных» социальных условиях, тоскуя по детским играм со сверстниками. Иногда такие дети становятся настоящими деспотами для своих матерей. Те обычно жалуются на «неуправляемость» или «неудачливость» ребенка, причины которой для них оказываются настоящей жизненной проблемой.

Можно восхищаться самопожертвованием таких родителей, но всегда следует помнить, что в таких случаях ребенок оказывается жертвой проекции родительских проблем. Лишенные права на автономную эмоциональную жизнь, такие дети быстро теряют интерес к учению и часто производят впечатление «ненаигравшихся».

Безусловно, перечисленные категории родителей не являются исчерпывающими и Вы, возможно имеете об этом собственные представления.

Практически для всех родителей работает универсальная формула консультации:

ПОДДЕРЖКА – АНАЛИЗ – ДИАЛОГ – РЕКОМЕНДАЦИИ – ПОДДЕРЖКА

Это означает, что недопустимо говорить только о недостатках ребенка, также как и недопустимо начинать с недостатков.

Это означает, что нельзя просто перечислить родителю итоговые результаты тестирования ребенка.

Это означает, что нельзя выступать в роли «третейского судьи» в консультации.

Это означает, что диагностическая картина должна быть дополнена конкретными рекомендациями по развитию тех или иных способностей. Диагноз без лечения не имеет смысла.

Это означает, что в итоге у родителя должен остаться оптимистический настрой, даже несмотря на получение информации о прогнозируемых проблемах в школе у ребенка.


Просмотров: 7504
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Познавательные процессы




Другие новости по теме:

  • 1. Общая организация обследования методика «SCHOOL»
  • 4. Этап индивидуального обследования методика «SCHOOL»
  • 8. Общие принципы опосредованной коррекционной работы методика «SCHOOL»
  • 9. Общие рекомендации для родителей, или что примерно говорить родителям методика «SCHOOL»
  • Адаптация мамы при поступлении ребенка в детский сад
  • Анкета «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии» B.B. Ткачева
  • Какую роль играют родители в появлении у ребенка проблемы с поцелуями?
  • Карта психологического изучения ребенка
  • Коррекция отношений детей и взрослых
  • Модификация метода холдинг-терапии для работы с семьями, имеющими аутичного ребенка
  • Наука расставаться
  • Неудачи личного характера
  • Отлучение родителей от детей
  • Помогая, не порабощаться
  • Почему иногда у трудолюбивых и деятельных родителей вырастают ленивые и пассивные дети?
  • Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
  • Препятствовать встречам вы не вправе!
  • Приглашать ли в игровую комнату родителей, братьев и сестер?
  • Принимать ли от ребенка подарки во время игровой терапии?
  • Просветительское направление
  • Развод и его социально-психологические последствия
  • Рекомендации для родителей при совместном выполнении с ребенком домашнего задания методика «SCHOOL»
  • Рекомендации родителям – Как творчески развивать ребенка
  • Семейная социализация
  • Семейное воспитание и семейная педагогика
  • Система работы с родителями
  • Старики как помощники
  • Строгая мать – деспотичные дети
  • Формы и методы работы психолога в процессе психологического сопровождения становления позитивной Я-концепции младшего школьника
  • Что должны делать родители, чтобы расширить самостоятельность ребенка раннего возраста при общении его с внешним предметным миром?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь