|
4. Этап индивидуального обследования методика «SCHOOL»Этап индивидуального обследования позволяет получить существенные и иногда решающие сведения о психологии данного конкретного ребенка. Тревожность, боязливость, размеренность или торопливость, особенности устной речи, общая осведомленность, особенности взаимоотношений с родителем – вот далеко не полный перечень получаемой психологом информации, как интуитивной, так и формализованной, но, в конечном итоге, дающей возможность получить целостное впечатление о ребенке. На этом этапе психолог может восполнить пробел информации, получаемой с помощью наблюдения на групповом этапе, если ему приходится работать одному или с недостаточно квалифицированным ассистентом. Безусловно, яркие особенности поведения ребенка – например, слезы и отказ от работы, – должны быть зафиксированы ранее. Этап индивидуального обследования в нашей комплексной методике составляет в среднем 5–7 минут на каждого ребенка. Индивидуальное обследование состоит из трех этапов: 1 этап – установление личного контакта с ребенком и выявление эмоционально–личностных особенностей при помощи беседы и проективных заданий; 2 этап – индивидуальное дообследование ребенка по методике «4-ый лишний»; 3 этап – организационный. Включает в себя индивидуальное дообследование по методикам, по которым по каким-то причинам ребенок не выполнил задания; проверку записи фамилии на каждом листке. Замечание: первоначальная версия методики «SCHOOL» включала заимствованную пробу на учебную мотивацию (Гуткиной). В дальнейшем оказалось очевидным, что сами особенности выполнения ребенком заданий достаточны для определения мотивационной готовности. 1 этап. Контактный. Ребенок заходит в класс с сопровождающим его взрослым, с которым он чувствует себя привычно. Здесь можно пронаблюдать характерные черты общения между родителем и ребенком. Малыша просят принести его листочки, оставленные на столе при выполнении группового задания. Затем психолог спрашивает имя, возраст у ребенка. И далее: «Покажи мне, где ты нарисовал(а) самого лучшего мальчика (девочку). А почему он (а) лучший(ая)?» Так же спрашивается мнение ребенка о «самом плохом (плохой)». Затем стоит выяснить, в кого хотел бы он «превратиться» и почему. В случае затруднений можно задать наводящий вопрос: «Что ты будешь делать, когда превратишься…?» Беседа с ребенком на этом этапе позволяет сделать выводы относительно общего речевого развития, а также эмоционально–личностных особенностях (стеснительность, торопливость речи, медлительность, признаки тревожности или даже невротические реакции). 2 этап. Основной. Инструкция: «Помнишь, мы разгадывали загадки? Сейчас я хочу, чтобы ты объяснил мне, как ты выбирал «лишнее». Что у тебя здесь нарисовано?» – показать на первую картинку, если она есть. Ребенок может и неправильно назвать то, что нарисовал. Все ответы и особенности поведения ребенка 0БЯЗАТЕЛЬНО ПРОТОКОЛИРОВАТЬ! Далее следует ряд последовательных вопросов, порядок которых не стоит нарушать и которых тем больше, чем хуже отвечает ребенок: – Почему это лишнее? – Из каких слов ты выбирал лишнее? – А какие слова вообще ты запомнил? – Последний вопрос является дополнительным и задается только тем детям, которые затрудняются с ответом на два предыдущих вопроса. 3 этап. – Организационно–поддерживающий: психолог, как было уже сказано, окончательно проверяет наличие всех протоколов и подписей и в конце обязательно хвалит малыша. Похвалить робких, вообще, нелишне и сразу после индивидуальных ответов, что очевидно. Здесь же стоит еще раз пригласить родителей на индивидуальную консультацию по результатам обследования (без ребенка). Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Познавательные процессы Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|