4. Этап индивидуального обследования методика «SCHOOL»

Этап индивидуального обследования позволяет получить существенные и иногда решающие сведения о психологии данного конкретного ребенка. Тревожность, боязливость, размеренность или торопливость, особенности устной речи, общая осведомленность, особенности взаимоотношений с родителем – вот далеко не полный перечень получаемой психологом информации, как интуитивной, так и формализованной, но, в конечном итоге, дающей возможность получить целостное впечатление о ребенке.

На этом этапе психолог может восполнить пробел информации, получаемой с помощью наблюдения на групповом этапе, если ему приходится работать одному или с недостаточно квалифицированным ассистентом.

Безусловно, яркие особенности поведения ребенка – например, слезы и отказ от работы, – должны быть зафиксированы ранее.

Этап индивидуального обследования в нашей комплексной методике составляет в среднем 5–7 минут на каждого ребенка.

Индивидуальное обследование состоит из трех этапов:

1 этап – установление личного контакта с ребенком и выявление эмоционально–личностных особенностей при помощи беседы и проективных заданий;

2 этапиндивидуальное дообследование ребенка по методике «4-ый лишний»;

3 этап – организационный. Включает в себя индивидуальное дообследование по методикам, по которым по каким-то причинам ребенок не выполнил задания; проверку записи фамилии на каждом листке.

Замечание: первоначальная версия методики «SCHOOL» включала заимствованную пробу на учебную мотивацию (Гуткиной). В дальнейшем оказалось очевидным, что сами особенности выполнения ребенком заданий достаточны для определения мотивационной готовности.

1 этап. Контактный. Ребенок заходит в класс с сопровождающим его взрослым, с которым он чувствует себя привычно. Здесь можно пронаблюдать характерные черты общения между родителем и ребенком. Малыша просят принести его листочки, оставленные на столе при выполнении группового задания. Затем психолог спрашивает имя, возраст у ребенка. И далее: «Покажи мне, где ты нарисовал(а) самого лучшего мальчика (девочку). А почему он (а) лучший(ая)?» Так же спрашивается мнение ребенка о «самом плохом (плохой)». Затем стоит выяснить, в кого хотел бы он «превратиться» и почему. В случае затруднений можно задать наводящий вопрос: «Что ты будешь делать, когда превратишься…?» Беседа с ребенком на этом этапе позволяет сделать выводы относительно общего речевого развития, а также эмоционально–личностных особенностях (стеснительность, торопливость речи, медлительность, признаки тревожности или даже невротические реакции).

2 этап. Основной. Инструкция: «Помнишь, мы разгадывали загадки? Сейчас я хочу, чтобы ты объяснил мне, как ты выбирал «лишнее». Что у тебя здесь нарисовано?» – показать на первую картинку, если она есть.

Ребенок может и неправильно назвать то, что нарисовал. Все ответы и особенности поведения ребенка 0БЯЗАТЕЛЬНО ПРОТОКОЛИРОВАТЬ!

Далее следует ряд последовательных вопросов, порядок которых не стоит нарушать и которых тем больше, чем хуже отвечает ребенок:

– Почему это лишнее?

– Из каких слов ты выбирал лишнее?

– А какие слова вообще ты запомнил? –

Последний вопрос является дополнительным и задается только тем детям, которые затрудняются с ответом на два предыдущих вопроса.

3 этап. – Организационно–поддерживающий: психолог, как было уже сказано, окончательно проверяет наличие всех протоколов и подписей и в конце обязательно хвалит малыша. Похвалить робких, вообще, нелишне и сразу после индивидуальных ответов, что очевидно. Здесь же стоит еще раз пригласить родителей на индивидуальную консультацию по результатам обследования (без ребенка).


Просмотров: 7677
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Познавательные процессы




Другие новости по теме:

  • 1. Общая организация обследования методика «SCHOOL»
  • 2. Общая структура обследования методика «SCHOOL»
  • 3. Описание методик «SCHOOL»
  • 7. Общие принципы консультирования родителей методика «SCHOOL»
  • Адаптация мамы при поступлении ребенка в детский сад
  • В какой последовательности развивается речь малыша?
  • Диагностический этап психологического консультирования
  • Дошкольный возраст
  • Интервью Волшебный мир
  • Карта психологического изучения ребенка
  • Контрольный этап психологического консультирования
  • М.И. Лисина. Этапы генезиса речи как средства общения
  • Методика «История жизни с проблемным ребенком» В.В. Ткачева
  • Методика «Сапожки» Н.И. Гуткиной
  • Методика Рене Жиля
  • Обследование аутичных детей
  • Общие подходы к диагностике психического развития детей
  • Оглавление методика SCHOOL
  • Памятка родителям по взаимодействию с ребенком 2-4 лет для наиболее интенсивного развития его слуха и речи
  • Подготовительный этап психологического консультирования
  • Последовательность этапов работы с ребенком по овладению способам решения задач
  • Рекомендательный этап психологического консультирования
  • Рекомендации для родителей при совместном выполнении с ребенком домашнего задания методика «SCHOOL»
  • Рекомендации родителям – Как творчески развивать ребенка
  • Смешанная игровая терапия
  • Уровни вовлеченности подростков в употребление наркотических веществ
  • Что делать, если ребенку хочется, чтобы терапевт поиграл с ним в Угадайку
  • Что делать, если ребенок настойчиво добивается похвалы
  • Что делать, если ребенок хочет обнять терапевта или забраться к нему на колени
  • Что такое «комплекс оживления»?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь