Неудачи личного характера

Жизненные неудачи человека – это проблемы, которые касаются особенностей его личности или личных взаимоотношений с окружающими людьми. Жизненные неудачи личного характера вызывают тяжелые эмоциональные переживания. Сюда относятся, например, частичная или полная утрата человеком смысла, основной цели своей жизни, потеря работоспособности в значимом виде деятельности, безразличие ко всему, снижение самооценки и уровня притязаний, регрессивные изменения в личности и в поведении человека. Все это нередко происходит в том случае, если неудачи становятся слишком частыми или хроническими, и человек оказывается не в состоянии их предупредить или устранить.

Заметим, что абсолютных неудачников, равно как и абсолютных счастливчиков, в жизни не существует. Каждый человек в чем-то может быть удачливым, в чем-то неудачником. У любого преуспевающего человека есть немало жизненных проблем. Поэтому вопрос о том, считать или не считать какого-либо конкретного человека счастливчиком или неудачником в жизни, является относительным. Он непосредственно связан с тем, как сам человек воспринимает значимые события в своей жизни. Если он по природе оптимист, то даже объективные неудачи не сделают его неудачником; если же он пессимист, то и при незначительных неудачах он может считать себя неудачником на фоне многих других удач в своей жизни. Кроме того, то, что ценится одним человеком, может не представлять ценности для другого; то, что один рассматривает, как провал в своей жизни, для другого может не иметь почти никакого значения. Нет никаких объективных критериев по поводу того, кого считать и кого не считать неудачником. Поэтому необходимо тщательно разбираться в каждом конкретном случае проведения психологического консультирования.

К неудачам личного характера обычно относятся те, которые рассматриваются данным человеком как неудачи и воспринимаются им как весьма серьезные жизненные упущения. К числу типичных неудач личного характера можно отнести те, которые время от времени переживаются многими людьми. Это, например, озабоченность недостаточным уровнем собственного психологического, когнитивного, личностного и коммуникативного развития. Чаще всего такие переживания относятся к недостаткам в развитии способностей человека. Они нередко оставляют в душе человека неприятный след, который может быть связан с отрицательными эмоциями самого широкого диапазона, от едва заметного, хронически плохого настроения до частых аффектов и стрессов.

Неудачи также могут иметь разные последствия для жизни человека, от сравнительно кратковременных и затем бесследно исчезающих до хронических заболеваний и психологических комплексов. Следствиями непрекращающихся жизненных неудач могут также стать нервные расстройства и психогенные органические заболевания.

Что же должен предпринять психолог-консультант, если к нему обратится клиент с жалобой на жизненные неудачи, связанные с недостаточным развитием у него каких-либо способностей?

Прежде всего консультанту в этом случае необходимо будет тщательно разобраться в том, в чем на самом деле состоит проблема клиента, постараться воспринять и понять эту проблему так, как ее понимает и воспринимает сам клиент. Речь идет о таком восприятии и понимании проблемы клиента, которое делает психолога-консультанта лицом, заинтересованным в ее решении, но лично не вовлеченным в переживания по ее поводу.

Для этого консультанту вначале необходимо внимательно выслушать клиента, задать ему ряд вопросов, проясняющих суть проблемы, например:

  1. На отсутствие или слабое развитие каких способностей вы жалуетесь?
  2. Для чего вам необходимо иметь именно эти способности?
  3. Можно ли вам обойтись без них или заменить какими-либо другими способностями?
  4. Есть ли у вас достаточно точные сведения о том, насколько эти способности развиты у большинства других людей?
  5. Были ли у вас в детстве какие-либо задатки к развитию этих способностей, и если они были, то в чем проявлялись?
  6. Какие меры вы или ваши родители в свое время предпринимали для развития и совершенствования этих способностей?

Анализируя ответы клиента на эти вопросы, психолог-консультант может почерпнуть много полезного из них для проведения психологической консультации. Если, к примеру, в процессе опроса клиента выяснится, что с детства у него не было особых задатков к развитию соответствующих способностей и несмотря на предпринятые большие усилия к настоящему времени эти способности развить не удалось, то консультанту следует попытаться отговорить клиента от напрасного приложения дальнейших усилий. Если будет установлено, что клиенту без соответствующих способностей в жизни все же никак не обойтись, то психолог-консультант вместе с клиентом должен будет наметить программу их развития или замены этих способностей какими-либо другими способностями, функционально равнозначными им. Наконец, если обнаружится, что те способности, на недостаток которых жалуется клиент, вполне можно заменить какими-либо другими способностями, к которым у клиента, к тому же, имеются выраженные задатки, то это непременно следует сделать.

Нередко полезной и успокаивающей клиента является информация о том, что те способности, на неразвитость которых он жалуется, у большинства других людей не развиты в такой же степени, как и у него самого. Это можно практически проверить и фактически доказать, проведя психологическое обследование клиента при помощи тестов способностей, имеющих установленные стандартные нормативные показатели. Соответствие реальных показателей клиента по данному тесту установленным нормам будет свидетельствовать о том, что его собственные способности развиты не в меньшей степени, чем соответствующие способности большинства других людей.

Если в психологическую консультацию обращаются родители, озабоченные ранним развитием определенных способностей у своих детей, то, давая им практические советы, психологконсультант должен иметь в виду достоверные, научно обоснованные факты.

Сами по себе способности человека (даже при наличии у него выраженных задатков к их развитию) не могут активно развиваться. Для этого необходимо создать условия, особым образом организовать деятельность человека, направленную на совершенствование этих способностей.

Деятельность по развитию способностей ребенка должна носить планомерный, систематический характер, контролироваться взрослыми людьми, которые, во-первых, уже имеют соответствующие способности и, во-вторых, хорошо владеют теорией и методикой их развития у детей.

Способности ребенка можно формировать и развивать и в том случае, если он не обладает особенно ярко выраженными задатками. Однако в этом случае для активного развития соответствующих способностей придется прилагать большие усилия, чем в том случае, когда нужные задатки у ребенка имеются. Кроме того, в этом случае вряд ли можно будет рассчитывать на появление у ребенка таланта в соответствующем виде деятельности, а также на то, что при прочих равных условиях ребенок сможет выдержать конкуренцию с теми детьми, у которых с рождения имелись ярко выраженные задатки к развитию соответствующих способностей.

Любые человеческие способности можно и даже нужно развивать у детей с первых лет жизни. Чем раньше взрослые приступят к развитию тех или иных способностей у ребенка, тем быстрее эти способности сформируются и усовершенствуются, и тем на большие успехи в их развитии можно будет практически рассчитывать.

Однако уже сформированные, развитые способности изменяются. Со временем они могут утрачиваться, если их не развивать и не подкреплять соответствующими видами деятельности. Это особенно важно в отношении тех способностей, которые предполагают наличие у человека достаточно сложных умений и навыков.

Немов Р.С.
Основы психологического консультирования


Просмотров: 3145
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование




Другие новости по теме:

  • 7. Общие принципы консультирования родителей методика «SCHOOL»
  • Б.М. Теплов. Способности и одаренность
  • Базисная мотивация деятельности (поведения) клиента
  • Диагностический этап психологического консультирования
  • Задатки и способности
  • Задатки и способности
  • Изучение личности клиента
  • Качественная и количественная характеристики способностей
  • Консультативная психология
  • Кто может заниматься профессиональной педагогической деятельностью
  • Настроечный этап психологического консультирования
  • Неудачи в избавлении от комплексов
  • Неудачи в изменении эмоций и чувств
  • Ошибочные образцы поведения, демонстрируемые клиентом
  • Понятие о способностях и их природе
  • Проблемы, с которыми обращаются к психологу-консультанту
  • Профессиональная компетентность психолога-консультанта
  • Процедура выработки у клиента уверенности в том, что его проблема будет успешно решена
  • Психологическое интервью как основная модель консультирования
  • Развитие изобразительных способностей у детей
  • Развитие общих и специальных способностей в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте
  • Развитие способностей
  • Способности
  • Способности и задатки
  • Теории происхождения способностей. Способности и задатки
  • Теплов Способности и одаренность
  • Техника проведения психологического консультирования
  • Характер и прочие свойства индивидуальности
  • Этапы психологического консультирования
  • Я.С. Лейтес. Возрастные предпосылки умственных способностей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь