Профессиональная компетентность психолога-консультанта

Основная задача психолога-консультанта заключается в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои жизненные сложности со стороны, обсудить с ним те особенности его поведения и межличностных отношений, которые стали источником трудностей. Обычно они не осознаются и не контролируются самим человеком. В ходе консультационной беседы клиент получает возможность осознать это, шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней, изменить установку на других людей и на этой основе изменить свое отношение к происходящему и свое поведение.

В то же время позиция психолога должна внушать реалистический оптимизм.

Психолог-консультант не должен давать прямых советов и рекомендаций, поскольку в этом случае он берет ответственность за происходящее на себя. Для развития личности консультируемого важно, чтобы он осознавал и проявлял личную ответственность и сам принимал решения.

Взаимодействие на равных – оптимальный вариант в консультировании. Во время консультации клиент чувствует себя полноправным партнером психолога. В этом случае он активно работает и принимает на себя ответственность за те или иные решения и личностные изменения. Однако хороший профессионал – это во многом актер, который умеет в случае необходимости занять позицию сверху, говоря о чем-то с уверенностью и авторитетом, или снизу, заигрывая с клиентом, стремясь повысить его самооценку, подчеркнуть его знания и авторитет.

Одна из распространенных ошибок практических психологов – взаимодействие «сверху вниз», позиция покровительства и опеки. При этом психолог, считая себя знатоком «правильной, хорошей» жизни, начинает воздействовать на клиента так, чтобы тот принял его критерии. Это приводит к тому, что психолог начинает оценивать действия человека как хорошие или плохие, как правильные или неправильные. Это проявление непрофессионализма, склонности действовать, исходя из житейской психологии.

Обращение к психологу-консультанту часто связано с использованием понятия нормы – возрастного психического развития или нормы поведения личности. «Я не такой, как все...» – эта мысль содержится в явном или неявном виде в словах клиента, обратившегося за консультацией. Человек обычно хочет сопоставления себя с другими людьми, хочет найти свое место в мире людей, обрести свою самобытность. Психолог-консультант с помощью своих знаний и умений помогает ему найти свою индивидуальность. При этом важно, чтобы консультант ориентировался не на социально принятые нормы, а на ценности, жизненные принципы и идеалы самого клиента. Человек в процессе консультации должен быть максимально включенным в беседу, эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом, чувствовать себя комфортно, видеть доброжелательное и безоценочное отношение к себе.

Психолог-консультант не занимается постановкой диагноза. Если в процессе консультации выясняется необходимость диагностической работы, то она проводится в специально назначенное время.


Просмотров: 3530
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование




Другие новости по теме:

  • Безоценочное отношение психолога-консультанта к клиенту
  • Виды психологического консультирования
  • Диагностический этап психологического консультирования
  • Доверие психолога-консультанта клиенту
  • Количество встреч психолога-консультанта с клиентом
  • Контрольный этап психологического консультирования
  • Личностные качества психолога-консультанта
  • Настроечный этап психологического консультирования
  • Непрерывность контактов психолога-консультанта с клиентом
  • Обратная связь психолога-консультанта и клиента
  • Ответственность психолога-консультанта
  • Открытость психолога-консультанта клиенту
  • Ошибочные образцы поведения, демонстрируемые клиентом
  • Применение психодиагностических методик при консультировании
  • Проблемы, с которыми обращаются к психологу-консультанту
  • Противоречия в фактах, проявляющиеся на стадии интерпретации исповеди
  • Протокол включенного наблюдения для педагога-психолога Н. Самоукиной
  • Профессиональная поддержка клиента со стороны психолога-консультанта
  • Профессиональные качества психолога-консультанта
  • Профессиональный долг психолога
  • Профилактическая работа психолога-консультанта с клиентом
  • Процедура выработки у клиента уверенности в том, что его проблема будет успешно решена
  • Процедура убеждения клиента
  • Процедура эмпатического слушания психологом-консультантом клиента
  • Психологическое консультирование как профессиональная деятельность психолога
  • Психологическое консультирование по телефону
  • Типичные ошибки школьного психолога-консультанта (анализ и рекомендации)
  • Трудности работы с супружеской парой
  • Функции консультанта, работающего с семьей
  • Эмпатия психолога консультанта к клиенту



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь