|
Типичные ошибки школьного психолога-консультанта (анализ и рекомендации)В ходе консультирования психологи допускают те или иные ошибки по двум основным причинам. Во-первых, многие специалисты, особенно молодые, считают, что, для того чтобы провести консультацию, нет необходимости приобретать особые навыки: выслушал клиента, дал ему совет и все в порядке. Среди психологов бытует мнение, хотя оно и не афишируется, что консультирование – один из самых легких видов работ в психологии. Именно поэтому неэффективное консультирование связано прежде всего с недостатком опыта у психолога-консультанта. Во-вторых, чтобы успешно консультировать, психолог должен обладать определенными личностными особенностями. Так, психологу-консультанту необходимо иметь спокойные, сдержанные манеры, быть неторопливым человеком, уметь проникновенно и задушевно беседовать; обладать обаянием, вызывать к себе доверие клиента. Поэтому напрашивается вывод: эффективно консультировать могут далеко не все психологи. Однако практическая работа в школе требует от психолога широкой, многосторонней специализации, различных знаний и навыков. Он должен уметь читать лекции, проводить диагностическую и коррекционную работу среди учащихся разного возраста, консультировать школьников, учителей и родителей. Потребности школьной практики заставляют психолога сразу включаться в разнообразную работу и уже по ходу набирать опыт и шлифовать собственные индивидуально-психологические качества. Именно поэтому полезно проанализировать типичные ошибки психолога-консультанта. Самоутверждение психолога на консультацииКлиент приходит на консультацию к психологу со своей проблемой и болью. Он находится в ситуации психологического неблагополучия, испытывает трудности, ждет помощи и поддержки. Очевидно, что по сравнению с клиентом психолог находится в более выигрышной ситуации. Действительно, рассказывать о своих проблемах будет клиент, а трудности самого психолога, которые, скорее всего, также существуют, остаются «за кадром» консультационной ситуации. Внешне это выглядит так: неблагополучный клиент беседует с благополучным психологом. Обсуждая консультационные случаи с коллегами, женщина-психолог так рассказывает о своей клиентке: «Клиентка жаловалась на мужа. В последние годы он встречался с другой женщиной и недавно ушел к ней. А я сама смотрела на нее и думала: располневшая, неухоженная, растрепанная... Не удивительно, что ее бросил муж! Нельзя же так распускаться!» Клиент смотрит на психолога чаще всего снизу вверх: он слаб, неуверен, страдает и ждет помощи. Психолог относится к клиенту несколько сверху вниз: как специалист, он должен быть сильным, уверенным в себе, готовым помочь. В такой ситуации у психолога есть большое искушение в самоутверждении: почувствовать и показать себя в качестве человека более успешного, мудрого и сильного, чем клиент. В голосе психолога могут появиться еле заметные нотки снисхождения, жалости или высокомерия, холодной отстраненности. Клиент всегда тонко чувствует отношение психолога к себе и может испытать унижение. А если это так, то консультация проходит довольно формально: клиент начинает жалеть, что пришел («Зачем я сюда пришел? Он все равно ничего не понял, только жалеет и все...»). Для того чтобы избежать искушения самоутверждения на консультации, психологу необходимо:
Если психолог по-человечески не принимает клиента, в его поведении появляются либо излишняя естественность (говорит и делает то, что ему хочется), либо искусственность (играет роль, надевает «маску», психологически защищается при помощи выстроенного искусственного «фасада»). В первом случае не осуществляется процесс профессиональной психологической работы, а идет обычный разговор собеседников, в котором один рассказывает свои проблемы, а другой демонстрирует к ним свое отношение. К психологу-консультанту обратилась мать подростка, которая жаловалась, что отец (ее муж) жестоко обращается с сыном: унижает его, придирается по мелочам, бьет. На вторичную консультацию пришел муж, он выразил несогласие с позицией психолога, стал отстаивать свою точку зрения, повысил голос. Психолог не сдержался, сказал клиенту несколько резких фраз, обвиняя его в жестокости по отношению к собственному сыну. В результате – разговор на повышенных тонах. Клиент вышел, хлопнув дверью. Трудно оценить эффективность такой ситуации, поскольку произошел обычный «коммунальный разговор» – со взаимным раздражением, упреками, непониманием друг друга. Профессиональный статус психолога в такой ситуации был потерян. Во втором случае, когда консультация проводится психологом в искусственной форме, на основе принципа «главное – техника», клиент не получает «эмоционально-энергетического лекарства», в котором он нуждался. Разговор произошел как обмен информацией, а душа осталась «голодной». Была беседа, но не произошла Встреча. Чтобы найти «золотое сечение» в ходе психологической консультации, сохранив одновременно профессиональный статус и в то же время задавая модальность искренности и открытости разговору с клиентом, необходимо хорошо чувствовать и играть «себя в своей профессии». Другими словами, психологу важно искать свою технику, свой стиль, свое амплуа. Для формирования у психолога представления о своей профессиональной роли в психологии попробуйте ответить на следующие вопросы. Каким (какой) вы представляете себя в профессии? Опишите внешне привлекательный для вас образ практического психолога. Представьте, что вы на сцене, играете свою профессиональную роль. Придумайте сценарий. Какие события развиваются в спектакле? Какая роль в этих событиях принадлежит вам? Кто из знакомых вам психологов вызывал у вас чувство восхищения и желания подражать? Какую профессиональную роль играл этот психолог? Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|