Применение психодиагностических методик при консультировании

Когда, как и с какой целью?

Применение психологом психодиагностических средств в ходе консультирования связано с выполнением определенных условий. Во-первых, психодиагностические процедуры не должны быть слишком громоздкими, трудоемкими и продолжительными по времени. Не следует забывать, что главным содержательным началом в консультационной работе выступает именно живая беседа психолога и клиента: рассказ последнего о своих переживаниях, обсуждение его проблемной ситуации, сопереживание и сочувствие. Перечисленные элементы консультативного процесса – это составляющие человеческого общения, которое может прерваться, остановиться, начать свое движение «по другому руслу», если психолог перестанет общаться и введет диагностические средства вопреки логике разворачивающейся беседы.

Если в ходе консультации возникает задача сугубо психодиагностической оценки индивидуально-психических особенностей клиента, целесообразно выделить отдельный день для специального психодиагностического обследования. В рамках психологической консультации могут быть организованы только облегченные и непродолжительные по времени «психодиагностические пробы», подчиненные целям консультативного процесса и органично включенные в динамику коммуникативных взаимодействий психолога и клиента.

Недопустимо, например, в тот момент, когда эмоциональная клиентка на консультации плачет, предлагать ей какой-либо опросник, оценивающий уровень ее тревожности или невротизма. Разумно назначить повторную встречу для проведения специального психодиагностического обследования, если в этом есть необходимость.

Во-вторых, если в ходе консультации психолог применяет диагностический опросник, последний может выступить вспомогательным средством для «запуска» основного процесса беседы.

Например, к психологу на консультацию мать привела сына-подростка. После краткой предварительной беседы с родительницей психолог пытается начать разговор с подростком (в отсутствие матери). Парень упрямо молчит. Он зажат, скован и вообще не намерен говорить о своих проблемах,

Если при помощи коммуникативных средств психологу не удалось «разговорить» подростка, в такой ситуации можно использовать какой-либо опросник, способствующий активизации беседы.

Заполняя бланк ответов, подросток вынужден будет вступить в общение с психологом, уточняя вопросы теста, спрашивая, в какой форме следует фиксировать ответы, как быстро надо отвечать и т.д.

Возникнув сначала как диалог между подростком и психологом по поводу теста, такая беседа усилиями психолога постепенно превращается в диалог по поводу проблемы подростка.

Кроме этого, применяя диагностический опросник в качестве «пускового» коммуникативного средства, психолог, наблюдая за своим клиентом, сможет получить о нем дополнительные сведения: на какие вопросы теста подросток отвечает с ходу и не задумываясь, какие вопросы вызывают у него продолжительные размышления, серьезно или несерьезно он относится к встрече с психологом, готов ли он к открытому доверительному разговору или полностью закрыт для общения. Результаты наблюдения психолога в этом случае могут быть полезными и информативными для дальнейшего построения консультативного процесса.

В-третьих, диагностическая методика рисуночного типа может быть успешно применена, если клиент на консультации - учащийся, плохо владеющий речью и с которым трудно рассчитывать на полноценное общение. Подобные методики часто используются также на консультации, если психолог работает с младшим школьником. После выполнения ребенком задания психолога в дальнейшем весь коммуникативный процесс строится по поводу рисунка: психолог спрашивает, ребенок объясняет свой рисунок. В ходе такого взаимодействия у психолога появляются возможности сформулировать некоторые провокационные, проверочные или стимулирующие вопросы.

Конкретный пример. Ученица второго класса по заданию психолога нарисовала рисунок «Моя семья». Психолог расспрашивает ребенка о рисунке, время от времени задавая вопросы типа: «А часто вы бываете дома все вместе, всей семьей?», «Где тебе лучше всего: дома или в школе?», «Кого бы ты хотела нарисовать красиво-красиво?», «Кого бы тебе не хотелось рисовать?» и другие.

И наконец, в-четвертых, проективная диагностическая методика может быть применена в процессе консультирования, если необходимо оперативно по ходу беседы выявить глубинные тенденции личности клиента, неосознаваемые им самим.

Психолог как «диагностический инструмент»

Использование диагностических средств при консультировании касается не только вербальных и невербальных (проективных) методик. Важно также обсудить вопрос о психодиагностических возможностях самого психолога как специалиста и понимающего, чувствующего человека.

Психологическая консультация, по существу, это процесс взаимосвязанных и взаимозависимых коммуникативных действий между психологом и клиентом. Возникающая равнодействующая, составляющая содержательный стержень беседы, задается как психологом, так и клиентом. Коммуникативная структура ситуации консультирования, как спутанный «клубок» взаимодействий двух участников, механически не разматывается на отдельные нити, которые внесены либо психологом, либо клиентом. Это могут быть взаимные психологические защиты обоих участников консультации, перекресты взаимных проекций, эмоциональные отражения внутренних состояний и «зеркальные» (рефлексивные) размышления по поводу рассуждений.

Субъективно включенный в ситуацию беседы психолог является, по существу, лучшим «диагностическим инструментом»: он тонко чувствует, что происходит, оценивает состояние своего клиента, фиксирует живую динамику беседы. Трудность здесь заключается в том, каким образом психологу учитывать самого себя и свое влияние на развитие ситуации, а также, при невозможности полностью вычленить свою долю участия, как психологически грамотно оценить клиента, используя самого себя в качестве «диагностического инструмента».

Чтобы психолог получил возможность оценить свое собственное влияние на ход консультации и выступить, таким образом, «средством психодиагностики», адекватно оценивающим состояние и проблемную ситуацию клиента, ему необходимо проанализировать консультативный процесс с отстраненной позиции внешнего наблюдателя, как бы со стороны. Как это сделать?

Опытные консультанты, как правило, владеют способностью одновременно присутствовать как внутри процесса беседы, так и занимать позицию вне него или над ним. Включаясь в разговор и выступая полноценным участником коммуникации, психолог параллельно корректирует и оценивает клиента, самого себя и ситуацию. Такая двойственная позиция помогает психологу доверять своим ощущениям, чувствам и размышлениям, сохранять необходимую дистанцию с клиентом и получать адекватное представление как о своем собственном участии, так и реально оценивать и понимать своего клиента.

Один из эффективных способов, создающих условия для овладения психологом отстраненной позицией на консультации, - это ведение скрытой магнитофонной записи беседы. В этом случае после окончания консультации психолог сможет прослушать запись беседы, вычленить конструктивные линии разговора, которые он не заметил при живой беседе, заметить свои ошибки там, где, как ему казалось, он действовал правильно.

Даже если рассматриваемая консультация была одноразовой встречей с клиентом, психолог, изучив магнитофонную запись, получает возможность коррекции собственного стиля ведения консультирования, анализа своих ошибок и причин, их вызвавших, понимания специфики своего воздействия на ход разговора и поведения клиента, оценки эффективности принятых на консультации решений и предложенных клиенту советов и рекомендаций. Такая работа с магнитофонной записью полезна для профессионального мастерства психолога. Точное понимание самого себя, своего стиля и своего участия в консультативном процессе обязательно проявится в повышении эффективности последующей консультации.

Если же после проведения первичной встречи запланирован еще ряд консультаций с данным клиентом или клиентами, при прослушивании магнитофонной записи психолог производит более достоверную диагностику клиента, самого себя и своих взаимодействий с ним. Такая диагностика способствует выработке эффективных и реалистичных советов и рекомендаций для клиента.

Если по определенным соображениям психолог не применяет на консультации магнитофон, желательно, чтобы он вел краткие записи по ходу беседы или сразу после ее окончания записал для себя по памяти основные содержательные моменты состоявшегося разговора, особенности проблемной ситуации клиента и его поведения, примененные на консультации средства воздействия на клиента, предложенные советы и рекомендации. Такая запись «по свежей памяти» может быть полезной как для повышения профессионального уровня психолога и накопления опыта, так и для оценки клиента, самого себя и своих взаимодействий с ним.

Методика включенного наблюдения
Просмотров: 9612
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование




Другие новости по теме:

  • Базисная мотивация деятельности (поведения) клиента
  • Вербальная поддержка клиента
  • Виды психологического консультирования
  • Диагностический этап психологического консультирования
  • Долгосрочная временная перспектива в психологическом консультировании
  • Изучение личности клиента
  • Исповедь клиента
  • Картотека клиентов в психологической консультации
  • Количество встреч психолога-консультанта с клиентом
  • Конструктивный подход к решению проблемы клиента
  • Контрольный этап психологического консультирования
  • Конфиденциальность обстановки проведения психологической консультации
  • Лаборант – помощник психолога-консультанта
  • Непрерывность контактов психолога-консультанта с клиентом
  • Обратная связь психолога-консультанта и клиента
  • Ошибочные образцы поведения, демонстрируемые клиентом
  • Подготовка к проведению психологического консультирования
  • Прием постановки психологом-консультантом открытых вопросов перед клиентом
  • Протокол включенного наблюдения для педагога-психолога Н. Самоукиной
  • Профессиональная компетентность психолога-консультанта
  • Профилактическая работа психолога-консультанта с клиентом
  • Процедура активизации памяти и мышления клиента
  • Процедура выработки у клиента уверенности в том, что его проблема будет успешно решена
  • Процедура эмпатического слушания психологом-консультантом клиента
  • Психологическая дистанция между психологом-консультантом и клиентом
  • Психологическое консультирование по телефону
  • Психологическое консультирование подростков и старших школьников
  • Секретарь-референт в психологической консультации
  • Ситуация клиента и ситуация экспертизы
  • Эмпатия психолога консультанта к клиенту



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь