Методика «Свободная сортировка объектов»

Описание методики

Методика предназначена для выявления когнитивного стиля Узкий – широкий диапазон эквивалентности. Узкий – широкий диапазон эквивалентности (или аналитичность – синтетичность) (Р. Гарднер) – это индивидуальный стиль мышления, характеризующий преобладание процессов анализа или синтеза в мыслительной деятельности.

Испытуемому предлагается разложить 75 реальных предметов на группы наиболее удобным, логичным и естественным, с его точки зрения, способом. Подчеркивается, что задание не имеет единственно правильного решения и что каждый раскладывает группы по-своему. Показатели узости/широты диапазона эквивалентности: 1) количество выделенных групп; 2) количество объектов в наибольшей по объему группе; 3) количество групп, состоящих из одного объекта.

Чем больше выделенных групп, тем уже диапазон эквивалентности (соответственно, выше понятийная дифференциация). Первоначально предполагалось, что индивидуальные различия в количестве групп не зависят от материала сортировки (сортировать можно фотографии предметов, слова, геометрические фигуры и т.д.).

Адаптации и модификации

Существует модификация методики свободной сортировки объектов, предложенная В. Колгой. В качестве материала сортировки выступают написанные на отдельных карточках 35 слов, характеризующие различные аспекты категории «время».

Процедура проведения Инструкция

Сейчас будет предложен набор карточек с написанными на них словами. Надо будет разложить их на группы. Тест не имеет единственно правильного решения. Каждый человек сортирует карточки по-своему. Делать это надо наиболее естественным, логичным и удобным образом с Вашей точки зрения. Количество групп и число карточек в них может быть любым.

Обработка результатов

Показатели узости/широты диапазона эквивалентности:

  • количество выделенных групп;
  • количество объектов в наибольшей по объему группе;
  • количество групп, состоящих из одного объекта.

Чем больше выделенных групп, тем уже диапазон эквивалентности (соответственно, выше понятийная дифференциация).

Интерпретация результатов

Представители аналитического стиля склонны ориентироваться на различия объектов, обращая внимание главным образом на их детали и отличительные признаки.

Представители синтетического стиля, напротив, склонны ориентироваться на сходство объектов, классифицируя их с учетом некоторых обобщенных категориальных оснований.

Стимульный материал Набор слов «Время»

Декада, мгновение, эра, сегодня, квартал, неделя, момент, завтра, минута, скоро, семестр, полдень, месяц, столетие, эпоха, вчера, вечность, тысячелетие, год, час, миг, смена, полночь, сумерки, век, сейчас, секунда, вечер, четверть, день, рассвет, ночь, сутки, утро, милисекунда.

Набор слов «Черты характера»

Скрытность, ироничность, пунктуальность, отрешённость, циничность, чуткость, педантичность, эмоциональность, активность, самоуверенность, небрежность, беспечность, демократичность, бережливость, созерцательность, аккуратность, тактичность, тревожность, сентиментальность, бестактность, принципиальность, мелочность, замкнутость, ответственность, требовательность, щедрость, деловитость, чёрствость, общительность, серьёзность, душевность, грубость, наивность, пассивность.


Просмотров: 10914
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Познавательные процессы




Другие новости по теме:

  • Ассоциативный цепной тест
  • Базовый диагностический набор для психологического обследования детей дошкольного возраста на психолого-медико-педагогическом консилиуме (консультации)
  • Влияние темперамента на профессиональную деятельность
  • Действительно ли мужчины больше устают от поцелуев, чем женщины?
  • Изучение структуры малой группы с помощью методики ДМО
  • Интерес социальный
  • Исследование влияния прошлого опыта на способ решения задач (методика Лачинса)
  • Классификация групп
  • Классификация проективных методик
  • Методика «Активность вербального и наглядно-образного мышления»
  • Методика «Группировка»
  • Методика «Изучение непроизвольного запоминания у дошкольников»
  • Методика «Изучение оперативной слуховой памяти»
  • Методика «Фигуры Готтшальдта»
  • Методика опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева
  • Надежность теста
  • Особенности внимания
  • Поведение социальное
  • Почему новорожденные брыкаются ручками и ножками?
  • Психологические функции шпаргалки
  • Расовые различия и уровень умственного различия детей
  • Репрезентативность выборки
  • Свободная сортировка
  • Схема описания психодиагностической методики (Мануал)
  • Тест «Классификация»
  • Тест «Сравнение»
  • Тест «установление закономерностей»
  • Тест Когана
  • Тест Мюнстерберга на восприятие
  • Цветовой тест М. Люшера – Оценка выделенных групп цветов



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь