Исследование влияния прошлого опыта на способ решения задач (методика Лачинса)

Экспериментально психологические исследования показали, что прошлый опыт играет не только положительную роль в мышлении, обеспечивая субъектов уже знакомыми им правилами решения и способами анализа, но может оказаться и тормозом на пути решения новых задач, создавая консервативную нерациональную основу для решения. В свое время гештальтпсихолог М. Вертгеймер полагал даже, что прошлый опыт отрицательно влияет на творческое продуктивное мышление, которое и может расцениваться как истинное мышление. Особенно это касается детей. Дело в том, что в определенных условиях, а именно когда человек в процессе обучения и практике ской деятельности усваивает лишь ограниченное число способов решен различных по сложности задач, у него можно обнаружить очень нежелател ное качество мышления — ригидность. Под ригидностью понимается за рудненность переключения мышления на новые способы и правила, как «вязкость» мышления вплоть до полной неспособности субъекта измен выработанную ранее программу деятельности. Из трех видов ригидности – когнитивной (познавательной), аффективной (эмоциональной) и мотивационной — для исследования мышления особое значение имеет когнитивная ригидность.

Групповой протокол занятия

Номер задачи

Количество нерациональных способов решения, контрольная группа

Количество нерациональных способов решения, экспериментальная группа

1
2
3
...
10
Общее количество, %

 

 

Эксперимент с помощью методики, которая была предложена А. Лачинсом для выявления ригидности мыслительных процессов, состоит в сравнении результатов решения однотипных задач двумя группами испытуемых. Задачи на переливание воды разными по емкости сосудами подобраны так, что часть из них может быть решена только одним способом, а часть — двумя: предыдущим и другим, более рациональным.

Оснащение опыта. До начала занятий надо заготовить два бланка — 1-й и 2-й — с десятью арифметическими задачами каждый. Задачи в бланках одни и те же, но последовательность их перечисления разная. Для обработки и анализа результатов необходимо подготовить форму группового протокола, которую записывают на доске.

Порядок проведения опыта. Опыт проводит преподаватель. Студенты делятся на две равночисленные группы: одной — экспериментальной — выдают бланк 1, второй — контрольной — бланк 2. Подчеркнем, что важнеишим условием проведения опыта является независимое, индивидуальное и последовательное решение всеми членами обеих групп предъявленных задач. Все вычисления каждый испытуемый записывает на бланке с задачами или в своей тетради.

Инструкция испытуемым: «На вашем бланке имеется 10 задач, для Шения которых вам необходимо выполнить элементарные арифметические действия. Прямо на бланке или в своей тетради записывайте последовательность арифметических действий, использованных вами для решения каждой задачи. Время решения не ограничено. Решайте задачи последовательно от 1-и до 10-й. Задачи нужно решать самостоятельно, подсматривать, списывать или консультироваться друг у друга запрещается».

Обработка результатов:

1. Каждый испытуемый у себя проставляет число рациональных и нерац нальных решений всех задач. По условию опыта задачи 1-5 имеют то ко одно решение, т. е. их решение всегда рационально. Критерием жеп циональности решения задач 6-10 является использование минимал ного числа арифметических действий — двух, одного или никакого, т. е. немедленно следует ответ.

2. Подсчитать, сколько испытуемых пользовалось нерациональным спосо бом решения отдельно в экспериментальной и контрольной группах. По лученный результат записать в групповой протокол.

3. При соблюдении процедурных особенностей проведения опыта в ходе анализа его результатов в большинстве случаев удается показать, что у испытуемых экспериментальной группы под влиянием усвоенного способа решения задач 1 -5 с обязательным использованием всех трех сосудов вырабатывается стереотип, и они оказываются нечувствительными к изменению условий задач 6-10. У Лачинса большинство испытуемых (около 80 %) совершают перенос на тестовые задачи тех процедур, которые использовались при решении пяти предыдущих. В результате эти испытуемые не находят новых, рациональных способов решения, в чем и проявляется познавательная ригидность мыслительных процессов.

Пример материала методик.

Бланк 1. Предназначен для экспериментальной группы.

1. Даны три сосуда, емкость которых 37, 21 и 3 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды?

2. Даны три сосуда, емкость которых 37, 24 и 2 литра. Как отмерить ровно 9 литров воды?

3. Даны три сосуда, емкость которых 39, 22 и 2 литра. Как отмерить ровно 13 литров воды?

4. Даны три сосуда, емкость которых 38, 25 и 2 литра Как отмерить ровно 9 литров воды?

5. Даны три сосуда, емкость которых 29, 14 и 2 литра Как отмерить ровно 11 литров воды?

6. Даны три сосуда, емкость которых 28, 14 и 2 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды?

7. Даны три сосуда, емкость которых 27, 12 и 3 литра Как отмерить ровно 9 литров воды?

8. Даны три сосуда, емкость которых 30. 12 и 3 литра. Как отмерить ровно 15 литров воды?

9. Даны три сосуда, емкость которых 28, 7 и 5 литров Как отмерить ровно 12 литров воды?

10. Даны три сосуда, емкость которых 26, 10 и 3 лигра. Как отмерить ровно 10 литров воды?

Бланк 2. Предназначен для контрольной группы.

1. Даны три сосуда, емкость которых 26, 10 и 3 литра Как отмерить ровно 10 литров вод?

2. Даны три сосуда, емкость которых 28, 7 и 5 литров. Как отмерить ровно 12 литров воды?

3. Даны три сосуда, емкость которых 30, 12 и 3 литра Как отмерить ровно 15 литров воды?

4. Даны три сосуда, емкость которых 27, 12 и 3 литра Как отмерить ровно 9 литров воды?

5. Даны три сосуда, емкость которых 28, 14 и 2 литра Как отмерить ровно 10 литров воды?

6. Даны три сосуда, емкость которых 38, 25 и 2 литра Как отмерить ровно 9 литров воды?

7. Даны три сосуда, емкость которых 29, 14 и 2 литра. Как отмерить ровно 11 литров воды?

8. Даны три сосуда, емкость которых 39, 22 и 2 литра. Как отмерить ровно 11 литров воды?

9. Даны три сосуда, емкость которых 37, 24 и 2 литра. Как отмерить ровно 9 литров воды?

10. Даны три сосуда, емкость которых 37, 21 и 3 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды?


Просмотров: 10288
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Познавательные процессы




Другие новости по теме:

  • 3.5. Специализированные восприятия в спорте
  • 4.5. Тактическое мышление спортсмена
  • Аквафобия
  • Валидность экологическая
  • Гидрофобия
  • Дункер (Duncker) Карл (02.02.1903 – 23.02.1940)
  • Иконическая память
  • Информационный подход (в психологии)
  • Кёлер Вольфганг
  • Классификация задач, стоящих перед человеком в процессе развития
  • Классификация методов дифференциальной психологии
  • Классическая методика И. Шульца
  • Метод воспитания
  • Методика «Решение задач»
  • Описание заданий раздела 5 и образцы решений Тест структуры интеллекта (TSI) Амтхауэра
  • Память иконическая
  • Педагогическая технология, педагогическая задача, педагогическая ситуация
  • Последовательность этапов работы с ребенком по овладению способам решения задач
  • Потамофобия
  • Правила этикета – Этикет для малышей Шорыгина Т.А.
  • Практическая психология
  • Природа мышления
  • Развитие отношений между взрослым и ребенком
  • Решение математических задач у дошкольников
  • Семь раз отмерь
  • Социализация личности
  • Способы решения психодиагностических задач
  • Тест Определение общих способностей Айзенка
  • Технические ошибки в психологическом консультировании
  • Технология ТРИЗ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь