Особенности внимания

Внимание играет существенную роль в выполнении учебной и трудовой деятельности.

Среди основных недостатков внимания учащихся с интеллектуальной недостаточностью отмечается нарушение концентрации, устойчивости, распределения, переключаемости и объёма. У учащихся данной категории непроизвольное внимание несколько сохраннее произвольного, но и оно отличается своеобразием. Внимание умственно отсталого школьника находится в прямой зависимости от особенностей его работоспособности и связано с высшей нервной деятельностью.

Так, у учащихся с возбудимым типом нервной системы несколько сохраннее темп, объём и переключаемость внимания, у тормозных детей выше устойчивость. Может иметь место несоответствие внешнего выражения внимания состоянию сознания ребёнка. Отмечается адинамичность внимания, которая проявляется в трудности его привлечения к нужным сторонам объекта.

Из-за склонности к частому охранительному торможению внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью носит «мерцательный» характер.

При умственной отсталости ни одно из свойств внимания не остаётся тем или иным образом не задетым патологическим отклонением в развитии психики. В тоже время выявлены возможности коррекции недостатков внимания.

Изучение особенностей внимания Методика «Прокалывание кружочков»

Цель: изучение особенностей темпа, объёма, устойчивости и распределения внимания, особенностей работоспособности.

Материал:

1) стандартный белый лист, на обратной стороне которого указываются имя, фамилия, дата, класс, время, затраченное на работу, количество допущенных ошибок и уровень выполнения задания.

На лицевой стороне листа нарисованы кружочки (15 х 20). При этом некоторые из них помечены крестиками (2 раза крестиком помечаем каждый 2-йкружок; 2 раза – каждый 3-й; 2 раза – каждый 4-й; затем снова каждый 2-й):

O O O O O O O O O O O O O O O
O O O O O O O O O O O O O O O
O O O O O O O O O O O O O O O
и т.д.

2) набор простых вопросов (как тебя зовут, как зовут твою маму, твоего папу; на какую букву начинается твоё имя, фамилия; какое сегодня число; месяц; день недели; год; как называется наш город; сколько тебе лет; как зовут учительницу; скажи свой адрес; номер школы; есть ли у тебя братья, сёстры; как их зовут; любишь ли ты животных и т.д.).

3) часы с секундной стрелкой.

4) ручка или карандаш.

Выполнение: учащемуся предлагают ручкой или карандашом прокалывать все кружочки, кроме помеченных крестиками, и при этом отвечать на вопросы. Время выполнения задания не ограничено, но учащемуся нужно сказать, что он должен работать как можно быстрее. Ответы на вопросы записываются.

Обработка результатов: подсчитывается количество правильно сделанных строк.
  • 0-7 – низкий уровень устойчивости внимания, работоспособности.
  • 8-14 – средний уровень устойчивости внимания, работоспособности.
  • 15-20 – высокий уровень устойчивости внимания, работоспособности.

Темп внимания покажет время выполнения задания (имеет значение и то, насколько быстро учащийся отвечает на вопросы).

С помощью учащегося уточняется правильность ответов на вопросы.

Соотносится уровень выполнения учеником основного задания (прокалывания кружочков) и ответов на вопросы и делается вывод об особенностях объёма и распределения внимания, при этом учитывается общее количество ошибок.


Просмотров: 7846
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Диагностика детей




Другие новости по теме:

  • 2.1. Развитие внимания и способы поддержания его устойчивости
  • Базовый диагностический набор для психологического обследования детей дошкольного возраста на психолого-медико-педагогическом консилиуме (консультации)
  • Влияние темперамента на профессиональную деятельность
  • Внимание
  • Внимание. Свойства внимания. Виды внимания.
  • Изучение уровня внимания у школьников в 3-4 классах
  • Индивидуальный подход к воспитанию
  • Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы
  • Исследование особенностей распределения внимания у младших школьников (методика Т.Е. Рыбакова)
  • Методика «Изучение оперативной слуховой памяти»
  • Методика «Изучение переключения внимания»
  • Методика «Исследования уровня мобилизации воли»
  • Методика «Построение заборчика»
  • Методика «Решение задач»
  • Методика С. Лиепинь для изучения устойчивости, распределения и переключения внимания
  • Методика изучения уровня внимания у школьников (Гальперин П.Я., Кабылицкая С.Л.)
  • Методика по определению концентрации и распределения внимания
  • Основные свойства внимания
  • Особенности развития внимания у дошкольников
  • Оценка устойчивости внимания у младших школьников методом корректурной пробы
  • План коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на формирование процессов интеллектуально-эмоциональной деятельности детей с ЗПР
  • Пример психологического заключения ребенка
  • Психологические аспекты привлечения внимания к рекламе
  • Тест «Запрещенные слова»
  • Тест «Объем внимания»
  • Тест «Распределение внимания»
  • Тест «Таблицы Шульте»
  • Трудности в обучении у младших школьников и возможные причины
  • Эпатажные средства привлечения внимания
  • методика Бурдона



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь