Работа психолога с педагогическим персоналом

Психолог призван сделать все возможное, чтобы обеспечить реальную гуманизацию взаимоотношений детей и педагогов в детском саду, заменить привычную ориентацию персонала на выполнение программ желанием и стремлением идти от ребенка, его нужд и интересов. И это означает прежде всего отказ от дисциплинарной модели воспитания и переход к личностно ориентированной. Такой переход сложен, особенно там, где наполняемость детских групп велика, где воспитатель работает без помощника. По мере возможности психолог должен искать и подсказывать руководству детского сада пути изменения организации жизни детей в группах, деления их на подгруппы по разным критериям (успешность на занятиях, привлекательность той или иной деятельности, личная приязнь и т.д.).

Психолог помогает воспитателям осуществлять индивидуальный подход в общении с детьми. Исследование детских групп и отдельных детей дают богатейший материал для понимания проблем интеллектуального и эмоционального развития, требующих особого внимания взрослого. Конечно, воспитатели будут прежде всего обращаться к психологу по поводу детей, затрудняющих работу с группой: агрессивных, недисциплинированных, и т.п. Однако психолог должен обратить их внимание и на таких воспитанников, которые, не являясь помехой, отличаются личностным неблагополучием, — застенчивых, робких, неуспешных, одиноких. Невозможно предусмотреть и описать заранее особенности подхода к тому или иному ребенку, меры, которые следует предпринять для повышения его эмоционального благополучия. Такие меры психолог и воспитатель вырабатывают совместно в каждом конкретном случае.

Нередко одной из основных причин неблагополучия ребенка является неверное отношение к нему самого воспитателя. Если воспитатель не ищет причины, вызывающие те или иные неблагоприятные особенности поведения воспитанника, то могут возникнуть сложности во взаимодействии ребенка со взрослым. Поэтому далеко не всегда достаточно просто сообщить воспитателю свой диагноз и предложить соответствующий рецепт. Часто необходима углубленная и систематическая работа с педагогическим персоналом, делающая гибкими его педагогические установки по отношению к отдельным детям или даже к группе в целом.

Психолог может реализовать различные виды работы с коллективом детского сада, способствующие улучшению собственного эмоционального состояния педагогов, снятию напряженности, усилению внимания к психологическим аспектам работы с детьми. Хорошо, если в детском саду удается выделить специальное помещение для отдыха персонала, где будут обсуждаться с коллективом возникшие сложные ситуации в группах и совместно намечаться пути их разрешения. Психолог может выявить наиболее сильные стороны каждого воспитателя и помочь ему так скорректировать работу с детьми, чтобы эти стороны выдвинулись на первый план. Это принесет несомненную пользу как самому воспитателю, повысив его самооценку и создав возможность раскрытия собственного творческого потенциала, так и детям.

Темы лекций, бесед, консультации, проводимых психологом, можно варьировать в зависимости от конкретных условий. Работа эта может проводиться с воспитателями и родителями одновременно. Некоторые темы можно рекомендовать как общие для любых дошкольных учреждений. Вот их примерный перечень.

  1. Роль природных свойств ребенка, условий жизни и воспитания в его психическом развитии.
  2. Психологические особенности детей разных дошкольных возрастных групп.
  3. Развивающее значение разных видов детской деятельности (игра, рисование, конструирование и т.д.).
  4. Влияние взаимоотношений взрослых в семье на психическое развитие ребенка.
  5. Как обеспечить эмоциональное благополучие ребенка.
  6. Особенности подхода к трудным детям.
  7. Адаптация ребенка к детскому учреждению.
  8. Возрастные кризисы развития и условия, способствующие их благополучному разрешению.
  9. Психологическая готовность ребенка к школе.

Общая направленность бесед — дать представление о том , что ребенок не просто готовится к будущей жизни, а уже живет, и важнейший долг взрослых – сделать эту жизнь как можно более полнокровной и счастливой. Это не означает, что взрослые должны во всем следовать за желаниями ребенка. Задача психолога, воспитателя сделать обучение интересным и желанным для него. Главный путь к этому — вовлечение ребенка в доступные и привлекательные для него виды деятельности.

Нужно убедить педагогический персонал в том, что ребенок — уникальная, неповторимая личность со своими особенностями, склонностями, что не существует единственно правильного пути в развитии, а есть множество различных путей, ведущих к одной цели — воспитанию здорового, творческого и нравственного индивида. Ребенку нужно предлагать те виды деятельности, которые больше подходят ему, его типу темперамента, интеллектуальным особенностям, личностным склонностям . Замечательный психолог Л. С. Выготский говорил, что обучение в дошкольном возрасте отличается от школьного тем, что ребенок учится по нашей программе в той мере, в какой она становится его собственной. Нет необходимости перегружать ребенка, стараясь дать ему как можно больше. Ведь между видами детской деятельности существует широкая взаимная компенсация, и использовать следует те из них, которые лучше организованы взрослым и к которым испытывает большую склонность сам ребенок.

Психолог может помочь педагогическому персоналу детского сада, и в первую очередь воспитателям, раскрыть их возможности и творческий потенциал специальными занятиями.Раскрытию творческого потенциала может способствовать осознание воспитателями позиции, которую они занимают по отношению к детям. Существует несколько воспитательских позиций, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций. Полноценное развитие способностей детей возможно тогда, когда воспитателю удается занять позицию, способствующую этому развитию.

Ниже описаны 7 воспитательских позиций. Шесть из них не обеспечивают полноценного развития способностей, седьмая, адекватная, воспитательская позиция приводит к раскрытию творческого и личностного потенциала каждого ребенка. Все позиции представлены через образы, что позволит читателю лучше понять каждую из них, а также способы, которыми осуществляются воздействия на ребенка.

Карабас-Барабас. Карабасу-Барабасу нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Карабас не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха: куклы овладевают тем набором знаний, умений и навыков, которые нужны для спектаклей Барабаса. Куклы боятся дрессировщика, немногие убегают от него, большинство не смеет и убежать. Но и те, и другие в его присутствии не выказывают своих истинных чувств, парализованные страхом перед ним.

Позиция воспитателя — Карабаса-Барабаса приводит, во-первых, к тому, что у детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых воспитателем заданий, умений, навыков. Во-вторых, у детей возникает двойственность (это я сделаю, скажу Марии Ивановне, а на самом деле я поступлю, подумаю иначе), которая в конечном итоге приводит к двойной морали.

Просмотров: 3265
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психология семьи и семейных отношений




Другие новости по теме:

  • «Драки» в детском саду
  • Адаптация мамы при поступлении ребенка в детский сад
  • Активность общения
  • Виды и стили взаимодействия педагога и ребенка
  • Закрепление у ребенка раннего возраста основных правил поведения
  • Изучение отношений между ребенком-дошкольником и воспитателем детского сада
  • Исследования морально-нравственного развития ребенка в отечественной детской психологии
  • Коррекция межличностного взаимодействия в группе дошкольников
  • Методы морального развития в дошкольной педагогике
  • На какие особенности формирования личности ребенка необходимо опираться в воспитании?
  • Наблюдения воспитателя за детьми
  • Особенности развития внимания у дошкольников
  • Памятка воспитателю по развитию креативности
  • Познавательная активность
  • Причины агрессивного поведения детей
  • Программа «Детский сад – дом радости»
  • Программа «Дружные ребята»
  • Программа «Золотой ключик»
  • Программа «Радуга»
  • Программа «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Баренцева и др.)
  • Программа «Содружество»
  • Программа «Я – Ты – Мы»
  • Сенсорные эталоны
  • Система Фребеля
  • Ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (первое полугодие жизни)
  • Сценарий тренингового занятия «Мы и наши дети в общении» (для воспитателей дошкольных учреждений)
  • Табу воспитателя (вожатого)
  • Тест «Я в детском саду»
  • Технология ТРИЗ
  • Формирование самостоятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь