Инновации для дошколят, чем полезна интерактивная песочница?
Инновации для дошколят, чем полезна песочная терапия?
Развитие познавательных функций у дошкольников с помощью песочной терапии.
На примере детского сада №87 Красносельского района Санкт-Петербурга
Песочная терапия в детском саду №87 Красносельского района Санкт-Петербурга
Дети 21 века с рождения окружены техникой и проявляют к ней немалый интерес. На инстинктивном уровне ребенок в 3 года знает, как найти нужную игру на планшете или телефоне, не понимая при этом, как самостоятельно одеться или почистить зубы.
И от взрослых зависит, вредит гаджет или все-таки приносит пользу. Если приучить ребенка к игре на компьютере и, как только он заплачет или ему станет скучно, давать поиграть, малыш начнет воспринимать технологическую игрушку как единственное интересное занятие. Он быстро научится манипулировать родителями для скорейшего ее получения, а для того чтобы придумать себе другое дело, ребенку просто не хватит воображения. Но если технологиями дополнять занятия, а не заменять другие игры или общение, их использование ускоряет процесс развития.
Зачастую воспитатели, логопеды, психологи, дефектологи используют современные технологии как инструмент к вовлечению детей в процесс обучения. В этой статье мы расскажем о том, как детский сад №87 Красносельского района Санкт-Петербурга решает развивающие, образовательные и коррекционные задачи с помощью интерактивной песочницы.
С начала 2018 года педагог-психолог ГБДОУ детский сад №87 Большакова Елена Валерьевна начала использовать на традиционных педагогических занятиях интерактивную песочницу iSandBOX Small, что дало больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, существенно усилилось желание детей узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, песочница поспособствовала развитию тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с интерактивным песком более гармонично и интенсивно стали развиваться все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. В-четвертых, усовершенствовалась предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Сегодня в детсаду №87 на каждом занятии на разных этапах детям дается время для игры с песком. Элементы игры включают в себя:
- Оргмомент — введение в игровую среду. Для активизации внимания ребенка в начале игры предлагаются стихотворные вступления или проблемная ситуация.
- Правила — ознакомление детей с условиями игры в песочной стране в стихотворной форме:
Здесь нельзя кусаться, драться И в глаза песком кидаться! Стран чужих не разорять! Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить, Можно много сотворить: Горы, реки и моря, Чтобы жизнь вокруг была
Дети, поняли меня?
3. Подготовка и проведение игр с песком подразумевает непосредственное участие в игре взрослого, помогающего детям:
– Рассказ детям о путешествии.
– Постройка игрового пространства (сказочной страны, замков, дорожек, рек, лесов и так далее).
– Знакомство с различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и прочее).
– Выбор помощи. Обращение к ребенку за помощью: «Что будет с жителями страны? Что делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь?».
При этом взрослый может облачаться в сказочные одежды и непосредственно участвовать в игре.
На данном этапе занятия познавательного цикла используются некоторые из 13 режимов интерактивной песочницы. «Карта высот» — когда дети «строят» Землю с горами, реками, морями, озерами, пустынями, и планета с помощью компьютера и проектора окрашивается в различные цвета; «Вулкан» — когда малыши создают из песка высокую гору, извергающую лаву и выпускающую дым; «Шары» — когда песочница превращается в игровое поле и ребята лопают шары нужного цвета, чтобы набрать наибольшее количество очков.
4. Рефлексия — выведение из игровой среды. Поощрение участников игры и рассказ о возможных последующих играх, приключениях.
На этапе рефлексии можно включить режим «Водопад». Педагог-психолог предлагает детям понаблюдать, как ведут себя водопады, реки, озера, водохранилища на нашей планете. Он поочередно подходит к каждому ребенку вытягивает руку и просит растопырить пальцы, обращая внимание детей, что водопад появляется в том месте, где находится проекция руки. Ведет себя, как реальная вода: стекает по склонам и скапливается в низинах.
Песочница вызывает восторг у каждого посетителя кабинета педагога-психолога. Они стремятся прикоснуться к песку, закапать руки или пересыпать его из рук в руки. Сухой песок очень приятный на ощупь, прохладный, легкий, сыпучий, мелкий, эти тактильные ощущения способствуют релаксационному состоянию. Мокрый песок имеет совершенно другие свойства и по-другому воздействует на тактильные рецепторы. Из мокрого песка можно строить ландшафты и города.
Как рассказывает педагог-психолог ГБДОУ детский сад №87 Красносельского района Санкт-Петербурга Большакова Елена: «Интерактивная песочница удобна в индивидуальной работе и в работе с малыми группами, начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях с детьми 3-7 лет песочница используется в диагностических целях и помогает выявлять тревожность, агрессивные проявления, страхи у детей и корректировать эти отклонения. Также работа с песком очень многогранна и интересна для взрослых. В выборе, установке и в освоении интерактивной песочницы нам помогла компания «ГЭНДАЛЬФ», и использование такого высокотехнологичного помощника в работе сделало наши образовательные и воспитательные процессы еще лучше».
|