Богатова Евгения Александровна педагог-психолог МБДОУ ДС №72 «Акварель» Старооскольского городского округа
Дошкольное образование призвано обеспечить не только основной фундамент развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здоровья и гармоничного развития ребенка.
Психогигиена – это система специальных мероприятий, направленных на обеспечение, сохранение и поддержание психического здоровья человека. Психогигиена является составной частью общей медицинской науки о здоровье человека – гигиены.
Основные задачи психогигиены:
- выявление факторов возникновения плохого самочувствия, невротических ситуаций;
- стабилизация детско-родительских отношений;
- создание предметно-развивающей среды, способствующей эмоциональному комфортному пребыванию;
- разработка системы психической защиты на основе личностно-эмоциональных особенностей и условий воспитания в семье.
Особую роль в психогигиене занимают развивающие занятия. На занятиях необходимо создать условия, которые будут способствовать эмоциональному благополучию детей. На занятиях дети начинают понимать свое эмоциональное состояние, развивают умения распознавать чувства других людей, что способствует развитию эмоциональной сферы ребенка. Обучаются способам снятия эмоционального напряжения, развивается произвольное внимание, происходит осознание чувств, эмоций, побуждение желаний.
Одной из главных задач детского сада является охрана нервно-психического здоровья детей. Основным условием сохранения и укрепления психологического здоровья детей является, укрепление нервной системы ребенка посредством создания доброжелательной, спокойной обстановки (особенно в адаптационный период), осуществление эмоциональной поддержки, выявление причин психологической дисгармонии.
Для ребенка очень важен положительный эмоциональный контакт со взрослыми. Дети должны чувствовать заботу, теплое, доброжелательное отношение, должны чувствовать, что их принимают такими, какие есть. Только тогда у детей будет хорошее самочувствие, правильное физическое, психическое и социальное развитие. Ребенку нужна и просто необходима ситуация успеха. Поэтому на занятиях ребенка необходимо вовремя поддержать, помочь ему вселить уверенность в себя и свои силы.
Учет индивидуальных особенностей, адекватных возрасту интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузок важен при организации любой деятельности. Если ребенок капризничает, следует применить метод отвлечения или метод игнорирования. Если ребенок открыто конфликтует, то нужно исключить провоцирующие ситуации, поднимать его статус в детском коллективе, сделать такого ребенка первым помощником (например, поручить ему раздать карандаши и т.п.). На занятиях часто используются поощрение, похвала, обеспечивающие необходимую ситуации психокоррекцию.
Похвала ? это основной способ дать понять ребенку, что он сделал что-то хорошо, хвалить и поддерживать ребенка необходимо, ребенок должен чувствовать себя любимым, значимым, уверенным в себе, успешным. Но в тоже время хвалить ребенка нужно правильно, не переусердствовать, но и не поскупиться. Основные правила, которыми необходимо руководствоваться в работе:
- Хвалить ребенка за конкретные действия. Стараться хвалить так, чтобы ребенок понимал, что именно он сделал хорошо и почему вообще это хорошо. Даже обращенная к маленькому ребенку похвала, должна быть адекватна ситуации. Важно хвалить действие, а не личность.
- Подкреплять похвалу невербальными компонентами: улыбкой, прикосновением к плечу. Ребенок должен чувствовать, что искренне обрадованы его действием, а не похвалили его, только чтобы «отвязаться».
- Не сравнивать ребенка с другими. Когда хвалите ребенка, не указывать, что он сделал что-то лучше другого ребенка.
- Не хвалить ребенка за каждую мелочь, иначе смысл похвалы теряется.
Поддержка основана на том, чтобы помочь детям почувствовать себя нужными.
При поддержке ребенка используются следующие приемы:
- отдельные слова (например, «аккуратно», «красиво», «продолжай» и т.п.);
- высказывания ( «я горжусь тобой», «мне нравится, как ты помогаешь, спасибо»);
- прикосновения (потрепать по плечу, дотронуться до руки);
- совместные действия (сидеть, стоять рядом с ребенком, играть с ним, слушать его);
- выражения лица (улыбка, кивок).
Также одной из важных задач охраны психологического здоровья детей, является обучение релаксации, т.е. умению расслабляться. Расслабление – это забота о самом себе, создание условий для нормальной работы всего организма. Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, снимает напряжение со всех органов, восстанавливает силы и здоровье детей.
Обучение релаксации проходит в несколько этапов: на 1-ом этапе – ребенка учат различать мышечное напряжение от расслабления мышц, чувствовать эту разницу без фиксации внимания на дыхании, используя показ и тактильную помощь индивидуально и в подгруппах; на 2-ом этапе – обучение мышечному расслаблению с фиксацией внимания на дыхании; 3-ый этап – составление собственно тренажа и его проведение с подгруппой детей.
Для получения наибольшего оздоровительного эффекта релаксации соблюдаются следующие правила:
- использовать тихую спокойную музыку,
- упражнения выполнять в спокойной обстановке,
- расслабляться лучше с закрытыми глазами,
- использовать чередование напряжения и расслабления мышц, контролируемое дыхание и самовнушение,
- внимательно следить за самочувствием и состоянием после релаксации, не завершать ее в спешке.
Самое важное – создать такие условия, чтобы ребенок ощущал эмоциональный комфорт и постепенно учился приемам регуляции эмоциональных состояний.
Ну и главным генератором положительных эмоций детей служит интерес к образовательной деятельности в детском саду. В формировании утомления интерес действует прямо противоположно трудности. Отсутствие интереса ? это мощный фактор утомительности даже тогда, когда истинные элементы трудности отсутствуют.
В связи с этой особенностью рекомендуется использовать следующие приёмы мотивации и формирования познавательного интереса:
- отбор интересного материала, его интерпретация;
- использование игр-драматизаций с атрибутами и костюмами, создание воображаемой ситуации;
- преподнесение задачи обучения в интересной форме;
- использование игровой технологии с введением игрового персонажа, от лица которого ставится дидактическая задача и подводится итог;
- приём сопоставления прежних знаний детей и новых, полученных ими на занятиях;
- показ детям значимости занятий как деятельности, в которой расширяется объём знаний и умений.
В соответствии с ФГОС родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса. Поэтому в работе по психогигиене и психопрофилактике детей используются психологическое просвещение родителей. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры.
Итак, проблема психического здоровья дошкольника и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Эту задачу взрослым надо решать системно и сообща с ранних лет жизни дошкольника. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Библиографический список
- Аверин В.А. Психология детей и подростков. — С-Пб, 1998.
- Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология (Личность от молодости до старости): Учебное пособие. — М., 1988.
- Крыжановская Л.М. Психология развития. — М., 1997.
- Мухина В.С. Возрастная психология. — М., 1998.
- Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир: Книга для воспитателей детского сада / Е.В. Субботский. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
|