Автор:
Алёшина Наталья Александровна воспитатель высшей категории МБДОУ детский сад №31, с.п. «Барвихинское»
Большую роль в жизни людей играют отношения с другими людьми. И в этих отношениях избежать противоречий практически невозможно. Таким образом, как и общение, конфликты являются частью нашей повседневной жизни.
Особенно увеличивается возможность возникновения конфликтной ситуации на рабочем месте. Известно, что работа включает в себя взаимодействие с множеством людей и столкновение с различными проблемами, касающихся производственных моментов.
Конфликты могут отрицательно сказываться на микроклимате коллектива. Поэтому необходимо уметь правильно разрешать возникающие разногласия и уметь найти нужные стратегии разрешения конфликтной ситуации.
Причины конфликтов, которые возникают в профессиональном коллективе связаны с мотивами, которые побуждают человека к трудовой деятельности.
Автор С.А. Мороз выделяет ряд причин:
Причина, основанная на мотиве заработной платы. Работник заинтересован в получении высокой заработной платы. Предприниматель же, в свою очередь, в высококачественном труде.
Причина в неудовлетворенности человека условиями труда.
Чем больше стаж и запас знаний работника, тем выше его квалификация. Отсюда, появляется вероятность получить более престижную должность на производстве. Сотрудник, который только устроился на работу, редко имеет такую возможность.
Трудящемуся очень важно, чтобы организация представляла полный пакет социальных услуг — больничный, отпуск, медицинская страховка, удобный график и пр.
Причина в возникновении профессионального конфликта.
Основанием этого служит нарушение норм взаимодействия людей, связанных принадлежностью к одной организации или профессиональному коллективу.
В зависимости от того, как слаженно работает трудовой коллектив, и каждый работник выполняет свои обязанности, зависит успех и эффективность рабочего процесса.
Таким образом, мы видим, что все обозначенные причины могут стать причиной конфликта на производстве.
Однако существует и четвертая причина профессионального конфликта. По мнению С.А. Мороз «наиболее глубоким становится конфликт, в основе которого лежит личная неудовлетворенность человека в результате своей деятельности. Возникает сомнение в качестве выполненной работы. В результате чего появляется недооценка своего труда как со стороны коллег и руководства предприятия, так и со стороны социального окружения» [2].
Рассмотрим понятие профессионального конфликта в рамках дошкольной организации.
Исследователи данной проблемы были уверены, что конфликтная ситуация в дошкольном коллективе может являться одним из признаков профессионально неграмотного управления. В результате чего, происходит выявление недостаточно эффективной деятельности организации.
В современных условиях все чаще появляется иная точка зрения. А именно, что некоторые конфликты в организации, которая является достаточно успешной и в которой складываются гармоничные взаимоотношения, конфликты возможны. В некоторых случаях даже желательны.
В статье Кошкиной И.В. отмечено «Педагогический коллектив дошкольной образовательной организации имеет специфические особенности: во-первых, в таких коллективах работают преимущественно женщины и конфликты могут быть связаны с их личными потребностями, например, распределением отпусков, необходимостью заменять друг друга из-за болезни ребенка одной и др.; во-вторых, причинами конфликтов могут быть препятствия, связанные с основной целью трудовой деятельности – получением материального и морального удовлетворения от выполненной работы» [1].
Ученые, которые в разных сферах занимаются вопросом возникновения конфликтов, выделяют многочисленные причины их возникновения.
Организационные – те, которые мешают выполнению трудовых обязанностей (плохие условия труда, различное мнение на выполнение профессиональных задач, неудовлетворение оплатой труда и пр.)
Социальные – отрицательные установки по отношению друг к другу (конкурентное противоборство, нарушение норм делового общения и пр.)
Личностные – несовместимость, неудовлетворенность личным статусом.
В научной литературе предложена следующая классификация причин возникновения конфликтных ситуаций в профессиональной сфере О.Н. Громовой.
«Несправедливость ресурсного распределения, то есть человек переоценивает личный вклада в общее дело;
Информационная группа причин, включающая в себя неполные и неточные факты, слухи (сплетни), искажение результатов.
Все это ведет к неправильному восприятию существующей ситуации, неадекватному поведению личностей, непонимание, а затем к конфликту;
Ценностная группа причин, в состав которой входят принципы, которые человек принимает или отвергает. Личностные системы убеждений, различия в целях и ценностях; методах поведения, уровне квалификации и образования;
Неверное распределение полномочий, ответственности, заданий в структурах управления и исполнения. Когда выполняется коллективная работа, всегда существует возможность конфликта. В связи с этим возникает недостаточная согласованность прав, функций, степени ответственности, неадекватном понимании качества труда и т.д.
Коммуникативная или поведенческая группа причин, включает в себя несоответствие поведения индивидов принятым нормам или ожиданиям окружающих» [2].
Как известно, конфликт по характеру своего развития и результату может быть конструктивным или деструктивным.
Конструктивный конфликт в дошкольной организации выполняет положительную функцию: влияет на высокий результат развития педагогического процесса и служит для членов педагогического коллектива источником саморазвития.
Конструктивный конфликт предоставляет все условия для прекрасного развития организации, способствует сближению коллектива, развитию взаимопонимания и доверия между сотрудниками. На основании этого, педагогический коллектив имеет возможность создавать прекрасные благоприятные условия для творческого отношения к образовательному процессу.
Деструктивный конфликт ухудшает психологический климат в коллективе. В результате этого у педагогов снижается работоспособность, возникает чувство неуверенности в завтрашнем дне. Коллектив испытывает чувство тревоги и озабоченности.
Таким образом, важно отметить, что педагоги дошкольных организаций должны уметь и быть подготовлены к управлению конфликтами.
Очень важно, чтобы работники педагогического коллектива умели не только выполнять свои трудовые обязанности, находясь в конфликтогенной среде, но могли и изменять ее для более успешного выполнения своей профессиональной деятельности. Все это является важным составляющим профессиональной компетентности.
Впервые термин «конфликтная компетентность» применительно к конфликтным ситуациям применила Л.А. Петровская.
По словам Н.И. Леонова «конфликтологическая компетентность представляет собой сложное интегральное образование и является видом коммуникативной компетентности, так как обладает ее существенными качественными признаками»; «это системное образование профессионально важных, социально-психологических, операциональных и поведенческих особенностей педагога, способствующее конструктивному разрешению конфликтов меду субъектами образовательного пространства» [1].
В.Г. Зазыкин предлагает рассматривать «конфликтологическую компетентность» как «когнитивно-регуляторную подсистему профессионально значимой стороны личности и деятельности, позволяющую предвосхитить конфликты, эффективно управлять ими, разрешать на объективной основе, оказывать психологическое воздействие на конфликтующие стороны с целью снижения негативного влияния и последствий конфликта, она включает соответствующие специальные знания и умения» [4].
Можно сделать вывод, что конфликтологическая компетентность является важной составляющей в профессиональном развитии педагога дошкольной организации и влияет на качество всего педагогического процесса в целом.
Особое значение для анализа конфликта имеют различные способы его разрешения. Основными составляющими конфликта являются: его причины, состав участников конфликтного взаимодействия, исходные отношения к конфликту и т.д. Очень важно прояснить суть конфликтной ситуации, понять и выбрать оптимальный способ разрешения конфликта.
В литературе представлены следующие стратегии управления конфликтами:
Стратегии предотвращения конфликта — устранить реальный предмет конфликта; привлечь независимое незаинтересованное лицо и подчиниться его решению; сделать так, чтобы одна конфликтующая сторона отказалась от предмета конфликта в пользу другой.
Стратегия подавления конфликта — целенаправленно и последовательно сократить количество конфликтующих; разработать и применить систему правил, норм, предписаний, которых должны придерживаться потенциально конфликтные друг к другу люди.
Стратегия отсрочки — изменить силу одного или обоих конфликтующих в воображении противоположной стороны; уменьшить или увеличить роль, место и значимость одного из конфликтующих в воображении другого; сделать конфликт ненужным или недостижимым [3].
Таким образом, важно отметить, что в профессиональную компетентность педагога дошкольной организации входит умение конструктивно разрешать профессиональные конфликты.
Воспитатель должен уметь грамотно организовать свое поведение; уметь высказывать свою точку зрения, чтобы не вызвать психологической защитной реакции со стороны другого человека
Педагог также должен уметь разъяснять свои требования и организовывать сотрудничество.
Указанные выше требования представляют собой сложную систему умений, которой должен владеть специалист дошкольной организации, для решения возникающей конфликтной обстановки на рабочем месте.
Источники
[Электронный ресурс]:
- «И. В. Кошкина».
- «С. А. Мороз».
- «К. В. Мельникова, Н.Л. Корзун».
- «И. В. Никулина».
|