Оксана Воронина. Педагогическая идея 'Коучинг для начинающих педагогов'

Педагогическая идея Коучинг для начинающих педагоговЦелевая аудитория: субъекты педагогического процесса - начинающие воспитатели, дети дошкольного возраста.
Введение
Педагогический процесс в современном дошкольном образовательном учреждении - это процесс, ориентированный на идеи субъектности, диалогичности, гуманности и гуманитарности, принципы здоровьесбережения, культуро-, природо-, социобразности и сопровождения ребенка в развитии его индивидуального потенциала, обогащения внутреннего мира. (О.С. Газман, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, Н.Н. Михайлова, С.Ф. Юсфин и др.). Успешность реализации обозначенных идей зависит от готовности педагога к качественному выбору из существующего многообразия содержания и способов организации дошкольного образования, методов взаимодействия с субъектами педагогического процесса и моделей построения развивающей среды в детском саду (Новицкая В.А.).
В настоящее время особенно остро стоит вопрос подготовки педагогов дошкольного учреждения к введению новых ФГОС дошкольного образования.
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью. От того, как он преодолеет этот этап, зависит его личностное и профессиональное развитие, а также состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли в сфере дошкольного образования.
Высокие требования к профессиональной компетентности обусловили важность начального этапа вхождения молодого воспитателя в образовательную среду. Изучение творческого потенциала, педагогического статуса, затруднений, которые испытывают начинающие воспитатели в ходе организации воспитательно-образовательного процесса, показало, что молодые специалисты:
·     с трудом применяют полученные теоретические знания на практике;
·     имеют недостаточный опыт общения и работы с детьми;
·     неадекватно оценивают свои возможности;
·     имеют слабую мотивацию труда и дальнейшего профессионального роста.
Для эффективного решения педагогических задач необходимо, чтобы педагог знал особенности своих воспитанников, эффективные способы взаимодействия с ними. Поэтому особое внимание в начале подготовки воспитателей к организации совместной деятельности с детьми важно уделять развитию у педагогов умений и навыков ставить конструктивные цели, находить и отбирать эффективные способы решения педагогических проблем.
Наряду с традиционными методами подготовки педагогов необходимо применять инновационные методы работы с воспитателями, которые развивают активность, инициативность педагогов, способствуют повышению компетентности воспитателей в области воспитания и развития детей.
Семинары-тренинги – формы подготовки педагогов, в которые задействуются все субъекты педагогического процесса, что является более продуктивным решением педагогических проблем.
Содержание семинаров-тренингов включает индивидуальную работу по анализу педагогической проблемы; работу с группой коллег по решению поставленной поисковой задачи; проведение деловой игры; создание методических рекомендаций.
Одним из наиболее новых, содержательных и активных форм работы с педагогами в сфере повышения квалификации, является портфолио — это результат деятельности педагога.
Как показали исследования кафедры постдипломного образования РГПУ им. А.И. Герцена по программе «Портфолио в профессиональной деятельности педагога» у педагогов, работающих с портфолио повышалась самооценка, более выраженными становились такие компоненты профессиональной деятельности, как обработка, структурирование информации, формировались навыки отбора содержания, самооценки и самопрезентации (Жебровская О.О.).
Мало используется в педагогической практике такая форма повышения педагогической компетентности как коучинг, который выступает в качестве мощного средства, способствующего как личностному, так и коммуникативному развитию специалистов.
Коучинг есть раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности (Т. Гэллвей).
Коучинг (англ. Coaching) в сфере образования рассматривается как продолжительное сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере обучения (Е.А. Цыбина, Н.М. Зырянова).
Вслед за Е.А. Цыбиной и Н.М. Зыряновой мы считаем, что коучинг педагогов дошкольного учреждения является одной из самых эффективных форм подготовки воспитателей к педагогической деятельности образования детей.
Коучинг означает – тренировать, наставлять, воодушевлять. Коучинг – это развивающее консультирование. В деятельности детского сада данная идея может использоваться в виде взаимопосещений опытными педагогами занятий молодых воспитателей, консультаций старшего воспитателя, заместителя директора по УВР приглашения научных консультантов из институтов повышения квалификации и кафедр дошкольной педагогики и т.д.
Разница между привычным консультированием и коучингом заключается в том, что коучинг есть активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности. Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ), где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает коуч, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем.
Отличие коучинга от наставничества в том, что он представляет собой активную форму обучения, направленную на личностную поддержку профессиональной деятельности педагога. Его ключевой элемент - осознание, восприятие относящихся к делу фактов и информации, понимание, когда и как эмоции и желания искажают наше восприятие действительности.
Коучинг педагогов – это процесс повышения их профессиональной и педагогической компетентности и эффективности в обеспечении трех областей руководства: а) коммуникативная область, предусматривающая намерения, видение и цели организации; б) выстраивание взаимоотношений и содействие взаимодействию, приводящие к высокоэффективной работе команды; в) обеспечение высокой эффективности исполнения и получения результата.
Коучинг, как форма подготовки педагогов к организации педагогической деятельности
- позволяет развить способности педагогов в области эффективного взаимодействия с детьми, родителями и коллегами;
- оказывает эффективную помощь по достижению поставленных целей в их профессиональной деятельности;
- позволяет подвести педагогов к адекватному решению возникших проблем в организации педагогической деятельности;
- помогает принять педагогам ответственность за сделанный выбор и действия в общении с родителями и детьми.
Мы понимаем под коучингом форму подготовки педагогов и способ создания условий повышения их результативности в педагогической деятельности, содействие их самообразованию, саморазвитию.
Каждый специалист применяет в своей педагогической деятельности коучинг. Под руководством старшего воспитателя инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель посредством тренингов с участием детей и педагогов, очных и заочных консультаций с воспитателями, мастер-классов, семинаров создают условия для мотивации педагогов к самостоятельной постановке цели, привлечению коллег к поиску способов и решения педагогических проблем, саморазвитию, самообразованию.
Общую основу коучинга можно описать несколькими словами: 1) партнерство; 2) раскрытие потенциала; 3) результат. Коуч (консультант, наставник) стимулирует творческий поиск решений и поддерживает решимость педагогов достигать целей и осуществлять изменения в своей профессиональной деятельности. Другими словами, в процессе коучинга педагоги находят свой, уникальный способ достижения цели, а коуч создает креативную атмосферу, особое пространство поиска альтернатив, атмосферу доверия, где педагог чувствует, что его идеи и предложения не остаются без внимания.
Коучинг проходит ряд этапов:
1 этап - установление партнерских взаимоотношений между коучем и педагогами;
2 этап - совместное определение задач для достижения конкретной цели;
3 этап - исследование текущей проблемы (ситуации);
4 этап - определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату;
5 этап - выработка и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы;
6 этап - выбор конкретного варианта действий и составление плана действий;
7 этап - договоренность о том, что конкретно должно быть сделано к определенному сроку.
Таким образом, коучинг построен на мотивированном взаимодействии коуча и педагогов, в котором коуч создает специальные условия, направленные на раскрытие личностного потенциала каждого педагога для достижения им значимых для него целей в оптимальные сроки в конкретной предметной области знания.
Цель – создание условий для повышения мотивации воспитателей к эффективному взаимодействию с субъектами педагогического процесса (дети, коллеги и родители) посредством инновационной формы подготовки педагогов (коучинг).
Задачи:
1.  Организация методической деятельности в дошкольном образовательном учреждении с позиций коуч-педагога.
2.  Объединение в творческие группы для прохождения конкурсов.
3.  Оказание методической помощи в организации досуговой деятельности дошкольников, совместной деятельности педагога с детьми и с родителями.
4.  Активизировать деятельность педагогов, способствовать приобретению ими опыта коллективной работы.
5.  Повысить уровень профессионального мастерства педагогов в вопросах взаимодействия с детьми дошкольного возраста.
6.  Обогащение практических навыков профессиональной деятельности.
7.  Самостоятельный выбор направлений деятельности и способы организации выбранной деятельности.
8.  Повысить мобильность педагогов в творческой деятельности.
Объект: мотивация педагогической деятельности педагогов дошкольного образования.
Предмет: педагогические условия развития мотивации педагогической деятельности педагогов дошкольного образования.
Гипотеза педагогической идеи:
В условиях современного дошкольного образовательного учреждения традиционные способы организации методической деятельности не в полной мере ориентированы на помощь воспитателю в решении возникающих актуальных профессиональных задач, что препятствует эффективной реализации педагогического процесса. Коучинг как форма подготовки начинающего воспитателя в дошкольном образовательном учреждении наиболее полно отвечает потребностям современного педагога и позволяет эффективно решать приоритетные задачи детского сада.
Прогнозируемый результат:
·     Дошкольники с удовольствием включаются в совместную деятельность с педагогом (открытые мероприятия, досуг).
·     У детей преобладает эмоционально-положительное отношение к сверстникам и взрослым.
·     Создание условий для эффективного взаимодействия педагогов и детей в условиях прогимназии (организация совместной деятельности педагога с детьми – досуговая деятельность).
·     Повышение мотивации воспитателей к эффективному и продуктивному взаимодействию с коллегами, детьми и родителями.
·     Повышение самостоятельности в самообразовании и саморазвитии педагогов.
·     Распространение педагогического опыта педагогов среди начинающих воспитателей, вовлечённых в разработку педагогической идеи.
·     Повышение уровня активности начинающих воспитателей в жизни ребенка и прогимназии.
·     Презентация педагогической идеи в форме праздника-тренинга.
·     Публикация опыта работы на сайте ГБОУ прогимназия № 677 и других интернет-порталах.
Продукт педагогической идеи.
Продукт представляет собой текст-описание некоторых форм работы с педагогами и детьми в условиях прогимназии, обеспечивающих создание единого образовательного пространства.
Презентация педагогической идеи: фотоотчет по мероприятиям, проведенным в течение года, публикация статьи в журнале ИМЦ по проблеме, электронная библиотека методической литературы.
Возможные сложности при реализации педагогической идеи:
1)      Слабая мотивация педагогов к инновациям, что ведет к сложности подготовки педагогов к внедрению ФГОС дошкольного образования. Пути преодоления: мотивация необходимости помощи воспитателям в подготовке и организации мероприятий с детьми и родителями.
2)      Отсутствие источников информации для подбора необходимого материала по теме педагогической идеи. Пути преодоления: подборка книг и сайтов с необходимой информацией, обеспечение возможности для педагогов пользоваться компьютерами для поиска информации в Сети.
3)      Отсутствие некоторых материальных условий для реализации предложенного опыта работы: нет свободного помещения, нет методической библиотеки, оборудования. Пути преодоления: создание электронной библиотеки, изыскание ресурсов.
Необходимое оборудование: видеопроектор, спортивный инвентарь, костюмы и атрибуты для мероприятия (праздник-тренинг), аудиоматериалы для мероприятий, музыкальный центр, фортепиано.
Глоссарий:
Образовательное пространство – «место», где субъективно задаются множества отношений и связей, где осуществляются специальные деятельности различных систем по развитию индивида и его социализации.
Коучинг (англ. Coaching) – это способ создания условий повышения результативности педагогической деятельности, содействие самообразованию, саморазвитию воспитателей, с помощью консультирования (очного/заочного), тренингов, бесед, семинаров.
Семинар – (от лат. seminarium — рассадник, теплица) — форма групповых встреч, кружок для какой-нибудь специальной подготовки, для повышения квалификации педагогов. Коуч в этом случае является координатором обсуждений темы семинара. Цели обсуждений направлены на формирование навыков профессиональной полемики и закрепление обсуждаемого материала.
Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — системный метод совершенствования посредством вопросов и руководства с целью постепенного улучшения результативности деятельности до заданного уровня (П. Берч). Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике. Тренинг выступает как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков; тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
Мастер-класс - это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру.
Игротренинг – это форма обучения, организованная по определенным правилам, сочетающая игру и упражнение, где дети в процессе игр и общения уточняют и расширяют представления, овладевают умениями самовыражения, самообучения.
Праздник-тренинг – форма организации работы с детьми в ОУ, одновременно позволяющая решать задачи развития ребенка и его социокультурной интеграции.
Список литературы:
1)      Гуров В.А. Развитие мотивации педагогической деятельности педагогов дополнительного образования детей. Автореферат дисс.к.п.н. 13.00.01. Калининград, 2005
2)      Новицкая В.А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Автореферат дисс. к.п.н. 13.00.07. Санкт-Петербург, 2007
3)      Свободная энциклопедия «Википедия».
4)      Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Ось-89», 2001
5)      Пискун О.Ю. Сопровождение деятельности начинающего воспитателя. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №1, 2011
6)      Берч П. Тренинг. СПб.: Нева, М.: ОЛМА-пресс Инвест, 2003
7)      Гусакова М. П. Психологический и нейропсихологический факторы индивидуализации образования дошкольников в программе «Коучинг Детства» // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». www.psyedu.ru . 2009, № 3
8)      Макс Ландсберг. Коучинг. Повышайте собственную эффективность, мотивируя и развивая тех, с кем вы работаете. М.: Издательство: Эксмо, 2006
9)      Огнев А. Организационное консультирование в стиле коучинг . 2003

Просмотров: 481
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Оксана Воронина. Коучинг как инновационная форма подготовки начинающих воспитателей к педагогической деятельности
  • Аликаева Вера Евгеньевна. Доклад На тему: Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов как фактора повышения качества педагогического процесса в условиях ФГОС
  • Плотниченко Наталья Александровна. ММ-презентация для проведения семинара для педагогов на тему: «Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения»
  • Лапухина Наталья Александровна. Портфолио профессиональной педагогической деятельности старшего воспитателя Лапухиной Натальи Александровны
  • Луценко Марина Алексеевна. ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ
  • Богачева Алена Степановна. Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми»
  • Рагузова Анастасия Николаевна. Консультация для педагогов «Роль педагога в организации театрализованной деятельности»
  • Труль Татьяна Анатольевна. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием элементов технологии исследовательской деятельности. Тема: 'Путешествие в сказку'
  • Котенкова Марина Михайловна. Консультация для педагогов «ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ)»
  • Банщикова Марина Владимировна. Мастер-класс для педагогов «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ». Тема: «Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников»
  • Ивлева Оксана Николаевна. Использование ИКТ для повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов
  • Шевелькова Наталья Владимировна. Квест-игра — одна из интерактивных форм для активизации профессиональной деятельности педагогов ДОО
  • Брысина Ольга Юрьевна. Семинар-практикум для педагогов по теме: «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников: атмосфера понимания и эффективного общения»
  • Мустафина Гульфия. Создание модели взаимодействия педагогов — специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности.
  • Чайникова Марина Геннадьевна. Развитие мотивации профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования
  • Шурыгина Георгия Сергеевна. Тренинг-семинар «Личностные границы педагога, нужны ли они в общении с детьми?» для педагогов ДОУ
  • Жумабаева А. Рекомендации по организации деятельности консультативного пункта, для оказания психолого-педагогической помощи семьям воспитывающих детей дошкольного возраста на дому
  • Матвеева Анна Александровна. ОПЫТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  • Бытотова Алёна Николаевна. Тренинг для педагогов дошкольного образования «Снятие негативных эмоциональных состояний
  • Тимощенко Ольга Леонидовна. «Понятия мотивации и стимулирования педагогической деятельности в системе методической службы»
  • Туфанова Анна Ивановна. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Шек Ирина Юрьевна. Сотрудничество родителей и педагогов детского сада в совместной досуговой деятельности
  • Зуева Татьяна Владимировна. Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.
  • Зуева Татьяна Владимировна. Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.
  • Струкель Татьяна Федоровна. ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • Иващенко Марина Ивановна, Бирюкова Мария Николаевна. Мастер класс для педагогов «Использование опытов и экспериментов в образовательной деятельности детей дошкольного возраста»
  • Баркалова Наталья Васильевна. «ИКТ в педагогической деятельности воспитателя детского сада».
  • Шульц Ирина Владимировна. Мастер-класс для педагогов ДОУ «Создание мультфильмов с детьми дошкольного возраста».
  • Шрейнер Татьяна Евгеньевна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
  • Левичева Ирина. Конспект образовательной деятельности педагогов с детьми по ФЭМП во 2-ой младшей группы на тему: «Прогулка в лес»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь