Педагогическая статья из опыта работы: «Пути формирования произвольности поведения на этапе перехода к школьному обучению»
Ситдикова Лала Бариевна, воспитатель, Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Рябинка», Тюменская область, г. Лангепас.
Аннотация
Данный материал отражает формы работы по формированию у детей произвольности поведения. Для ребёнка формирование произвольности поведения, т.е. умение управлять своими поступками, стремлениями, настроением является актуальной задачей всего дошкольного периода. Её определяют, как одну из предпосылок учебной деятельности. Как показывает практика, дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процессе обучения, и даже при нормальном уровне интеллектуального развития такие школьники могут попасть в группу неуспевающих.
Скачать статью
Педагогическая статья из опыта работы: «Пути формирования произвольности поведения на этапе перехода к школьному обучению».
Почти все авторы, исследующие психологическую готовность детей к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме. Но в какой степени должна быть развита произвольность к началу обучения в школе — вопрос, весьма слабо проработанный в литературе.
Развитие произвольности может быть обусловлено следующими причинами:
Первая причина развития произвольности поведения ребенка связана с его психофизиологическим развитием. Умение регулировать свое поведение, тесно связано с созреванием лобных отделов головного мозга. Эти отделы только-только формируются к семи годам, до этого периода управление поведением затруднено. Помогая ребёнку развивать его физические способности, двигательную сферу: быстроту, ловкость, пластику, мы стимулируем развитие мозговых структур, а значит, создаём физиологические предпосылки развития воли.
Вторая причина — социальная. Становление произвольности опосредуется жизненным, игровым, деятельностным опытом, т.е. – воспитанием. Если в дошкольный период ребёнку не были созданы условия для формирования волевых качеств, то в школе проблема произвольности обостряется и может привести к отрицанию учебной деятельности. Такие дети, попав в школу, не способны поддерживать свои усилия в выполнении заданий до конца, не стремятся к получению хорошего результата, не проявляют познавательной самостоятельности. Первые трудности снижают интерес к учёбе, появляется негативное восприятие школы, учителя.
Основной чертой произвольного поведения является его осознанность, т.е. умение управлять им сознательно, по своей воле, знать, что, как и зачем нужно делать.
Процесс становления произвольного поведения заключается в преодолении побудительной силы ситуативных воздействий и стереотипных реакций, в становлении способности самостоятельно определять свои действия и управлять ими.
Дошкольники очень часто действуют неосознанно. Во время свободных игр, как правило, ребята не отдают себе отчета, что именно и как они делают, потому что их собственные действия как бы проходят мимо сознания: у этих действий нет определенной цели или способа, дети не знают, что, как и для чего они делают. Т.е. они находятся как бы внутри предметной ситуации, полностью в нее погружены, отсюда — невозможность посмотреть на себя со стороны, осознать собственные действия.
Таким образом, осознание собственных действий и преодоление непосредственного, ситуативного поведения и составляют основу овладения собой в дошкольном возрасте.
Что же можем сделать мы, взрослые, чтобы помочь ребенку осознать свои действия и овладеть собственным поведением?
Исследования психологов и педагогов показали, что для развития произвольности необходимо:
- сочетать индивидуальные и коллективные формы деятельности
- учитывать возрастные особенности ребенка
- развивать речь – как средство саморегуляции.
Развитию речи ребенка – как средство саморегуляции, способствуют беседы:
- о его настроении, о его действиях и отношениях с другими детьми. Такие беседы помогают ребенку осознать себя
- о событиях недавнего прошлого или беседы о том, что он планирует делать
в ближайшее время. Такие беседы дают ребенку возможность представить свою жизнь не как случайный набор разрозненных эпизодов, а как процесс взаимосвязанных событий, в которых он сам является главной фигурой. Именно через речевую формулировку, которую он может дать только вместе с взрослым, дошкольник начинает осознавать свою жизнь во времени, преодолевать в своем сознании границы сиюминутной ситуации. А это необходимое условие для самостоятельного планирования собственных действий и овладения своим поведением;
- о планировании и подведении итогов дня, которые помогают ребенку осознать свою жизнь во времени. Такие беседы в основном проводим утром, в начале дня, с целью настроить ребенка на предстоящие события, чтобы он ждал их и внутренне готовился к ним. При планировании дня выделяем в нем какой-нибудь главный эпизод, наиболее привлекательный для малыша. Например, говорим: "Сегодня вечером мы будем слушать интересную сказку" или "Сегодня поиграем в новую игру" и т. п.
- о выходных днях, о вчерашних прогулках, как гуляли, с кем играли и т.д.
Такие беседы учат ребенка удерживать в памяти разные эпизоды и стимулируют охотно вспоминать о том, что интересного произошло в течение дня.
Во время деятельности ребенка используем вопросы, стимулирующие его вступить в беседу. Например, типа: "Что ты хочешь построить (нарисовать, слепить)? Что тебе для этого нужно? Что нужно сделать сначала, а что — потом?" Подобные вопросы помогают ребенку осознать цели и средства своих действий, дает возможность задуматься о том, что и для чего он делает. Если же он затрудняется ответить, помогаем ему, предложив один из вариантов цели его действий, например: "Ты хочешь построить кораблик? Для этого тебе потребуются вот такие кубики". Если ребенок не соглашается, а предлагает собственный план действий, нужно принимать его решение. Когда ребенок привыкает к подобным вопросам взрослого, он сам начинает задавать их себе и отвечать на них. А это уже важный сдвиг в осознании собственных действий и в управлении своим поведением;
Формированию произвольности поведения у детей способствует использование ситуации выбора, побуждающий ребенка принимать самостоятельные решения, относящиеся к его собственным действиям. В рамках свободной игры предоставляем ребенку возможность и побуждаем к сознательному выбору, используя вопросы типа: "Во что ты хочешь играть: в кубики или в машинки?", "С кем хочешь играть?", "Кем тебе интереснее быть: водителем или милиционером, продавцом или покупателем?" и т. д. – что заставляет ребенка представить разные варианты действий, осознать свое желание и самостоятельно принять решение.
Проблему формирования произвольности решаем через продуктивные виды деятельности: через конструирование (из конструктора, оригами, развивающие игры Воскобовича, палочки Кюизенера, головоломки «Танграм», «Листик», «Колумбово яйцо» и др.).
Формированию произвольности способствует обучение работе по образцу. Приступая к работе, даем возможность ребенку внимательно рассмотреть, изучить предстоящую постройку, который ему надлежит собрать самостоятельно. После этого ребенок приступает к строительству. При этом необходимо наблюдать за характером и последовательностью этой работы. Если ребенок допускает ошибки в работе, то с ним нужно анализировать причины, которые привели к ошибкам конструирования и попросить его вносить необходимые поправки.
Дальнейшее совершенствование произвольной саморегуляции осуществляем путем целенаправленного усложнения условий деятельности. На следующем этапе ребенку предлагаем аналогичную работу, в которой образцом служит не реальная постройка, а рисунок предстоящей постройки. При этом используем следующие варианты изображения:
а) полное, когда на схематическом рисунке представлены все образующие постройку детали;
б) контурное — без детализации.
- последующее усложнение — конструирование по словесному описанию.
- по собственному замыслу. В этом случае перед началом работы ребенка просим подробно описать особенности задуманной постройки.
Формируя у детей графомоторные навыки, мы так же способствуем развитию произвольности.
- выполняем разные задания в тетрадях: ребенку предлагаем образец геометрического узора, выполненный на бумаге в клетку; просим его воспроизвести предложенный образец и самостоятельно продолжить точно такой же рисунок
- пишем "Графический диктант": аналогичную работу предлагаем для выполнения на слух, т.е. диктуем последовательность действий с указанием числа клеточек и их направления (вправо- влево, вверх — вниз).
Следующая форма работы по формированию произвольности поведения — это организация игр с правилами.
- подвижные игры — по степени подвижности (малой, средней, большой подвижности); по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.); по предметам (с мячом, лентами, обручами, флажками, кубиками и др.)
- дидактические игры — по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.); по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные)
Такие игры помогают организовать и регулировать действия ребенка. Правила игры определенным образом ограничивают спонтанную, импульсивную активность, ситуативность поведения у ребенка.
Список литературы
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Текст) /Л. ИБожович. – СПб.: Питер, 2008.
- Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. Руководство практического психолога (Текст) /Н. И. Гуткина. – М.: Академический Проект, 2000. – 184 с.
- Поддъяков Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1996.
- Смирнова, Е.О. Пути формирования произвольного поведения (Текст) /Е. О. Смирнова// Дошкольное воспитание. — 1988. — №10, с. 62-71.
|