В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, в группы детского сада могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов. В практике воспитания дошкольников на протяжении многих лет существуют разновозрастные группы.
В качестве основных причин, обусловливающих данное явление, можно назвать следующие:
- трудности комплектации групп (из-за недостающего либо превышающего норму количества детей одного возраста);
- наличие родственных связей между воспитанниками различного возраста (как следствие, стремление родителей определить их в одну группу);
- недостаточность материально-технической базы для создания полнокомплектных одновозрастных групп;
- особенности работы дошкольного учреждения в летний период;
В разновозрастных группах общеразвивающей направленности максимальная наполняемость составляет при наличии в группе детей:
- двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) – 10детей
- любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) – 15 детей
- любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) –20детей
Одним из преимуществ разновозрастного принципа комплектования групп является возможность расширения круга общения детей. Дети разного возраста, находящиеся в одном коллективе, чаще учитывают интересы других при выборе вариантов совместной деятельности. Условия совместного пребывания позволяют активнее формировать новые социальные позиции, навыки социального поведения.
Наиболее целесообразным является комплектование групп детьми близкого, смежного возраста.
В таком случае лучше реализовывать принцип максимального учета возрастных возможностей детей. В группе устанавливается общий режим, который отвечает возможностям и потребностям детей обеих групп, создаются благоприятные условия как для самостоятельной деятельности, так и для проведения занятий.
Организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет работу педагога, однако в то же время открывает перед ним широкие возможности для организации общения детей разного возраста.
Как свидетельствуют наши наблюдения, младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. Постоянное общение младших детей со старшими формирует дружеские отношения, самостоятельность. Особое значение приобретает пример старших для младших.
Психологи, педагоги, воспитатели и, конечно, родители по-разному относятся к феномену разновозрастных групп в детских дошкольных учреждениях.
Некоторые полагают, что именно в группах детей различного возраста обеспечиваются лучшие условия для общего психического и морального развития, поскольку здесь, по их мнению «старшие дети учатся помогать младшим», «младшие, подражая старшим, быстрее развиваются»
Другие, наоборот, считают, что в разновозрастных группах возникает ряд проблем, связанных с трудностями организации воспитательного процесса, невозможностью учета индивидуальных способностей детей разного возраста и пр.
Учебно-воспитательная работа в разновозрастных группах имеет ряд определенных сложностей, наиболее сильно проявляющихся в группах, укомлектованных детьми резко контрастного возраста. В первую очередь, это трудности организационного характера:
- проблемы создания необходимого воздушно-теплового режима;
- различная степень восприимчивости детей различного возраста к инфекционным заболеваниям и отличающийся уровень развития навыков самообслуживания и гигиены, потребности во сне и деятельности;
- трудности при оборудовании помещения мебелью, игрушками, оснащении педагогического процесса
Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Здесь старшие помогают малышу одеться, рассказывают ему сказки, защищают от обидчика, т.е. заботятся о нем.
Особое значение приобретает пример старших для малышей. В силу своей склонности к подражанию младшие постепенно перенимают все положительные качества старших.
Многолетние наблюдения доказывают, что в разновозрастных группах младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут более чуткими, доброжелательными и отзывчивыми. Впервые приходя в детский садик, малыши попадают в уже организованный коллектив, легче подчиняются его правилам, подражая во всем старшим детям, которые в данном случае служат опорой воспитателя.
В организации обучения детей разновозрастной группы выделяют две основных формы: игра и занятия, основной целью которых является всестороннее воспитание и развитие каждого ребенка, формирования учебных умений.
Игра
Игра в разновозрастной группе позволяет достичь значительных результатов, поскольку создает благоприятные условия для взаимодействия педагога с детьми и детей между собой. Дидактичные, интеллектуальные игры как форма организации обучения приобретают особое значение, поскольку в них используются самообучение и взаимное обучение. В дидактичной игре взаимодействуют учебная и игровая стороны. В соответствии с этим воспитатель одновременно учит детей и участвует в их игре, а дети — играя, учатся.
В дидактичной игре в разновозрастной группе закрепляются знание и навыки, усваивается новый учебный материал.
Для успешной организации работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая игра детей. Сплочению разновозрастной группы способствуют игрушки, которые дети приносят из дома, потому что появляются новые грани общения. Общение во время совместной деятельности дает огромные возможности для взаимовлияния детей разного возраста, для организации взаимопомощи, обучения младших старшими.
Однако следует сказать, что хотя игра и заметно повышает эффективность педагогического процесса в условиях разновозрастной группы, однако основной формой организации обучения в детских дошкольных заведениях остается занятие.
Занятие
В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой.
Наиболее эффективным, на наш взгляд, есть сочетание разных форм работы (коллективная работа, работа с подгруппой и индивидуальные занятия). Более общие учебные задачи лучше решать на фронтальных занятиях, а конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение знаний) — на занятиях с одной подгруппой.
Способа организации коллективных занятий в разновозрастной группе:
- начало занятия одновременно во всех трех (четырех) подгруппах, а окончание последовательное (через 15 минут — у младших, через 20 — у средних и т.д.);
- последовательное начало занятия (занятие начинается с одной подгруппой, потом через 5-7 минут подключается вторая, потом третья).
|