Я – Кашапова Елена Михайловна, воспитатель подготовительной группы МАДОУ «ЦРР — Детский сад № 21», педагогический стаж – 23 года, имею 1 квалификационную категорию.
Что такое сотрудничество? По-научному, сотрудничество это — система методов и приемов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности.
Я хотела бы представить вам свое видение того, что такое сотрудничество. Вот оно. С виду обычный дом. Но давайте разберем этот дом, что называется по кирпичикам, и попробуем его построить заново, но уже сточки зрения моего видения.
Скачать конспект
Итак, первое, что закладывается при строительстве дома – это фундамент. Для меня фундаментом служит наука, а также знания, которые были даны мне в педучилище и получены в процессе педагогического опыта.
Стены моего дома выстраивает сотрудничество внутри педагогического коллектива. Мы, воспитатели и специалисты детского сада, конечно, все разные, но нас объединяет заинтересованность в работе, а самое главное — любовь к детям. В процессе общения мы выявили одну удивительную особенность: коллектив нашего дошкольного учреждения почти молодой, и у каждого есть свои изюминки. Для того чтобы знания каждого из нас стали доступны всем, в нашем детском саду регулярно проводятся педагогические часы, которые часто превращаются в «мозговые штурмы» или, даже, в «педагогические ринги». На них каждый педагог может поделиться своим опытом, взять на заметку опыт коллег, а также поделиться новостями с городских методформирований и курсов повышения квалификации.
Сотрудничество воспитателей со специалистами дает возможность грамотно организовать музыкальные и физкультурные уголки групп, качественно построить индивидуальную коррекционную работу, поддержать одаренных детей. Реализация совместных проектов позволяет раскрыть неизведанное и проявить каждому педагогу себя с необычной стороны И, конечно же, без сотрудничества нельзя представить организацию праздников, которые, как известно, любят все без исключения.
Дальше строим в моем доме крышу – это сотрудничество с родителями моих воспитанников. Ведь я воспитатель не только для детей, но и для родителей тоже. Они должны верить мне, верить в меня и доверять мне самое дорогое — своих детей. Для того чтобы добиться лучших результатов в своей педагогической деятельности, я использую разные формы взаимодействия с родителями моих воспитанников: родительские собрания, тренинги, собрания — дискуссии, развлекательные досуги, индивидуальные беседы.
Особую популярность среди родителей завоевала такая форма работы, как детско-родительский кружок «Умелые руки». На занятиях дети и их родители получали возможность творить вместе: рисовать, лепить, клеить, создавать поделки из разных материалов. На занятиях кружка происходило не просто совместная деятельность, а именно сотрудничество, т.е. вся деятельность осуществлялась в триединстве: воспитатель – родитель – ребенок. В итоге дети и родители совместно оформляли выставку, которую позже могли увидеть все желающие. Такая форма работы помогает оптимизировать детско-родительские отношения, улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми и, конечно, всем вместе подготовиться к школе.
Вернемся к строительству дома. Добавим к крыше трубу. Это сотрудничество с общественностью. Тесное взаимодействие со школой дает возможность качественно организовать преемственность, посещение театра и музея позволяет приобщить детей к искусству, разнообразные экскурсии развивают познавательную активность.
Чего же не хватает в нашем доме? Самого светлого, радостного, яркого и красивого элемента – окна. Это самое любимое в моей работе – сотрудничество с детьми. Оно предполагает, чтобы дети открыто и доверчиво относились ко мне, и я всеми силами пытаюсь этого добиться. Ведь главное для меня — любить и быть любимой ими.
Форм сотрудничества с детьми достаточно много. Отмечу одну, особо полюбившуюся моими детьми – это «рисовальная стена».
Рисовальная стена — это большой ватман, который меняется в зависимости от его заполнения продуктами деятельности детей.
Перед тем как изобразить «Морскую картину» мы получили письмо от морского царя Нептуна. Он просит нарисовать ему картину, чтобы открыть гостиную галерею.
Обговариваем, какой материал будет необходим для выполнения работы. Дети договариваются, кто с кем будет работать и что каждый будет делать. Затем идут к рисовальной стене, распределяют, кто и где будут располагать свой сюжет. Во время работы дети общаются, подсказывают друг другу, просят совет. В конце деятельности рассматриваем то, что получилось.
Такая форма позволяет развиваться сотрудничеству не только в формате «педагог-ребенок» но и «ребенок-ребенок».
Закончилась стройка моего дома. Вот таким мне представляется сотрудничество в детском саду.
В заключении, хотелось бы отметить, что истинная гуманизация образовательного процесса в современной ДОО предполагает глубокое проникновение в область социальных контактов ребенка со взрослыми и сверстниками. Поэтому изучение проблемы специфики сотрудничества имеет не только первостепенное теоретическое, но и острое практическое значение. Особую остроту эта проблема приобрела в связи с повышением требований к образовательному процессу в современной ДОО.
|