1. Дошкольная педагогика.
Тема эссэ: «Нравственное воспитание в детском саду».
Я, Кузнецова Анна Алексеевна, работаю в дошкольном учреждении сравнительно недавно. Но не смотря на это я поняла для себя, что нравственное воспитание деток одно из главных, что должен донести, показать современный воспитатель. К большому сожале-нию ни в каждой семье приоритетом является нравственность, часто бывает, что ребенок попав в детский сад не умеет сострадать, помогать, поддерживать, вести себя в обществе. Детки они же как зеркало непроизвольно отражают все, что видят вокруг. Поэтому на воспитателя ложится очень большая ответственность за этих маленьких людей, чем больше мы вложим в них тепла, доброты, будет зависеть какими они вырастут людьми. Важно с самого начала формировать у ребенка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и поступки.
Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирования у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек, нравственных пред-ставлений, нравственно-волевых качеств: целеустремленность, смелость, настойчивость, честность. А также в детстве формируется такие качества как отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, успокоить, порадовать. Я считаю, что еще один из важных аспектов нравственного воспитания это любовь к своей Родине, стране. Целью формирования национального сознания является воспитание любви к Родине, к своему Отечеству, которое выражается в проявлении высших нравственных чувств, в том числе и патрио-тизма.
Для воспитания нравственности у своих деток в группе, я, например, играю в месте с ними в сюжетно — ролевые игры. Я считаю что ролевая игра помогает наглядно показать как заботится о других, проявлять любовь, сострадать, и т. д. Еще очень любим читать с ними книги, а потом бурно обсуждаем персонажей ищем положительные и отрицатель-ные стороны. Проводим совместную деятельность, беседы с родителями. Ходим на экскурсии, разучиваем гимн, герб страны, говорим о героях, памятниках нашего города. По максимуму стараемся привить детям любовь к своей родине и как можно больше узнать все о нашей стране, о наших народах, традициях. Играем подвижные игры разных народов на прогулке.
Я думаю если же сам воспитатель не является примером нравственности, не умеет проявлять заботу, любовь к ближним, не является патриотом своей страны, то скорее всего он не сможет ни чего хорошего дать своим воспитанникам. В работе с детьми раннего и дошкольного возраста любовь, чуткость особо необходимы, поскольку педагог заменяет воспитанникам мать в ее отсутствие, а следовательно, должен и вести себя по матерински, ни скупясь на внимание, доброе слово, ласку, теплоту, сердечность, на готовность прийти на помощь, оказать моральную поддержку.
2. Психология дошкольного возраста.
Тема ЭССЭ: «Развитие воображения в дошкольном возрасте».
Многие дошкольники испытывают страх, тревогу, неуверенность в себе, заторможен-ность, замкнутость, одиночество, неумение общаться, а другие, наоборот, привязанность и суетливость, особенно это заметно, когда дошкольник переходит на новый этап и ста-новится школьником. Для того чтобы расширить их сферу общения, необходимо разви-вать воображение, т. к. в психической жизни дошкольника оно занимает исключительно важную роль. Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Воображение и фантазия это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. И если вооб-ражение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение ак-тивности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция). Даль-нейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершают-ся довольно часто и с помощью разнообразных средств и примеров. В целом же вообра-жение детей-дошкольников является еще довольно слабым. Маленький ребенок, напри-мер, трехлетка, не в состоянии еще полностью восстановить картину по памяти, творче-ски ее преобразовать, расчленить и использовать далее отдельные части воспринятого как фрагменты, из которых можно сложить что-либо новое.
Я считаю что именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображе-ния, родители обязаны с самого детства делать все для этого. Создать мнимую ситуацию для взрослого человека помогают произведения литературы и фольклора, игрушки, ко-торые они включают в бытовые процессы. Я как мама 4-х летнего ребенка, с самого младенчества уделяла большое внимание развитию у него воображения. Практически с первых месяцев его жизни и до сегодняшнего дня мы много читаем различные кни-ги, соответствующие его возрасту в данный момент и обязательно пока не заснет вклю-чаем ему ауди записи с различными сказками. Ко многим сказкам покупали персонажей и ставили спектакли вместе с мужем. Где то с 1.5 лет я ему начала выдумывать и расска-зывать сказки с его участием, ему это безумно понравилось, теперь он мне рассказывает такие истории, что у меня у самой дух захватывает А так же одно из самых основных это опять же сюжетно-ролевая игра, нужно как можно больше играть вместе со своим ре-бенком, создавать различные ситуации.. Могу сказать точно, что мои труды были не на-прасны, я очень горжусь своим ребенком, что бы мы с ним ни начали делать (изучать бук-вы, цифры и т.д) все у него получается быстро и без особых трудов, его воображению можно позавидовать.
3. Теория, методика воспитания и развития раннего возраста от 1- 3 лет.
Тема эссэ: «Физическое развитие ребенка от 1 до 3».
Физическое развитие ребенка это не только прибавка в весе и росте, но прежде всего совершенствование способности ребенка управлять своим телом; это продвижение ребенка к самостоятельности, когда он сможет достигать собственных целей без помощи взрослых, а благодаря определенным умениям и навыкам. И если окружающие его взрослые помогают ребенку освоить эти навыки и умения, малыш будет быстрее развиваться,
В своей работе я большое внимание уделяю развитию крупной моторики для этого способствуют игры на полу, выполнение танцевальных движений, ползание, лазание, игры с мячом, с крупными блоками, манипулирование различными (может быть, хозяйственными) предметами. А также ни мало важна мелкая моторика которую помогают развить раскрашивание, головоломки с крючками, одевание и раздевание кукол (и себя), складывание пирамидок, мозаик, игры с мелкими игрушками (куклами, зверюшками, машинками), лепка из теста, из пластилина, работа с пинцетом, с бельевыми прищепками, пальчиковые игры и даже просто собирание во время прогулки желудей, каштанов, опавших листьев.
Ребенок 2—3 лет имеет определенные психофизические особенности: быструю утомляемость, неуравновешенность, непоследовательность поведения. Поэтому необходимо во время физкультурных занятий следить за правильным чередованием процессов возбуждения и торможения. Движения не должны быть однообразными. Это позволит ребенку активно отдохнуть.
Движения ребенка от 1 года до 3 лет еще несовершенны. Мышление ребенка 2-го и 3-го годов жизни является наглядно-действенным, поэтому он лучше понимает то, что находится у него перед глазами. Это необходимо учитывать при проведении занятий. Взрослому нужно выполнять вместе с ребенком все упражнения — и новые, и уже знакомые малышу. Сначала ребенок, повторяя за взрослым какое-либо движение, может воспроизвести его лишь частично, так как координация еще недостаточно развита. Но за счет способности к подражанию малышу все же удается повторить показанное движение.
На 2-м году жизни активно формируется речь ребенка. К 1,5 годам он произносит примерно 30-40 слов, а к 2,5 — до 200—300, Развитие моторики ребенка, движение тоже способствуют развитию речи. Кроме того, во время проведения спортивных игр и упражнений (или подражания движениям с последующим эмоциональным «заражением») активизируется речевая активность ребенка. Дети от 1,5 до 3 лет, наращивая словарный запас, в то же время все лучше и лучше понимают речь взрослого, а поэтому более точно и быстро выполняют инструкции во время занятий.
Я считаю, что главное условие занятий с детьми раннего возраста — положительная эмоциональная атмосфера во время их проведения. И если занятие проходит в игровой форме, то оно становится источником положительных эмоций для детей. К тому же подражание действиям взрослого и других детей также рождает положительные эмоции, дети «заражаются» ими. Процесс обучения движениям очень сложен и длителен. Малыши постепенно, шаг за шагом, учатся воспринимать звуковые и зрительные сигналы, быстро на них реагировать. Взрослым же надо следить за тем, чтобы их требования к ребенку были адекватны возрасту и уровню развития на данном этапе. Тогда занятия физкультурой принесут удовольствие малышу.
4. Теория воспитания, развития дошкольного возраста от 3 до7.
Тема эссэ: «Кризисы 3 и 7 лет»
Конечно, главная особенность этого возраста с 3 до 7 лет– это плавное перетекание из одного кризиса в другой. Выделяют два вида кризиса в этот промежуток: кризис 3 лет и 7лет.
Три года – возраст, когда ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятель-ным, в этом возрасте дети уже имеют собственное "хочу" и готовы отстаивать его перед взрослыми. Это время открытий и находок, возраст пробуждения фантазии и осознания себя как личности. Начинается кризис 3 лет примерно с 2,5 и продолжается до 3,5 — 4 лет. Продолжительность протекания кризиса 3 лет зависит от выбранной модели воспитания, особенностей психики и личности самого ребенка. У малышей он может проявляться по разному, но основными «симптомами» являются крайнее упрямство, негативизм и своеволие. Кризис 3 лет у детей – серьезное испытание для родителей, но ребенку в это время приходится еще тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, и не в состоянии контролировать свое поведение.
Один из главных симптомов кризиса семи лет — кривляние, манерность, непослушание. Ребенок становится неуправляем, он не реагирует на замечания родителей, делает вид, что не слышит их или идет на открытый конфликт. В семь лет проявление кризиса связано с утратой детской непосредственности, то есть с "вклиниваем" интеллектуаль-ного момента между переживанием и поступком. Обычные бытовые правила, установ-ленные родителями становятся для ребенка воплощением "детского" мира, от которого он скорее хочет отойти. Ребенок чувствует острую потребность быть "взрослым", вести себя как взрослый, соответственно одеваться, принимать самостоятельные решения. Главное психическое новообразование, к которому приводит кризис семи лет — способ-ность и потребность в социальном функционировании. Ребенок стремиться получить определенную социальную позицию — позицию школьника.
Но мне бы хотелось привести пример именно о кризисе 3-лет. К большому счастью у моего ребенка кризис трех лет прошел практически не заметно и легко, были конечно нотки, но мы с ним стараемся всегда договариваться и все конфликты исходят на нет. Я вообще считаю, что обязательно родителям необходимо находить общий язык со своими детьми особенно в этот период, даже если детки хотят быть взрослы-ми, самостоятельными нужно предоставлять им эту возможность, но все равно быть ря-дом и в случаи чего помочь своему чаду. Был в моей практике один очень ярко выражен-ный пример кризиса 3-лет, я только пришла работать в детский сад, детей своих тоже еще не было, в первый раз с этим столкнулась. У меня была вторая младшая группа от2. 8 до 4 лет, практически все детки за этот год прошли кризис все по своему, кто то не заметно, а кто то ощутима, но очень трудно было с одной девочкой- Соней. Ребеночек она замеча-тельный, очень умная, хорошая девочка, но где то в середине учебного года было такое ощущение, что её кто то подменил. Она иногда становилась не управляемой, очень ка-призной и не идущий на контакт ребенок, с ней можно было поговорить спокойно, только тогда когда она успокаивалась. В период долгих разговоров с ней и с ее родителями, я поняла что и до того тяжелый период криза 3-х лет этой маленькой девочки приходилось переживать самой. Родители посчитали, что если хочешь быть взрослой так будь ей, а то что она ещё маленький человечек, которому нужна забота и любовь напрочь забыли. Частые слава Сонечки были, что я не нужна родителям, они меня не любят. На самом деле я думаю, то что родители в этот момент не уделяли должное внимание своей дочери и усугубило крис. Но с долгими разговорами и стараниями со всех сторон мы его пережили и теперь Соня учится в школе, замечательная девочка, отличница. Да и кризис семи лет прошел не заметно.
Этот период с 3 до 7 лет один из сложных. Родителям и воспитателям необходимо больше терпения и мудрости в этот промежуток жизни детей. Но радует, то что кризисы рано или поздно все равно заканчиваются!!! Надо заметить, что согласно теории Выгот-ского, возрастные кризисы — это неотъемлемая часть формирования личности. Результа-том каждого кризиса является психическое новообразование, на котором строится даль-нейшее развитие. Таким образом, без возрастных кризисов развитие не возможно.
5. Тема «Реализации ФГОС по основным направлениям развития образование детей дошкольного возраста».
В настоящее время в системе дошкольного образования произошли серьезные изменения, которых не было с момента её создания. В связи с введением стандартизации в ДО, наиболее значимыми я считаю такие изменения как: создание инновационного образовательного пространства в ДОу; создание равных условий для разностороннего развития детей, имеющих разные возможности; формирование новой модели выпускника детского сада на основе развивающего взаимодействия ребенка со взрослым и со сверстниками. Обучение должно войти в жизнь ребенка через ворота игры.
В связи с введением ФГОС ДО в Д0у пришло множество инноваций: методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка. Постепенно, благодаря созданию в детском саду единой системы управления инновационной деятельностью; расширению степени участия сотрудников в управлении развитием Д/С; созданию нормативно-правовой базы и системы непрерывного образования и самообразования педагогов (курсы повышения квалификации, ИКТ); индивидуализации форм и методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогических работников (творческие группы, опережающие группы, стажерские площадки и т.д.); использованию активных методов обучения педагогов (мастер-классы, педагогические ринги, педагогические проекты, презентации и др.) — ФГОС постепенно входят в нашу повседневную образовательную жизнь. Технология проектирования призвана включить в сферу межличностного и межгруппового взаимодействия детей и взрослых, развить и обогатить детский социально-личностный опыт. В образовательном процессе педагоги теперь используют как новые технологии, так и уже знакомые элементы образования, доказавшие свою эффективность: игровые методы, интеграционный принцип, здоровье сберегающие технологии, ТРИЗ, ИКТ и др.
Но не всегда радужно и безмятежно обстоят дела в продвижении ФГОС в дошкольные учреждения. Имеются проблемы, как малого, так и большого масштаба. На мой взгляд, модернизация системы управления качеством образования отстает от готовности педагогов заняться инновационной деятельностью. Но больше всего нас, педагогов, удручает материальное обеспечение внедрения ФГОС в ДО. В связи с недостатком материальных средств, оставляет желать лучшего организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОу. В большинстве детских садов нет современного, полифункционального, легко трансформируемого оборудования, обеспечивающего вариативность, доступность, безопасность использования, а порой, нет даже просто соответствующей росту детей мебели (большой процент мебели в ДОУ изношен и морально устарел).
Такой аспект, как переполненность возрастных групп (до 30-35 человек), к сожалению, также затрудняет введение и реализацию инновационных идей и принципов, активных методов и процессов. Педагог не имеет возможности в полной мере взаимодействовать с детьми, увидеть и почувствовать каждого воспитанника. Плохо разработан комплекс материальных, моральных и психологических условий, способствующих достижению высоких творческих результатов педагогов.
Я полагаю, что дальнейшее взаимодействие всех звеньев системы дошкольного образования, овладение педагогами инновационной педагогической деятельностью и вовлечение родителей в педагогический процесс приведет к обновлению и улучшению качества образовательного процесса, к развитию творческих и познавательных способностей у дошкольников и к формированию предпосылок учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования.
|