Родительское собрание "Воспитательная роль бабушек и дедушек в семье"
Выполнила: Воспитатель 1 категории МДОУ №3 «Колокольчик» Хабрусова Т.М.
Аннотация
Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно-ответственными участниками образовательного процесса.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Актуальность: данное собрание направленно на решение многих назревших проблем воспитания совместно старшего поколения и детского сада. Интеграционный подход позволяет не только близко подойти к данной теме собрания, но заинтересовать родителей, бабушек и дедушек.
На данном собрании используется видео – интервью «Бабушка и дедушка в семье». Именно мнение детей о том, что они думают о воспитании старшего поколения в семье, как ничто другое может направить нас к решению поставленных задач воспитания.
ТЕМА: «Воспитательная роль бабушек и дедушек в семье»
Цель: Выявление роли бабушек и дедушек в воспитании внуков.
Скачать конспект
Задачи:
- Анализ разных точек зрения молодых родителей и представителей старшего поколения по вопросу воспитательного влияния на детей бабушек и дедушек.
- Расширение контакта между педагогами и семьями воспитанников
- Воспитание уважения к людям старшего поколения.
План родительского собрания
1. Предварительная работа:
видео – интервью с детьми на тему «Моя бабушка»
проведение беседы на тему «Наши бабушки нужны, наши бабушки важны»
рисование портрета бабушки, мамы с детьми на занятиях ИЗО
2. Организационный этап
3. Вступительная часть
4. Основная часть
А) Просмотр видеозаписи – интервью «Моя бабушка»
В) Беседа по ситуации «Бабушка и внучка»
С) Лекционный материал «Наиболее распространенные типы бабушек
Д) Игра «Острое блюдо»
Е) Тест-игра
5. Оформление страничек портфолио
7. Акция «Подари просто так»
8. Обсуждение текущих вопросов
9. Индивидуальные беседы
Литература:
- Родительские собрания в детском саду С.В. Чиркова
- Педагогика взаимодействия «Занятия с родителями» О.В. Москалюк
Ход собрания:
I. Подготовительный этап
- Опрос детей – мини интервью на тему «Бабушка и дедушка в семье» (приложение 1)
- рисование портрета бабушки, мамы с детьми на занятиях ИЗО
II. Вступительная часть
Звучит музыка, входит воспитатель. Приветствие родителей, бабушек и дедушек.
Воспитатель: Добрый день вам, папы! Поклон вам, мамы –
Лучшие самые! Бабушкам внимание,
Дедушкам — почтение!
Добрый день, уважаемые бабушки, дедушки и родители! Мы рады видеть Вас! Сегодня наше родительское собрание посвящено воспитательной роли бабушек и дедушек в семье. Вы обратили внимание на выставку портретов бабушек и дедушек, нарисованных нашими воспитанниками? Такими они изображают Вас на бумаге.
Сегодня Вас ожидает еще один сюрпризный момент: Вы узнаете, как они характеризуют Вас.
III. Основная часть
А) Просмотр видеозаписи – интервью «Моя бабушка»
Специальные исследования показывают: родители зачастую недооценивают воспитательное влияние бабушек и дедушек на детей. У многих родителей возникает вопрос: как вовлечь представителей старшего поколения семьи в процесс воспитания внуков. Давайте вместе поищем на него ответ, и, может быть, это поможет нам лучше узнать и понять друг друга. Перед началом разговора давайте немного разогреемся и поиграем в игру «Интервью». Посмотрите наше интервью и узнайте своих детей.
(включается видео — запись с детьми)
Каждый узнал себя в описании своего ребенка? Все ли услышали, что думают наши детки о старшем поколении? Оказывается, Ваши дети уже умеют составлять предложения и целые рассказы, делать выводы, мыслить как взрослые.
А теперь предлагаю вам высказать свои мнения по ответам детей (беседа)
В) Беседа по ситуации «Бабушка и внучка»
Уважаемые родители, бабушки, присутствует ли в вашем общении с детьми юмор? Сейчас мы с вами разберем следующую ситуацию:
Ситуация
Утром пятилетняя Маринка собирается в детский сад. И вот бабушка видит, что она надевает мамину шляпу.
-Красиво? Мне идет? – спрашивает она.
- Нет, это не красиво! Мне нравится! Я в ней пойду. Мне подходит.
Тогда бабушка подает ей мамины туфли на каблуках и серьёзным тоном говорит:
-К этой шляпе и туфли нужны соответствующие. Теперь будет красиво!
Маринка смотрит вопросительно, серьёзность бабушкиного тона приводит девочку в недоумение. А затем она говорит:
-Ну, бабушка, ты и смешная! Тогда надевай ты мои туфли!
Обе смеются. Назревавший конфликт рассеян.
(родители вместе с воспитателем разбирают ситуацию)
А теперь, я вам расскажу, какие типы бабушек существуют:
- Деловая бабушка (бабушка, которая совсем не занимается воспитанием, любит только дарить подарки и навещать внуков, когда ей удобно)
- Наседка (постоянно оберегает внука или внучку, полностью сама занимается воспитанием, отстраняя родителей от воспитательного процесса)
- Контролер – наставница (бабушка, которая часто дает советы, наказы, контролирует действия родителей, но сама частично занимается воспитанием внуков)
- Прогрессивная (бабушка, которая воспитывает и родителей и внуков, и считает себя главой семьи, к её мнению должны прислушиваться)
- Обычная (бабушка, которая вместе с родителями занимается воспитанием, все вопросы решаются совместными усилиями)
Вопросы к присутствующим:
-К какому типу Вы относите своих бабушек?
-К какому типу относите Вы себя? (вопрос бабушкам)
-А сейчас немного поиграем!
Игра «Острое блюдо»
Воспитатель задает вопросы:
- Что лучше: читать или рассказывать детям сказки?
- Нужно ли защищать внука (внучку) в его присутствии, если родители наказали его?
- Как часто говорить внучатам «нельзя»?
- О чем спросить ребенка, пришедшего из детского сада?
- Рассказывать ли детям о плохих поступках их родителей в детстве?
- Можно ли рассказывать страшные истории или сказки на ночь?
- Можно ли втайне от родителей разрешить внуку то, что они запретили?
Проводится дискуссия по данным ответам.
IV. Итог собрания:
Совет: нужно обратить внимание родителей на свой стиль воспитания детей, а не только на воспитательную роль бабушек и дедушек.
Уважаемые родители и старшее поколение! Кому не хочется получить ответ на вопрос: «Какой Вы воспитатель?» Именно поэтому я предлагаю Вам тест-игру. Отметьте те вопросы и фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.
Вопросы и фразы к тесту
- Сколько раз тебе повторять?
- Посоветуй мне, пожалуйста…
- Не знаю, что бы я без тебя делал (а)
- И в кого ты такой уродился?!
V. Какие у тебя замечательные друзья!
VI. Ну, на кого ты похож (а)?
VII. Я в твои годы!..
VIII. Ты моя опора и помощник (ца)
IX. Ну что за друзья у тебя?
X. О чем ты только думаешь?!
XI. Какая (какой) ты у меня умница!
XII. А как ты считаешь, сынок (доченька)?
XIII. У всех дети, как дети, а ты…
XIV. Какой (какая) ты у меня сообразительный (ая)!
Число баллов соответствующее каждому вопросу: 2,1,1,2,1,2,2,1,2,2,1, 1, 2, 1.
Оценка результатов
Подсчитайте общее число баллов. Если Вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас, ваши отношения способствуют становлению его личности.
Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.
11 баллов и выше — Вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!
Далее (по плану) обсуждение текущих вопросов.
*
|