муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «центр развития ребенка – детский сад №145» советский район
(возраст детей от 4 до 7 лет)
Составитель: педагог дополнительного образования – хореограф Мальцева М.В. г. Воронеж
Пояснительная записка.
В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявля-ют все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полно-ценным и всесторонне развитым. Поэтому необходимо развивать ребенка многогранно, не останавливаясь не перед какими трудностями.
Скачать план
Наиболее полное раскрытие творческих потенциалов личности дошкольника в МБДОУ, определяется через выбор хореографического направления. Так как данное до-школьное учреждение определяет главным принципом своей педагогической деятельно-сти — нравственно-патриотическое воспитание, то и вся программа строится в основном на обширном изучении русского народного танца, наиболее понятного и доступного де-тям дошкольникам.
Программа «Танцевальный калейдоскоп» ставит своей целью приобщить детей к танцевальному искусству, раскрыть перед ними его многообразие и красоту, способство-вать эстетическому развитию дошкольников, привить им основные навыки умения слу-шать музыку и передавать в движении ее образное содержание.
Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют раз-витию всесторонне-гармоничной личности дошкольника.
Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными воз-можностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармо-ничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка. Он формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества», посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые личные стороны нашего существа.
Обучаясь по этой программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и пони-мать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и тре-нировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Заня-тия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и грамот-ной манеры поведения в обществе, дадут представление об актерском мастерстве.
Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длитель-ный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. На за-нятиях разучиваются различные движения под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнооб-разным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий у ребят раз-вивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения.
Параллельно с развитием музыкальности, пластичности и другими танцевальными качествами, на занятиях по хореографии дети научатся чувствовать себя более раскрепо-щенными, смогут развивать индивидуальные качества личности, воспитать в себе трудо-любие и терпение.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосоз-нания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох также необходи-мо, как и изучение грамоты и математики. В этом и заключается основа национального характера, любовь к своему краю, своей родине.
В основу данной программы положен богатейший опыт великих мастеров танца, теоретиков, педагогов – практиков – А.Я. Ваганова, Т.А. Устиновой, Т.С. Ткаченко и др.
Программа «Танцевальный калейдоскоп» рассчитана на три года обучения и реко-мендуется для занятий детей с 4 до 7 лет. Занятия проводятся в старшей и подготовитель-ной группе 2 раза в неделю, в средней 1 раз в неделю. Длительность занятий: средняя группа – 20 мин., старшая группа – 25 мин., подготовительная группа – 30 мин. Диагно-стика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь), итоговая (май).
Цель – приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстети-ческому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навы-ки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Вы-явить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографи-ческого искусства.
Задачи:
- обучающая — научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения, осно-вам классического, народного и детского – бального танца, музыкальной грамоте и основам актерского мастерства, научить детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой;
- развивающая – развитие музыкальных и физических данных детей, образного мыш-ления, фантазии и памяти, формирование творческой активности и развитие интере-са к танцевальному искусству;
- воспитатывающая –воспитание эстетически – нравственного восприятия детей и любви к прекрасному, трудолюбия, самостоятельности, аккуратности, целеустрем-ленности в достижении поставленной цели, умение работать в коллективе и в пар.
Содержание программы.
1. Вводное занятие.
На данном занятии дети узнают, что такое танец. Откуда идут его истоки? Как овладева-ют этим искусством? Узнают о том, как зародился танец, какие бывают танцы, в чем их отличие. Знакомятся с тем, что необходимо для занятий танцем (танцевальная форма, обувь). Чем дети будут заниматься на протяжении трех учебных лет.
2. Партерная гимнастика.
Партерная гимнастика или партерный экзерсис. Экзерсис в хореографии является фунда-ментом танца. Экзерсис бывает партерный, классический, народно-характерный, джазо-вый и в стиле «модерн». Что такое партерный экзерсис и зачем его надо выполнять? П.э. — это упражнения на полу, которые позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развить гибкость, эластичность стоп.
Для этих занятий необходимы мягкие коврики, на которых будет удобно заниматься на полу.
3. Упражнения на ориентировку в пространстве.
Данная тема позволит детям познакомиться с элементарными перестроениями и построе-ниями (такими как: круг, колонна, линия, диагональ, полукруг и др.), научит детей четко ориентироваться в танцевальном зале и находить свое место. В дальнейшем, повторяя и закрепляя этот раздел, дети научатся в хореографических этюдах сменять один рисунок на другой.
4. Упражнения для разминки.
Данный раздел поможет детям подготовиться к началу занятия, разовьет у ребенка чувст-во ритма, умение двигаться под музыку. Послужит основой для освоения детьми различ-ных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе по программе «Танцевальный калейдоскоп».
5. Народный танец.
В данном разделе тети будут знакомиться с элементами народного танца: позициями и положениями рук и ног, с различными танцевальными движениями, познакомятся с тан-цевальными перестроениями. Каждый учебные год внесет свои изменения в процесс ос-воения материала. С каждым годом он будет более насыщенный и сложный. После освое-ния комплекса различных движений дети будут знакомиться с танцевальными комбина-циями, построенными на данных движениях. А из этих комбинаций в дальнейшем будут составлены и разучены тренировочные танцевальные этюды. Занятия народным танцем позволят детям познакомиться с основами актерского мастерства, помогут, развить в них более раскрепощенную личность.
6. Классический танец.
Классический танец – основа всей хореографии. Он поможет детям познать свое тело, научиться грамотно, владеть руками и ногами, исполняя тот или иной танцевальный эле-мент. На занятиях классическим танцем, дети познакомятся с основными позициями рук и ног, различными классическими движениями (battement tendu, demi plie и др.), познако-мятся с квадратом А.Я. Вагановой. с каждым учебным годом к более простым танцеваль-ным движениям будут добавляться более сложные. В финале ознакомления детей с дан-ным разделом им предлагается разучить танцевальные этюды.
7. Бальный танец.
В раздел «бальный танец» включены такие танцевальные элементы как: подскоки, par польки, par вальса, полонеза. Дети научаться держать корпус и руки согласно тому време-ни, к которому относятся исполняемые танцевальные движения, постараются перенять манеру исполнения танцев того времени. Во время занятий бальным танцем большое внимание будет уделяться работе в паре, что имеет большое значение для данного вида искусства. На этих занятиях могут быть использованы различные атрибуты, например: веера, шелковые платочки, шляпы и др. Также как и после знакомства с предыдущими разделами детям предлагается изучить и исполнить этюды «Полька», «Вальс», «Чарль-стон».
Тематический план.
Средняя группа.
(занятия проводятся 1 раз в неделю)
№ п/п
Тематическое планирование.
- Вводное занятие.
- Партерная гимнастика:
- упражнения для развития подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стоп
- упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага
- упражнения для улучшения гибкости позвоночника
- упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра
- упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава
- упражнения для исправления осанки
- упражнения на укрепление мышц брюшного пресса.
3. Упражнения на ориентировку в пространстве:
- игра «Найди свое место»
- простейшие построения: линия колонка
- простейшие перестроения: круг
- сужение круга, расширение круга
- интервал
- различие правой, левой руки, ноги, плеча
- повороты вправо, влево
- пространственное ощущение точек зала (1, 3, 5, 7)
- движение по линии танца, против линии танца.
4. Упражнения для разминки:
- повороты головы направо, налево
- наклоны головы вверх, вниз, направо, налево, круговое движение головой, «Уточка»
- наклоны корпуса назад, вперед, в сторону
- движения плеч: подъем, опускание плеч по очереди, одновременно, круговые движения плечами «Паровозик», «Незнайка»
- повороты плеч, выводя правое или левое плечо вперед
- повороты плеч с одновременным полуприседанием
- движения руками: руки свободно опущены в низ, подняты вперед, руки в сторо-ны, руки вверх
- «Качели» (плавный перекат с полупальцев на пятки)
- чередование шагов на полупальцах и пяточках
- прыжки поочередно на правой и левой ноге
- простой бег (ноги забрасываются назад)
- «Цапельки» (шаги с высоким подниманием бедра)
- «Лошадки» (бег с высоким подниманием бедра)
- «Ножницы» (легкий бег с поочередным выносом прямых ног вперед)
- прыжки (из 1 прямой во вторую прямую) с работой рук и без
- бег на месте и с продвижением вперед и назад.
5. Классический танец.
- Постановка корпуса.
- Положения и движения рук:
- подготовительная позиция
- позиции рук (1, 2, 3)
- постановка кисти
- отличие 2 позиции классического танца от 2 позиции народного танца
- раскрывание и закрывание рук, подготовка к движению
3. Положения и движения ног:
- позиции ног (выворотные 1,2, 3)
- demi plie (по 1 позиции)
- relleve (по 6 позиции)
- sotte (по 6 позиции)
- легкий бег на полупальцах
- танцевальный шаг
- танцевальный шаг по парам (руки в основной позиции)
- перенос корпуса с одной ноги на другую (через battement tendu)
- реверанс для девочек, поклон для мальчиков.
4. Танцевальные комбинации.
6. Народный танец.
1. Положения и движения рук:
- подготовка к началу движения (ладошка на талии)
- хлопки в ладоши
- взмахи платочком (дев.), взмах кистью (мал.)
- положение «полочка» (руки перед грудью)
- положение «лодочка».
2. Положения и движения ног:
- позиции ног (1-3 свободные, 6-ая, 2-ая закрытая, прямая)
- простой бытовой шаг
- «Пружинка» -маленькое тройное приседание (по 6 позиции)
- «Пружинка» с одновременным поворотом корпуса
- battement tendu вперед, в сторону на носок, с переводом на каблук в русском ха-рактере
- battement tendu вперед на носок, с переводом на каблук в русском характере и одновременным приседанием
- притоп простой, двойной, тройной
- ритмическое сочетание хлопков в ладоши с притопами
- простой приставной шаг на всей стопе и на полупальцах по 1 прямой позиции
- простой приставной шаг с притопом
- поднимание и опускание ноги согнутой в колене, вперед (с фиксацией и без)
- приставной шаг с приседанием
- приставной шаг с приседанием и одновременной работой рук (положение рук «полочка», наклон по ходу движения)
- приседание на двух ногах с поворотом корпуса и выносом ноги на каблук в сто-рону поворота
- приставной шаг с приседанием и выносом ноги в сторону на каблук (против хо-да движения)
- приставные шаги по парам, лицом друг к другу (положение рук «лодочка»)
- «елочка»
- «ковырялочка»
- поклон в русском характере (без рук).
3. Танцевальные комбинации.
7. Танцевальные этюды, танцы:
8. Подготовка к итоговому контрольному занятию.
9. Итоговое контрольное занятие.
10. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей дошколь-ного возраста.
ИТОГО: 36 часов
Старшая группа.
(занятия проводятся 2 раза в неделю)
№ п/п
Тематическое планирование.
- Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года.
- Классический танец:
- Повтор 1 года обучения.
- Упражнения на ориентировку в пространстве:
- положение прямо (анфас), полуоборот, профиль
- свободное размещение по залу, пары, тройки
- квадрат А.Я. Вагановой.
3. Положения и движения рук:
- перевод рук из одного положения в другое.
4. Положения и движения ног:
- позиции ног (выворотные)
- шаги на полупальцах с продвижением вперед и назад
- танцевальный шаг назад в медленном темпе
- шаги с высоким подниманием ноги, согнутой в колени вперед и на полупальцах (вперед, назад).
- relleve по 1,2, 3 позициям (муз. раз. 1/2, 1/4, 1/8)
- demi-plie по 1,2, 3 поз.
- demi-plie c с одновременной работой рук
- сочетание полуприседания и подъема на полупальцы
- sotte по 1,2, 6 поз.
- sotte в повороте (по точкам зала).
5. Танцевальные комбинации.
4. Народный танец:
- Повтор 1 года обучения.
- Положения и движения рук:
- положение на поясе – кулачком
- смена ладошки на кулачок
- переводы рук из одного положения в другое (в характере рус. танца)
- хлопки в ладоши – двойные, тройные
- руки перед грудью – «полочка»
- «приглашение».
3. Положение рук в паре:
- «лодочка» (поворот по руку)
- «под ручки» (лицом вперед)
- «под ручки» (лицом друг к другу)
- сзади за талию (по парам, по тройкам).
4. Движения ног:
- шаг с каблука в народном характере
- простой шаг с притопом
- простой переменный шаг с выносом ноги на каблук в сторону (в конце музы-кального такта)
- простой переменный шаг с выносом ноги на пятку в сторону и одновременным открыванием рук в стороны (в заниженную 2 позицию)
- battement tendu вперед и в сторону на носок (каблук) по 1 свободной поз., в соче-тании с demi-plie
- battement tendu вперед, в сторону на носок с переводом на каблук по 1 свободной поз., в сочетании с притопом
- притоп простой, двойной, тройной
- простой русский шаг назад через полупальцы на всю стопу
- простой шаг с притопом с продвижением вперед, назад
- простой дробный ход (с работой рук и без)
- танцевальный шаг по парам (на последнюю долю приседание и поворот корпуса в сторону друг друга)
- простой бытовой шаг по парам под ручку вперед, назад
- простой бытовой шаг по парам в повороте, взявшись под руку противоположны-ми руками
- танцевальный шаг по парам, тройками (положение рук сзади за талию)
- прыжки с поджатыми ногами
- «шаркающий шаг»
- «елочка»
- «гармошка»
- поклон на месте с руками
- поклон с продвижением вперед и отходом назад
- боковые перескоки с ноги на ногу по 1 прямой позиции
- «ковырялочка» с двойным и тройным притопом
- «припадание» вперед и назад по 1 прямой позиции.
(мальчики)
- подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по 1 прямой и свобод-ной позиции)
- подскоки на двух ногах (1 прямая, свободная позиция).
(девочки)
- простой бег с открыванием рук в подготовительную позицию (вверху, между 2 и 3 позициями)
- маленькое приседание (с наклоном корпуса), руки перед грудью «полочка»
- бег с сгибанием ног назад по диагонали, руки перед грудью «полочка»
5. Упражнения на ориентировку в пространстве:
- диагональ
- простейшие перестроения: колонна по одному, по парам, тройкам, по четыре
- «звездочка»
- «корзиночка»
- «ручеек»
- «змейка».
6. Танцевальные комбинации.
5. Бальный танец:
1. Постановка корпуса, головы, рук и ног.
1. Движения ног:
- шаги: бытовой, танцевальный
- поклон и реверанс
- боковой подъемный шаг (par eleve)
- «боковой галоп» простой, с притопом (по кругу, по линиям)
- «пике» (одинарный, двойной) в прыжке
- легкий бег на носках по кругу по парам лицом и спиной вперед.
2. Движения в паре:
- (мальчик) присед на одно колено, (девочка) легкий бег вокруг мальчика
- «боковой галоп» вправо, влево
- легкое покачивание лицом друг к другу в правую сторону.
3. Положения рук в паре:
- основная позиция
- «корзиночка».
4. Танцевальные комбинации.
6. Этюды:
- сюжетный танец «Мотылек»
- «Кадриль»
- «Вальс».
7. Подготовка к итоговому контрольному занятию.
8. Итоговое контрольное занятие.
9. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей дошколь-ного возраста.
ИТОГО: 72 часа
Подготовительная группа.
(занятия 2 раза в неделю)
№ п/п
Тематическое планирование.
- Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года.
- Классический танец:
- Повтор 2 года обучения.
- Движения рук:
3. Движения рук:
- demi-plie
- battement tendu
- passe
- relleve.
4. Танцевальные комбинации.
3. Народный танец:
- Повтор 2 года обучения.
- Положения и движения рук:
- переводы рук из одного положения в другое
- скользящий хлопок в ладоши, «тарелочки»
- скользящий хлопок по бедру по голени (мальчики)
- взмахи платочком (девочки).
3. Движения ног:
- поклон в русском характере
- кадрильный шаг с каблука
- шаркающий шаг (каблуком, полупальцами по полу)
- пружинящий шаг
- хороводный шаг
- хороводный шаг с остановкой ноги сзади
- хороводный шаг с выносом ноги вперед на носок
- переменный ход вперед, назад
- «ковырялочка» (с притопом, с приседанием, с открыванием рук)
- ковырялочка с подскоком
- боковое «припадание» по 3 поз.
- «припадание» в повороте
- перескоки с ноги на ногу по 3 свободной позиции на месте и с продвижением в сторону
- поочередное выбрасывание ног перд собой или крест на крест на носок или ребро каблука (на месте или с отходом назад)
- подготовка к «веревочке»
- «веревочка»
- прыжок с поджатыми
(девочки):
(мальчики):
- присядка «мячик» (руки на поясе – кулачком, руки перед грудью «полочка»)
- присядка по 6 поз. с выносом ноги вперед на всю стопу
- присядка по 1 свободной позиции с выносом ноги на носок или каблук
- скользящий хлопок по бедру, по голени
- одинарные удары по внешней и внутренней стороне голени с продвижением впе-ред и назад
- «гусиный шаг».
4. Движения в паре:
- соскок на две ноги лицом друг к другу
- пружинящий шаг под ручку (в повороте).
6. Упражнения на ориентировку в пространстве:
5. Танцевальные комбинации.
4. Бальный танец:
- Повтор 2 года обучения.
- Положения и движения ног:
Полька:
- par польки (по одному, по парам)
- par польки в сочетании с подскоками
- «пике» с одинарным и двойным ударом о пол (с продвижением назад)
- прыжок из 6 во 2 позицию на одну ногу
- «подскоки» в повороте (по одному и по парам).
Вальс:
- par вальса (по одному, по парам)
- par balance (на месте, с продвижением вперед, назад).
Полонез:
- par полонеза
- par полонеза в парах по кругу.
Чарльстон:
- основное движение – «чарльстона»
- двойной чарльстон
- чередование одинарного и двойного чарльстона
- чарльстон с точкой вперед, назад, с продвижением вперед, назад, с поворотом
- пружинящий шаг с открыванием рук в стороны.
3. Движения в паре:
- легкий бег на полупальцах по парам лицом и спиной вперд с поворотом через середину
- легкий бег по парам на полупальцах по кругу (девочка исполняет поворот под руку на сильную долю такта).
4. Танцевальные комбинации.
5. Этюды:
- «Русская плясовая»
- «Полька»
- «Чарльстон».
6. Подготовка к итоговому контрольному занятию.
7. Итоговое контрольное занятие.
8. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей дошколь-ного возраста.
ИТОГО: 72 часа.
Способы проверки достижения
требований к знаниям, умениям и навыкам воспитанников.
- Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей – сентябрь.
- Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей – май.
Список литературы:
- Барышникова Т.К. Азбука хореографии. – СПб., 1996.
- Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. – М., 2004.
- Гусев Г.П. Этюды. – М., 2004.
- Звездочкин В.А. Классический танец. – Ростов н/Д., 2003.
- Богданов Г. урок русского народного танца. – М., 1995.
- Устинова Т. Беречь красоту русского народного танца. – М., 1959.
- Ткаченко Т. Народный танец. – М., 1975.
- Белкина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М., 1984.
- Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – М., 2003.
|